Предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений

Автор: Павел Катрышев, 17 Августа 2010 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Преступ-ность, являясь феноменом, присущим любому государственно-организованному обществу, представляет собой непреходящую социаль-ную проблему, решение которой зависит как от состояния общей поли-тической, социально-экономической, культурно-нравственной обстанов-ки в стране и в отдельных регионах, так и от эффективности тех конкрет-ных мер, которые государство и общество в целом предпринимают в от-ношении тех причин и условий, которые детерминируют преступность и ее отдельные виды.
Постпенитенциарная преступность, являясь видом общей преступ-ности и разновидностью рецидивной преступности, обладает всеми при-сущими им признаками и характеризуется повышенной общественной опасностью, которая обусловлена негативными изменениями в динамике постпенитенциарной преступности в сравнении с динамическими показа-телями общей преступности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

Следует отметить, что в настоящее время должны меняться цели привлечения осужденного  к труду. Главной из них должно являться ока-зание помощи в социальной адаптации после освобождения, в  привитии социально полезных навыков, которые помогут освободившемуся  в ре-шении возникающих на воле проблем, прежде всего, с трудоустройством, в чем необходима помощь институтов гражданского общества, т.к. сего-дня  специалист по социальной работе исправительного  учреждения не способен реально влиять на ее решение.

К сожалению, следует  констатировать тот факт, что на государст-венном уровне проблемы социальной реабилитации лиц, освободивших-ся из исправительных учреждений пока законодательно не урегулирова-ны. На сегодняшний день в стране фактически нет специальных  органов и служб, целенаправленно  занимающихся трудовым и бытовым  устрой-ством лиц, отбывших наказание  в местах лишения свободы. Представля-ется, что привлечение общественности к деятельности органов и учреж-дений, исполняющих наказания, не только соответствует  требованиям международно-правовых документов по вопросам обращения с  заклю-ченными, но и существенно  влияет на результативность процесса их адаптации к жизни на свободе.

В настоящее  время за пределами уголовно-исполнительной систе-мы фактически отсутствуют учреждения, выполняющие функцию соци-альной реабилитации освободившихся лиц, не разработана  концепция постпенитенциарной социальной реабилитации, не выработана государ-ственная политика в отношении лиц, освобождающихся  из мест лишения свободы, и соответствующая  законодательная база, не согласована  дея-тельность исправительных учреждений и различных государственных  служб. Все это обусловливает  необходимость создания эффективно и 21

непрерывно действующей  системы реабилитации граждан, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы, и их адаптации  к условиям жизни в постпенитенциарный период, которая включала бы в себя взаимодействующие исправительные учреждения и учреждения постпенитенциарной социальной адаптации.

В Федеральном  законе «Об образовании» необходимо расширить перечень случаев получения  второго бесплатного профессионального  образования, включив в него осужденных к лишению свободы, находя-щихся  в исправительных учреждениях, имеющих  профессию, по которой осужденный не может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Представляется  целесообразным дополнить Трудовой кодекс Рос-сийской Федерации и  Федеральный закон «О занятости  населения в Рос-сийской Федерации» положениями, предусматривающими установление квоты для приема на работу лиц, освобожденных  от отбывания наказа-ния, а также  предусмотреть в КоАП РФ меры ответственности  за отказ работодателя в приеме на работу лиц, освобожденных от отбывания  на-казания.

Представляется  целесообразным рассмотреть возможность  уста-новления налоговых льгот для  организаций, размещающих заказы в  ис-правительных учреждениях, и организаций, которые принимают на рабо-ту лиц, освобожденных из исправительных учреждений.

В четвертом параграфе исследуются вопросы, касающиеся осу-ществления контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений.

Противоправная  деятельность и антиобщественный образ  жизни ранее судимых лиц, в  отношении которых уголовное  наказание не дости-гает цели, то есть не приводит к их исправлению и  не обеспечивает пре-дупреждения новых  преступлений, во многом предопределены постепен-ным развалом системы социально-правового  контроля за наиболее опас-ными категориями  преступников, которые упорно не поддаются  исправ-лению.

После отмены 1 июля 2002 г. административного надзора  за реци-дивоопасными лицами значительное число таких лиц остались без  кон-троля со стороны милиции, которая  лишилась довольно эффективных мер  упреждения, недопущения криминальной активности.

Закон о новой  системе постпенитенциарного контроля мог и дол-жен быть принят после  отмены административного надзора. К этому обя-зывали данные уголовной  статистики, материалы многочисленных ис-следований уголовного рецидива, общеизвестные  факты, свидетельст-вующие о том, с  какой легкостью совершают ранее  судимые социально неадаптированные лица самые опасные преступления, как они успешно, при отсутствии контроля, используют свой криминальный опыт для про-должения преступной деятельности.

Статья 19.24 КОАП РФ, предусматривающая ныне администра-тивную ответственность за невыполнение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении  него су-дом, на сегодняшний день применяются  лишь к условно-досрочно осво-22

божденным от отбывания  наказания и не может применяться  к лицам, отбывшим наказание, поскольку  возложение на них каких-либо обязан-ностей законом не предусмотрено. В результате наиболее опасные пре-ступники, которые  были осуждены к реальному лишению  свободы и не встали на путь исправления, остались вне какого-либо социального  кон-троля, что создает благоприятные  условия для совершения ими новых  преступлений.

