Причины развития коррупции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:45, реферат

Описание работы

Цель моего реферата - понять отношение нашего народа к этой масштабной проблеме взяточничества, которая буквально разваливает нашу страну.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….3
Основные виды и формы коррупции ……………………………………....5
Причины коррупции и основные методы борьбы с ней……………….…10
Вред от коррупции. Отношение к ней государства…………………….…12
Отношение общества к коррупции…………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

До сих пор  спорными являются такие причины:

  • низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;
  • государственное регулирование экономики;
  • зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги;
  • оторванность бюрократической элиты от народа;
  • экономическая нестабильность, инфляция;
  • этническая неоднородность населения;
  • низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);
  • религиозная традиция;
  • культура страны в целом.

Но методы борьбы с коррупцией все же существуют.

       С формальной точки зрения, если  не будет государства — не  будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных  подхода к уменьшению коррупции:

  • ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания;
  • создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы;
  • усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. 

Также существуют методы надзора:

  • внутренний контроль

Ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим;

  • внешний контроль

Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко  и эффективно признан виновным, резко  снижает потенциальную привлекательность коррупции. Свобода слова и СМИ.

  • Система выборов

Наказание избранных  представителей за коррупцию является отстранение их от власти на следующих  выборах. Сам избиратель отвечает за степень честности и ответственности  тех, кого он избирает.  
 
 
 
 
 

4.Вред от коррупции. Отношение к ней государства

  Коррупция  вызывает1:

  • неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;
  • неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;
  • потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;
  • потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;
  • разорение частных предпринимателей;
  • снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;
  • понижение качества общественного сервиса;
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;
  • неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный   поиск ренты;
  • рост социального неравенства;
  • усиление организованной преступности - банды превращаются в мафию;
  • ущерб политической легитимности власти;
  •      снижение общественной морали.

    В  высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией: свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан.             Некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки.

     Существует  также точка зрения, что к коррупции  допустимо терпимое отношение. В истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Но если взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур, то терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает эффективность рынка в целом.

      Если государство искореняет  коррупцию, затраты на это малоокупаемое  занятие возрастают так, что  для полной ликвидации коррупции  придётся затратить бесконечные  усилия. Сравнивая потери от коррупции  и затраты на искоренение коррупции  для каждого её уровня, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери. Оказывается, для общества выгоднее не уничтожать коррупцию до конца  просто из-за высокой затратности этого процесса.

     Чрезмерное  увлечение борьбой с коррупцией в ущерб устранению её причин способно лишить административную систему гибкости, а население гражданских свобод. Правящая группа может использовать карательное законодательство для усиления своего контроля над обществом и преследования политических противников.

Рассмотрим  причины коррупции:

     Фундаментальное  противоречие.

Производство  любых благ требует расхода определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу  расходов, покрываемых в конечном итоге за счёт потребителя, однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к ситуации, когда потребитель получает необходимую услугу или товар от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего.

Частным случаем  является общественное благо, которое  оплачивается за счёт налогов и предоставляется  государственными служащими.

Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем  является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по своему усмотрению.

      Персона или группа, обладающая  верховной властью, не в состоянии  самостоятельно обеспечивать реализацию  политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями, в распоряжение которых она передаёт необходимые ресурсы, для которых она устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает проблема:

      Консервативность закона. На практике  инструкции меняются значительно  медленнее, чем внешние условия.  Поэтому они оставляют место  для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления  становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

     Невозможность  всеохватывающего контроля.

Надзор требует  затрат, но кроме того, чрезмерно  жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала  и приводит к оттоку творчески  мыслящих кадров.

Так, принцип  управления сам по себе содержит потенциальную  возможность для коррупции. Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Особенность систем с предста-вительной демократией состоит в том, что высшие должности занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах.

