Предпринимательство как социальная технология

Автор: p**********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выработать предложения по усовершенствованию взаимодействия между предпринимательством и обществом в лице государства.
Задачи исследования:
Изучить понятие социальной технологии
Изучить понятие предпринимательство, его структуру и функции.
Изучить процессы взаимодействия предпринимательства и государства.
Рассмотреть направления развития отношений между государством и предпринимательством.

Содержание

Введение………………………………………...……………………………...…3
Основная часть.
Глава 1. Предпринимательство как новая социальная технология.
1.1. Понятие социальных технологий………….....…...……………….….…..5
1.2. Понятие предпринимательства, его сущность, виды, субъекты..……7
Глава 2. Процессы совершенствования предпринимательства в современных условиях.
2.1. История исследования понятия предпринимательство…………..….10
2.2. Развитие взаимодействия государства и предпринимательства....…13
Заключение…………………………………….………………………………..21
Список литературы…….……………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Социальный Университет

Факультет Социального управления; Кафедра Муниципального

Управления и социальной инженерии. 
 
 

Курсовая  работа

На  тему: « Предпринимательство как социальная технология ». 
 
 
 
 
 

                                                                            Выполнил: студент

                                                                            Факультета соц. Управления 

                                                                            Группы РЕГ-В-4-1

                                                                            Айдерханов Ильяс Хаммятович

                                                                            Научный руководитель:

                                                                            Рохмистров С.Н.

                                                                             
 
 
 
 

Москва 2010
 
 

Содержание: 

Введение………………………………………...……………………………...…3 

Основная  часть. 

Глава 1. Предпринимательство как новая социальная технология.

1.1. Понятие социальных технологий………….....…...……………….….…..5

1.2. Понятие предпринимательства, его сущность, виды, субъекты..……7 

Глава 2. Процессы совершенствования предпринимательства в современных условиях.

2.1. История исследования понятия предпринимательство…………..….10

2.2. Развитие взаимодействия государства и предпринимательства....…13 

Заключение…………………………………….………………………………..21 

  Список литературы…….……………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

     Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие  в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода  является определяющим условием предпринимательской среды.

     Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

     Актуальность данного исследования обусловлена слабым функционированием предпринимательства в новой России. Оно нуждается в выработке эффективного механизма взаимодействия государственного сектора и бизнеса.

     Объектами исследования выступают социальные технологии, предпринимательство и социум.

     Предметом исследования является взаимодействие между общетсвом и предпринимательством.

     Цель исследования выработать предложения по усовершенствованию взаимодействия между предпринимательством и обществом в лице государства.

     Задачи исследования:

  1. Изучить понятие социальной технологии
  2. Изучить понятие предпринимательство, его структуру и функции.
  3. Изучить процессы взаимодействия предпринимательства и государства.
  4. Рассмотреть направления развития отношений между государством и предпринимательством.
 
 
 
 
 

Глава 1. Предпринимательство как новая социальная технология. 

1.1. Понятие социальных технологий.

Социальная  технология — Совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

Более широко социальную технологию можно определить как  последовательность этапов социального  взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.

Можно определить социальную технологию как структуру  коммуникативных воздействий, которые изменяют социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единичную социальную систему.

Виды социальных технологий

Виды социальных технологий различаются в зависимости  от того в каких сферах общественной жизни они реализуются:

  • Экономической
    • оценка деловитости и потенциала каждого человека
    • интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше, прибыльнее работал)
    • «Рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять)
  • Управленческой
    • развитие систем управления и систем коллективной деятельности организаций (фирм, компаний).
    • формирование личной управленческой стратегии, позволяющей формировать социальную действительность
  • Политической
    • Предполагает взвешенность полит. решений, проявление политической дальновидности.
    • Сегодня мы плохие технологи и политики.
  • Социальной
    • Соц. тех. направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления).
    • Труд должен вознаграждаться по заслугам.
    • Рассматривается демографическая политика, семейно — бытовые отношения, их влияние на развитие общества.
    • Создание условий для социально незащищённых групп населения.
  • Духовной сфере
    • Развитие культурных запросов и склонностей каждого человека.
    • Умение и гибкое воздействие на тенденции, происходящее в сфере образования, науки, литературы и искусства.
    • Взаимодействие национальной культуры, изучение спектра проблем общественного сознания.
    • Материальные вопросы, наличие экономических предпосылок для решения возникших проблем.

     Таким образом, социальные технологии - это те знания и методологические механизмы социального управления, которые осуществляют саморазвитие общества и позволяют прогрессивно развиваться обществу порядок их действий регулирует само саморазвитие общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Понятие предпринимательства, его сущность, виды, субъекты. 

     Выявление социальной сущности предпринимательства  с позиций системного подхода, позволит нам оптимально определить взаимодействие различных факторов внутри системы предпринимательства, отношения субординации ее различных подсистем. Именно в этом случае становится ясным, что любое явление не просто саморазвивается, а развивается в зависимости от условий системы, к которой оно принадлежит, а также от взаимоотношений с другими явлениями.

     В литературе по проблемам предпринимательства чаще всего анализируется психологический, социальный портрет предпринимателя, как бы сразу же ограничивая круг субъектов предпринимательской деятельности. В редких же исключениях, когда предпринимательству дается субъектно-объектная характеристика, авторы просто констатируют субъект и объект в назывном порядке. Так, например, наиболее широкий подход к рамкам субъектной характеристики предпринимательства продемонстрирован в учебнике А.В.Бусыгина «Предпринимательство».

     Основным  субъектом предпринимательской активности автор считает предпринимателя, подчеркивая, что он «вынужден взаимодействовать с потребителем, партнером по бизнесу, наемным работником и государством»1. Конечно, такой подход к субъекту предпринимательства затрудняет полемику по данному вопросу. За «кадром» остались все доказательства и исходные позиции указанной схемы субъекта предпринимательства.

     К своим  исходным посылкам характеристик  структуры субъекта предпринимательской  активности, связанных с тем, что  субъектом проявления данного вида активности выступает не только отдельный индивид, но и отдельные группы, страты общества, о чем речь шла выше, можно добавить следующее. Как известно, на исторической ступени развития общества, называемого капитализмом2, резко возрастает степень производственно-экономической целостности общества. «Здесь, - отмечал К.Маркс, - перед нами, действительно, состояние, весьма отличное от того состояния, при котором отдельный индивид или же индивид, естественно или исторически расширившийся до пределов семьи и рода (позднее - общины), непосредственно воспроизводит себя из природы; и его производительная деятельность, и его участие в производстве привязаны к определенной форме труда и продукта, а его отношение к другим определено точно таким же образом»3. 

В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.

Общеэкономическая функция объективно обусловлена  ролью предпринимательских организаций, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

Ресурсная функция  является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения , а так же предпринимательский талант.

Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом (прибылью) зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а с другой — может безжалостно относиться к ним.

Творческо-поисковая (инновационная) функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

Информация о работе Предпринимательство как социальная технология