О парадоксальности сложившейся ситуации свидетельствует  тот, например, факт, что суд в  соответствии с ч.5 ст.73 УК РФ возложил спе-циальные обязанности на лицо, которое  было осуждено за преступление небольшой  или средней тяжести и вследствие положительного поведения в исправительном учреждении было условно-досрочно освобождено  от отбывания наказания, и в то же время лицо, которое было осуждено за совершение тяжкого или особого  тяжкого преступления при особо  опас-ном рецидиве и во время отбывания  наказания злостно нарушало уста-новленный  порядок, никаким правовым ограничениям после отбытия наказания, подвергаться не может. Хотя совершенно очевидно, что  при-менение к нему наказания  не достигло своей цели, и следовательно, име-ется большая вероятность совершения данным лицом нового преступле-ния.

В связи с  этим требуется на законодательном  уровне установить основания и порядок  осуществления административного  надзора за наи-более рецидивоопасными категориями лиц. Кроме того, необходимо ус-тановление уголовной ответственности  за злостное нарушение правил постпенитенциарного  контроля, т.к. административно-правовых мер, предусмотренных ст. 19.24 КОАП, здесь  недостаточно, ибо на практике уклонение  от контроля с неисполнением обязанностей и ограничений, установленных судом, осуществляется, как правило, в злостных формах: систематически, нередко в  демонстративном виде, путем сознательного  неприбытия к избранному месту жительства, самовольного его оставле-ния с  целью предумышленного уклонения  от контроля.

В параграфе пятом рассматривается зарубежный опыт социаль-но-правового контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений.

Уголовная политика любого государства в первую очередь  на-правлена на снижение уже существующего  уровня преступности. В раз-ных странах  для достижения этой цели используются различные средст-ва. Их конкретный набор зависит от исторических, культурных традиций общества, от экономических  и политических возможностей государства. Любое государство признает необходимость  предупреждения новых пре-ступлений  лицами, ранее подвергавшимися мерам  уголовной ответствен-ности. Опыт зарубежных стран в этой области будет  интересным и по-лезным для решения  сходных проблем в России.

Анализ зарубежного  опыта социальной работы с осужденными, содержащимися в местах лишения  свободы, позволяет выделить сле-дующие выводы и предложения:

- значительная  история существования в местах  лишения свободы института социальных  работников; 23

- для социальных  работников, осуществляющих свою  деятельность в местах лишения  свободы, необходима специальная  профессиональная подготовка;

- необходимы  четкие цели и задачи такой  деятельности по реше-нию проблем  ресоциализации заключенных; 

- осознание обязательности  совершенствования социальной рабо-ты  с лицами, находящимися в местах  лишения свободы. 

Представляется, что в условиях реформирования в  России пени-тенциарной системы при  отсутствии концепции воспитательной работы с заключенными несомненный  интерес для изучения и восприятия имеет положительный опыт, накопленный  в других государствах, по социаль-ной  работе с лицами, как находящимися в местах лишения свободы, так  и освобожденными из таких учреждений, имеющий своей целью предот-вратить  данными лицами совершение новых  преступлений.

В заключении формулируются основные выводы дис-сертационного исследования.

Основные  положения диссертации  отражены в следующих  ра-ботах автора:

I. Статьи, опубликованные  в ведущих рецензируемых  научных журналах  и изданиях, указанных  в перечне Высшей  аттестационной комиссии:

1. Тохова, Е.А.  Зарубежный опыт социально-правового  контроля за ли-цами, освобожденными  из исправительных учреждений // Пробелы в российском законодательстве. – 2009. - № 1. – С.198-202. – ( 0,32 п.л.)

2. Тохова, Е.А.  Индивидуальное предупреждение  постпенитенциарного рецидива // Пробелы  в российском законодательстве. – 2009. - № 3. – С.121-124. – ( 0,27п.л.)

II. Статьи в иных  научных изданиях:

3. Тохова, Е.А.  Критерии и признаки повышенной  опасности постпени-тенциарного  рецидива // Наука и образование  на рубеже тысячелетий: сборник  научно-исследовательских работ  / редкол.: А.А.Безуглов, Б.Г.Карганова,  С.А.Параскевова. – М.: Учлитвуз, 2008. – С.101-111. – (0,58 п.л.).

4. Тохова, Е.А.  Обеспечение социальной адаптации  лиц, освободившихся из мест  лишения свободы // Права человека: теория и практика. Материа-лы  межрегиональной научно-практической  конференции (Кисловодск, май 2008 г.). – Кисловодск: Изд-во КГТИ, 2008. – С.114-123. – ( 0,45п.л.).

5. Тохова, Е.А.  Причины и условия постпенитенциарной  преступности // Права человека: теория  и практика. Материалы межрегиональной  науч-но-практической конференции  (Кисловодск, май 2008 г.). – Кисловодск: Изд-во КГТИ, 2008. – С.114-123. – ( 0,45п.л.) – (в соавторстве с Б.А.-К.  Султановой).

6.Тохова,Е.А.Предупреждение  постпенитенциарного рецидива преступ-лений:монография.-М.:УМиИЦ  « Учебная литература »,2009.-179 с.(11,5 п.л.)

Общий объем  опубликованных работ –13,57 п.л. 24

Отпечатано в  Издательском отделе Кисловодского 

гуманитарно-технического института 

357700, г. Кисловодск, пр. Победы, 37А 

т. 2-83-33

Информация о работе Предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений