Предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений

Автор: Павел Катрышев, 17 Августа 2010 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Преступ-ность, являясь феноменом, присущим любому государственно-организованному обществу, представляет собой непреходящую социаль-ную проблему, решение которой зависит как от состояния общей поли-тической, социально-экономической, культурно-нравственной обстанов-ки в стране и в отдельных регионах, так и от эффективности тех конкрет-ных мер, которые государство и общество в целом предпринимают в от-ношении тех причин и условий, которые детерминируют преступность и ее отдельные виды.
Постпенитенциарная преступность, являясь видом общей преступ-ности и разновидностью рецидивной преступности, обладает всеми при-сущими им признаками и характеризуется повышенной общественной опасностью, которая обусловлена негативными изменениями в динамике постпенитенциарной преступности в сравнении с динамическими показа-телями общей преступности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

тически полностью  исчезают такие мотивы как мотивы духовной дея-тельности, творчества, интерес  к трудовой и иной общественно-полезной деятельности.

При рассмотрении характеристики нравственного и  правового соз-нания необходимо отметить, что дефекты нравственного  сознания реци-дивиста проявляются  в ярко выраженных низменных моральных  качест-вах, которые приходят на смену  общечеловеческим нравственным прин-ципам. Характерными чертами таких преступников являются жадность, эгоизм, зависть, озлобленность, жестокость, вера в безнаказанность  и свое везение, самооправдание своих  негативных поступков, пренебреже-ние  общественными интересами. Свое разоблачение многие из них рас-ценивают как случайность. Несамокритичность собственных  поступков, желание возложить ответственность  за случившееся на других прояви-лись по результатам опроса. Так, 44 % среди  опрошенных рецидивистов в качестве причины того, что снова оказались  в местах лишения свободы отметили влияние плохих друзей и отсутствие помощи со стороны дру-гих лиц  в преодолении трудностей при  решении жизненных вопросов.

Для преступников, в том числе и особенно для  рецидивистов, в сравнении с законопослушными гражданами, характерно достаточно де-тальное  знание уголовного закона, однако это  знание является односто-ронним, т.к. знание закона далеко не всегда, если говорить об исследуе-мом контингенте, свидетельствует  о его признании. Таким образом, на совершение преступлений, в том  числе и повторных, оказывают  влияние не только дефекты нравственного  сознания, но и негативное отношение  к правовой действительности, утрата страха перед уголовным наказанием, безразличие к охраняемым законом  благам и ценностям. Так, среди оп-рошенных рецидивистов более половины отметили, что понимали обще-ственно опасный  характер своего деяния, осознавая  его уголовно-правовые последствия, а более 40 % опрошенных отметили, что  вообще об этом не задумывались.

Рассмотрение  социальных позиций рецидивистов позволяет  гово-рить о раннем начале их трудовой деятельности. Так, в возрасте до 18 лет  начали трудиться 91% рецидивистов, а  половина из них начали трудовую деятельность в возрасте до 16 лет, однако их трудовой стаж столь же ра-но и прекращается. При этом данное обстоятельство они  объясняют раз-личными причинами  объективного характера.

Общий трудовой стаж рецидивистов не соответствует  их возрасту и трудоспособности и  является, как правило, небольшим, складываю-щимся  из непродолжительных периодов трудовой деятельности в пере-рывах между  их нахождением под следствием и  в исправительных учре-ждениях. Большинство  рецидивистов, причем разных возрастных групп, имеют общий трудовой стаж до пяти лет.

По своему образовательному уровню повторно осужденные в сво-ем большинстве имеют среднее (полное) общее образование - 38 %, 33 % рецидивистов имеют среднее профессиональное образование, у 15 % - основное среднее  образование, у 9 % - начальное общее  образование, а 5 % имеют высшее образование.

Значительные  деформации социальных позиций наблюдаются  и в 17

семейно-брачной  сфере, где зачастую имеет место  разрушение нормаль-ных семейных отношений  либо отмечается временное сожительство, как правило, с лицами, имеющими схожие антиобщественные взгляды, жиз-ненные позиции, а иногда и криминальный опыт. Среди опрошенных осужденных только 34 % состояли в браке на момент последнего осуж-дения. Остальные 76 % вообще не имели опыта в браке либо были разве-дены. Основную часть из них составляют лица в возрасте 30-60 лет. При этом с увеличением количества судимостей возрастает число лиц, не со-стоящих в браке.

Таковы наиболее характерные черты личности рецидивиста  и его типов, того «центрального  звена», где созревает решение  совершить пре-ступление, которое  потом осуществляется, и знание которого должно способствовать научной организации  предупреждения рецидивной пре-ступности.

Таким образом, различия между рецидивистами и  первичными преступниками сводятся обычно к тому, что отрицательные  значения свойств личности, взятой во взаимодействии с социальной средой, у ре-цидивистов, в сравнении с  теми, кто совершает преступления впервые, более отягощены и проявляются  сильнее.

Глава 2 «Правовые основы и меры предупреждения постпени-тенциарного  рецидива» включает в себя пять параграфов.

В параграфе первом рассматриваются правовые основы преду-преждения постпенитенциарного рецидива преступлений.

Предупреждение  преступлений является одним из направлений  деятельности государства, и как  любая государственная деятельность должна основываться на строгой правовой базе.

Нормативно-правовую основу предупреждения постпенитенциар-ной  преступности составляют законодательные  и иные нормативные ак-ты, представляющие собой правовую базу для предупреждения преступ-ности в целом. При этом в систему таких правовых актов  включаются акты, определяющие основные принципы, на которых строится превен-тивная деятельность, а также акты, предусматривающие  конкретные ме-ры, имеющие превентивное значение, которые используются на различ-ных этапах предупредительной  деятельности и в различных сферах об-щественной жизни.

Основополагающее  значение для организации и осуществления  предупредительной деятельности имеет  Конституция Российской Феде-рации, согласно ст.2 которой высшей ценностью  провозглашены человек, его права  и свободы, международные документы  и соглашения с участи-ем России.

В системе отраслей уголовно-правового комплекса, опосредующих общественные отношения, возникающие  в сфере предупреждения пре-ступности, ведущее место занимает уголовное  право, предупредительное воздействие  которого проявляется, прежде всего, в  определении общест-венно опасных  деяний и в установлении запретов на их совершение. Зна-чительную превентивную направленность имеют условное осуждение, институты, регулирующие освобождение от уголовной ответственности и  наказания. Центральное место в  системе уголовно-правового предупреж-18

дения играет норма, содержащаяся в ч.2 ст.43 УК РФ, определяющая це-ли наказания. При этом наиважнейшую превентивную роль играет неот-вратимость уголовной ответственности, а также  правильное и справед-ливое назначение наказания.

Одной из своих  целей уголовно-исполнительное законодательство определяет предупреждение совершения преступления как осужденны-ми, так  и иными лицами. Исходя из этого  УИК РФ направлен на обеспе-чение  как общепревентивного, так и  частнопревентивного воздействия  на общественные отношения. Предлагается урегулировать на уровне закона принцип  стимулирования и принцип оказания помощи освобожденным в их социальной адаптации.

Представляется, что правовое регулирование со стороны  государ-ства вопросов предупреждения совершения преступлений лицами, осво-божденными из мест лишения свободы, является на сегодняшний день недостаточным  в связи с отсутствием законодательной  базы, устанавли-вающей административный надзор за данной категорией лиц. Необходи-мо отметить, что в результате опроса практических и научных работни-ков 73 % опрошенных отметили, что отмена административного надзора, не сопровождавшаяся установлением иного социального  контроля за ли-цами, освобожденными из мест лишения свободы, способствовала ослаб-лению и снижению эффективности  работы по предупреждению уголов-ного рецидива как одной из наиболее опасных  форм преступности, а 37 % отметили, что  это способствовало ограничению  возможности правоох-ранительных  органов в части раскрытия  преступлений, совершенных рецидивистами. 93 % опрошенных высказались о необходимости  восста-новления видоизмененного применительно  к нынешним условиям кон-троля за наиболее рецидивоопасными категориями  лиц, освобожденными из исправительных учреждений. 67 % опрошенных считают, что  в случае принятия Федерального закона о постпенитенциарном (административ-ном) контроле необходимо установить уголовную  ответственность за его злостное нарушение.

Кроме осуществления  надзора за определенными категориями  лиц, освободившихся из мест лишения  свободы, для эффективного обеспече-ния  предупреждения преступлений, необходимо создание системы пост-пенитенциарной ресоциализации, которая должна также  функциониро-вать на основе соответствующей  законодательной базы. Эффективным  предупреждение совершения преступлений бывшими осужденными бу-дет лишь тогда, когда помимо установленных  на основании закона огра-ничений  у лиц, освободившихся из мест лишения  свободы, будет иметься соответствующая  возможность вернуться к нормальной жизни, и эта воз-можность будет  обеспечена соответствующими мерами государственной, а также общественной поддержки.

