Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:45, реферат
Цель моего реферата - понять отношение нашего народа к этой масштабной проблеме взяточничества, которая буквально разваливает нашу страну.
Введение…………………………………………………………………..….3
Основные виды и формы коррупции ……………………………………....5
Причины коррупции и основные методы борьбы с ней……………….…10
Вред от коррупции. Отношение к ней государства…………………….…12
Отношение общества к коррупции…………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………28
Министерство
Сельского Хозяйства Российской
Федерации
Красноярский
Государственный Аграрный университет
Кафедра
социологии
Реферат
на тему: причины развития коррупции
в России
Проверил преподаватель:
Выполнил ст.
27 гр. ИЗКиП
Красноярск 2009
Содержание:
1.Введение
Выбирая тему реферата, я обратила свое внимание на проблему, существующую уже много лет - коррупцию, исторические корни которой, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. В первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Цель моего реферата - понять отношение нашего народа к этой масштабной проблеме взяточничества, которая буквально разваливает нашу страну.
В современной России объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США. В деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год. В 2000 году страна находились на 82-м месте. А в 2007 году занимала в нём 143 место из 180 (считая, что 180 это самая коррумпированная). Коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах, до уровня высших государственных чиновников. К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:
таможенные службы, медицинские организации, автоинспекции,
судебные органы, налоговые органы, правоохранительные органы.
Законодательство есть один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов.
Законодательство - система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением, действующих на территории страны.
Корру́пция 1(от лат. corrumpere - «растлевать»)- термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству).Наиболее часто термин при-меняется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.
В
целях борьбы с коррупцией в России в июле
2008 г. Президентом РФ был утверждён Национальный
план противодействия коррупции. Остается
только надеяться, что план Президента
воплотится в жизнь, а Россия выйдет на
одно из первых мест по снижению уровня
коррупции.
2. Основные виды и формы коррупции
Коррупцию возможно
-по типу выгоды
(получение прибыли или
-по направленности (внутренняя и внешняя);
-по способу
взаимодействия субъектов,
В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).
Самые
опасные формы коррупции
Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д.
Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. Если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель.
К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторые считают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательной кампании).
Коррупция часто является поводом для призывов к насильственной смене власти. При этом обвинения нередко предъявляются не только конкретной политической элите, но и политической системе в целом.
Виды коррупции.
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство.
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция
верховной власти относится к
политическому руководству и
верховным судам в
Рынок услуг коррупции.
Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным и частным лицами.
Взятки.
Распространение
коррупции среди чиновников приводит
к тому, что в ней оказываются
заинтересованными и
Процент от взяток подчинённых — стабильный доход и для начальника нет непосредственного участия в даче взятки. Да и под покровительством начальника брать взятки безопаснее. Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, можно столкнуться с принципом презумпции добросовестности правоохранительных органов, который означает, что шансы уличить их сотрудника в неправомочных действиях ничтожно малы. На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». Начиная с уровня отдельных ведомств, чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков.
Заинтересованность частного лица.
Вымогательство («государственный рэкет») практикуется чиновниками, обладающими властью препятствовать кому-либо в получении лицензий, специальных разрешений или любых других услуг, входящих в компетенцию чиновника. Если чиновник имеет полномочия оценивать сумму надлежащих выплат (например, налогов или пошлин), это также открывает возможности для вымогательства.
Столкнувшись с вымогательством со стороны госслужащего, частное лицо оказывается перед выбором: либо дать взятку (что сопряжено с риском разоблачения), либо обжаловать действия госслужащего через надзорный орган.
Сговор возникает при тех же условиях, что и вымогательство, однако отличается тем, что выгоден обеим сторонам и состоит в совершении сделки, наносящей ущерб государству. Например, в обмен на взятку, таможенный инспектор может занизить сумму импорта и тем самым уменьшить сумму, которую фирма-импортёр должна уплатить на пошлины. В сделку также могут быть вовлечены структуры, ответственные за надзор над чиновником.
Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы.
Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определённые группы получали ренту («государственную ренту») от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта.
Государственные закупки, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.
Внебюджетные
счета часто создаются с
Прибыльная сфера
для коррупции в
налоговые льготы;
продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных;
добыча природных ресурсов;
продажа государственных активов, в особенности приватизация; государственных предприятий;
предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности;
Контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.);
Назначение на ответственные посты в органах власти;
Коррупция в судебной системе.
Частный сектор коррупции
Сфера коррупции
не ограничена государственным сектором.
Аналогичные злоупотребления
Взятки в частном
секторе принято называть «подкупом».
3. Причины коррупции и основные методы борьбы с ней
Двусмысленные законы1. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.
Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.
Профессиональная некомпетентность бюрократии.
Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.
Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.
Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.