 Отношение  государства к коррупции было  озвучено ежегодным посланием  президента федеральному собранию  от 12.11.2009 г. : за шесть месяцев  рассмотрено 4500 тысячи дел, из которых 532 – органы власти и 700 дел – работники правоохранительных органов. Д. Медведев также указал меры борьбы с коррупцией, в первую очередь предложил сажать коррупционеров в тюрьму, а также вследствие того, что не у каждого человека есть возможность обратиться в различные сферы  государственной власти сказал,  что, все сферы должны быть открыты для общества, и новые законы об открытости государственных органов  выходят уже в 2010 году. Чтобы бороться с коррупцией, нужно жестко укрепить перспективу состава правоохранительных органов, предъявлять высокие требования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Отношение  общества к коррупции

Сегодня коррупция в России превратилась в систему общественных отношений, уродующую социально-экономическую  и политическую жизнь России, порождающую глубокое недоверие населения и гражданского общества к власти. 
Коррупция превратилась в привычное явление для миллионов наших соотечественников, унижая их, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям. Так образуется своего рода "корневая система" коррупции, питающая ее верхние эшелоны. 
В России непрозрачная власть сегодня находится вне общественного контроля и может чувствовать себя вполне комфортно на всех уровнях. Граждане практически лишены возможности получать обязательные гарантированные государством услуги в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и правоохранительных органов на должном уровне без дачи взятки.  
Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной  проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность, ведущим к подрыву экономической безопасности Российской Федерации. По мнению иностранных специалистов, прямые потери России от коррупции составляют 25 - 40 млрд. долл. ежегодно. Все это, у нас в России, превратилось в обыденную вещь. Общество знает об этом. Лично с этим никто не борется, а только иногда возмущается. А значит, все мы, вольно или невольно, участвуем в коррупции. Одни больше, другие меньше, одни явно, а другие своим безразличием к происходящему, но все участвуем  во взращивании этого монстра - коррупции, способствуя уничтожению Россию изнутри. 
Положение дел с коррупцией в России во многом обусловлено именно моральным разложением в обществе. Это явилось следствием скоротечного перехода к новой социальной и экономической системе, который был слабо подкреплен необходимой правовой базой и не только неэффективной, но, во многом, и негативной деятельностью исполнительной власти. Да, мы получили рынок, но это рынок, где властвует коррупция, ставшая частью менталитета российских граждан.

Среди большинства россиян укоренилось  мнение, что лично от каждого из них ничего не зависит, что ни сам он, ни его близкие все равно не могут противостоять мздоимству и лихоимству. В результате, по опросам ВЦИОМ, почти 80% наших сограждан рассматривают коррупцию как стихийное бедствие, которое невозможно предотвратить, и с которым следует примириться.

Выступая  на первом заседании Совета при Президенте по борьбе с коррупцией, В.В. Путин  отметил: "Чем эффективнее и  крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления  должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И поэтому одна из задач Совета - это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью".  

Мировая практика борьбы с коррупцией показывает, что без сильных общественных организаций, активно, грамотно и целеустремленно работающих от имени и в интересах общества, эта борьба не имеет никаких перспектив на успех. 
Без общественных организаций, учитывая глубокий кризис доверия к власти со стороны населения, справиться с коррупцией невозможно.
 
 
 
 
 
 
 

6. Заключение

    К  2000 году в российском обществе  масштабы коррупции  в системе  государственного управления достигли  размеров, угрожающих национальной  безопасности1.

 Коррупция  проникла практически во все  сферы жизни общества. Несмотря на всеобщее осуждение, декларацию борьбы с ней и обещание политических партий и руководства страны ее искоренить, коррупция продолжает уверенно существовать.

Коррупция в российском обществе 90-х годов имела тесную связь с организованной преступностью, что серьезно осложнило борьбу с ней, и, как следствие, вело к дисфункции системы государственного управления, дифференциации доходов общества.

       Существуют условия, способствующие  коррупционному поведению и коррупционным действиям в системе государственного управления, которые необходимо исправить или устранить.

    Среди  этих условий можно выделить:

1. Отсутствие  необходимой законодательной базы, в том числе законов - «О  борьбе с коррупцией» и «О  предупреждении легализации доходов,  полученных преступным путём», для ограничения влияния на власть преступных

сообществ. Отсутствие юридического термина «коррупция»  в Уголовном кодексе.

Информация о работе Причины развития коррупции в России