В настоящее  время законодательная база, предусматривающая  функционирование системы ресоциализации бывших заключенных от-сутствует, в  связи с чем требуется скорейшее  принятие Федерального закона, регулирующего  отношения в данной сфере. По результатам  про-веденного опроса более половины опрошенных из числа практических и  научных работников высказались  за необходимость принятия такого за-19

кона.

Во втором параграфе освещаются вопросы индивидуальной про-филактики постпенитенциарного рецидива преступлений.

Предотвращение  совершения новых преступлений лицом, ранее судимым и отбывшим наказание  в виде реального лишения свободы, дос-тигается различными мерами воздействия, направленными как на внеш-ние  обстоятельства, так и на личность. Здесь речь идет об особой крими-нальной  активности, которая может способствовать совершению престу-плений. В этом случае важно создать условия для  отказа такого лица от преступления или  искоренить возникновение такого намерения.

Общее предупреждение может быть эффективным лишь тогда, ко-гда уместно и гибко сочетается с другими средствами превентивного  ха-рактера, в частности с индивидуальным предупреждением, которое явля-ется частью специального предупреждения.

В нашем случае индивидуальное предупреждение должно быть направлено, с одной стороны, на саму личность, а с другой –  на еѐ непо-средственное окружение, и должно включать в себя исправительное и корректирующее воздействие с целью устранения неблагоприятного воз-действия на личность и изменения его социально неодобряемого поведе-ния. Индивидуальное предупреждение подразумевает под собой, прежде всего, индивидуально-профилактическую работу с лицами ранее суди-мыми, имеющее свою тактику, под которой понимается наиболее целесо-образная система осуществления правомерных и научно-обоснованных воспитательных и иных мер воздействия, обеспечивающих исправление профилактируемых, недопущение рецидива преступлений с их стороны.

Способы индивидуальной профилактики могут быть самыми раз-личными  – это постановка на учет, профилактические беседы, примене-ние мер дисциплинарного, гражданско-правового, административно-правового, уголовно-правового характера.

Необходимо отметить, что в настоящее время практически  пришел в упадок институт индивидуального  предупреждения преступлений и органы, компетентные в этих вопросах, занимаются далеко не всегда по-ставленными перед  ними задачами. Также немаловажное значение имеет восстановление системы  воспитательных, культурно-просветительских мероприятий в местах лишения  свободы, нормализация морально-нравственной атмосферы, которые в комплексе  устраняли бы антиобще-ственные установки  осужденного и способствовали его  личностному из-лечению, уменьшали  бы вероятность дальнейшего заражения  им право-послушных граждан и  лиц, склонных к криминальному образу жизни.

Огромное значение в плане индивидуального предупреждения постпенитенциарного рецидива преступлений играет индивидуализация уголовного наказания  и условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Решение  данных вопросов окончательно оставляется  на ус-мотрение суда. Вместе с тем, в  ч.1 ст.79 УК РФ содержится формулиров-ка, выраженная императивным образом, предусматривающая, что лицо, отбывающее содержание в  дисциплинарной воинской части или  лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению. Учитывая зна-чение судейского усмотрения в решении данного  вопроса, представляет-20

ся целесообразным в данную норму внести соответствующие  изменения, свидетельствующие о  наличии в данном случае у суда диспозитивных полномочий, и сформулировать часть 1 ст.79 УК РФ в следующей редак-ции: «Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть условно-досрочно освобождено  от отбывания наказания, если судом  будет признано, что для своего исправ-ления оно не нуждается  в полном отбывании назначенного судом наказа-ния. При этом лицо может  быть полностью или частично освобождено  от отбывания дополнительного вида наказания.» 

Параграф  третий посвящен вопросам обеспечения социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Правовое регулирование  социальной адаптации осужденных, ос-вобождаемых  от отбывания наказания, на федеральном  уровне на сего-дняшний день регулируется главой 22 УИК РФ, которая предусматривает  оказание помощи этим лицам и осуществление  контроля за ними. Отбы-вание наказания в виде лишения свободы нередко связано с разрывом социально полезных связей осужденного, которые имелись у него до осуждения. Те трудности, которые возникают перед лицом, покинувшим исправительное учреждение, особенно в трудоустройстве и в организа-ции жилищно-бытовой сферы, могут стать причинами совершения дан-ным лицом новых преступлений.

Информация о работе Предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений