Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
 изучить сущность, причины и социально-экономические последствия бедности;
 изучить сущность социальной политики и особенности проведения социальной политики в странах с переходной экономикой;
 изучить социальную политику в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития.

Содержание

Введение 3
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия 5
2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой 10
3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 30

Работа содержит 1 файл

ГР - проблема бедности и социальная защита населения.docx

— 77.34 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ» 
 

      Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь 
 
 

Студент

ФМк, 2 курс, РММ-2                           (подпись)                        А.А.Лазовский

                                         (дата) 

Руководитель               (оценка)          (подпись)                            

                                                                     (дата)                                  

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2009

Содержание

 
 

Введение 3

1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия 5

2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой 10

3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития 18

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложения 30

Введение

 

      Сегодня ясно, что бедность существует в  многообразных формах специфических  для разных социальных групп. Но какую  бы она форму не принимала, бедность воспринимается как крайняя точка, неприемлемая обществом по ряду экономических  и морально-этических причин. Поэтому  борьба с ней является составной  частью официальной политики социального  развития во всех странах мира.

      Данная  борьба основывается на определенной стратегии социальной политики в стране и в зависимости от размеров социальных расходов государства, которые формируются под влиянием политической системы, демографической ситуации, традиций, нравственных ценностей и других факторов, может меняться. Кроме того, каждому периоду экономического развития соответствует определенная социальная политика. В условиях экономических перемен и крупных технологических преобразований, когда равновесие в экономике неизбежно нарушается, требуется преобразование всей системы государственной социальной политики.

     Социальная  политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

     Вместе  с тем улучшение социального  обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

     Поэтому целью данной курсовой работы является изучение проблемы бедности и социальной защиты населения.

     Задачи  курсовой работы:

  • изучить сущность, причины и социально-экономические последствия бедности;
  • изучить сущность социальной политики и особенности проведения социальной политики в странах с переходной экономикой;
  • изучить социальную политику в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития.

1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия

 

     Денежные  доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 : 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

     На  величину доходов оказывает влияние  множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

     В странах, на чьих территориях имеют  место различные климатические  условия, особое значение приобретают  географические факторы поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона и, соответственно, предполагает различные уровни доходов.

     Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью в дополнительных средствах существования для жителей, пострадавших районов.

     Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени, Не обделенные в этом плане природой индивиды, имея более высокую производительность, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеют и работоспособность человека, его стремление добиться высоких результатов в своей деятельности.

     Известно, что величина доходов зависит  от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам в наследство, т.е. неравенство доходов воспроизводится, способствуя получению данной категорией лиц лучшего образования и, соответственно, более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

     С проблемой неравномерного распределения  доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она определяется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению[4, с.289].

     Бедность  представляет собой глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое  явление, связанное с низким уровнем  потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

     Масштабы  бедности в мире:

     Из  6 млрд. людей, населяющих нашу планету, 2,8 млрд. (47 %) живут менее чем на 2 дол. в день, а более 1,2 млрд. (20 %) — менее чем на 1 дол. США в день.

     Каждый  шестой взрослый в мире неграмотен.

     115 млн. детей не посещают даже начальную школу.

     Каждый  день более 30 тыс. детей умирают от болезней, поддающихся лечению.

     Из  каждых 100 детей младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8 — до пяти лет.

     Более 1 млрд. человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, более 2 млрд. — к современным средствам санитарии.

     Около 800 млн. человек не получают необходимого минимального уровня питания и почти 0,5 млрд. хронически не доедают, треть из которых — дети[12].

     Бедность может иметь различные формы. В зависимости от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

     Объективная бедность — состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень к масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

     Основным  инструментом определения численности  бедных в стране является черта, или граница, бедности — минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

     В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным  потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

     Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

     Бюджет  прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.

     Основой натурально-вещественной структуры  минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь