Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:16, курсовая работа
Главное направление повышения электоральной активности состоит в том, чтобы увязать избирательный процесс с решением социальных и идеологических проблем молодежи. До тех пор пока решение социальных проблем будет переложено на плечи индивидов, пока выборные депутаты и главы региональных администраций будут использовать выборы как имиджевый процесс, преодолеть отчуждение молодежи от выборов не удастся. В том же случае, если выборы станут средством выражения интересов молодежи, притом таким образом, что это будет проверяемо и демонстрируемо, будет создана новая демократическая парадигма функционирования выборов и молодежи в избирательном процессе.
Объектом исследования является электоральная активность современной молодежи Российской Федерации.
Предмет исследования – повышение электоральной активности молодежи.
Введение
Вопрос электоральной активности молодежи весьма актуален в современной России. Именно молодежь как электоральная группа способна отрегулировать механизм обратной связи политических и социальных институтов по проблемам молодежной политики.
Электоральная активность молодежи ниже, чем у взрослого населения. Это определяется как ситуативными, так и системными факторами. К ситуативным факторам относится прежде всего значимость выборов: чем ниже уровень органа, который выбирают, тем ниже явка молодежи. Это соответствует общим тенденциям электорального поведения в России.
Стоит отметить, что эта тема довольно
хорошо описана в литературе. Проблема
выбора стоит в мире очень давно, а проблема
молодежного выбора - особенно , та как
молодежь - это будущая опора человечества
и от того насколько это поколение получится
ответственным за свои поступки, а выборы
один из наиболее важных социальных аспектов
в жизни человека, настолько можно судить
об уровне развития общества
Для повышения электоральной активности молодежи необходимо преодолеть сложившееся в молодежной среде на сегодняшний день отчуждение от властных и социальных институтов. В ряде российских регионов России уже эффективно действуют молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.), которые имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействовать с властью, способствовать решению проблем молодежи, выступать средством выражения позиции молодежи в решении проблем, способствовать активному привлечению молодежи на выборы. В процессе деятельности молодежных парламентских структур формируется формат взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, вовлечения активных молодых людей в общественные процессы и решение проблем региона и страны – лидеров молодежного сообщества, повышается гражданская активность, формируется общественно-политическая и правовая культура молодежи, а в процессе законотворчества определяются ее приоритетные интересы.
Задача
повышения электоральной
Речь идет о том, что
Главное направление повышения электоральной активности состоит в том, чтобы увязать избирательный процесс с решением социальных и идеологических проблем молодежи. До тех пор пока решение социальных проблем будет переложено на плечи индивидов, пока выборные депутаты и главы региональных администраций будут использовать выборы как имиджевый процесс, преодолеть отчуждение молодежи от выборов не удастся. В том же случае, если выборы станут средством выражения интересов молодежи, притом таким образом, что это будет проверяемо и демонстрируемо, будет создана новая демократическая парадигма функционирования выборов и молодежи в избирательном процессе.
Объектом исследования является электоральная активность современной молодежи Российской Федерации.
Предмет
исследования – повышение
электоральной
активности молодежи.
Глава
1. Молодежь как социально-демографическая
группа
Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.
Под молодежью в настоящее
время в соответствии с
Молодежь - это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.
В современной социальной и нормативно-правовой практике весьма расплывчатой является возрастная характеристика молодежи. В настоящее время верхняя граница возраста молодежи определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением высокого профессионального уровня, материальной независимости от родителей, завершением формирования личности, выполнением ролей, присущих взрослым и т.п
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16
лет - подростки. Это возраст продолжения
полового созревания, параллельно которому
происходит становление других
биологических систем организма.
Для этого возраста характерны
максимальные диспропорциив
уровне и темпах физиологического
и психологического развития.Это
в основном учащиеся средних школ и профессиональных
учебных заведений,
находящиеся, как правило, на иждивении
родителей или государства.
2. 17-19
лет - юношество. Биологически
это период завершения
физического созревания, возраст самоопределения
- начала самостоятельной
профессиональной деятельности или
выбора и осуществления качественно
новой профессиональной учебы.
Начинается разделение жизненных
путей
юношей и девушек,
что в последующем
приводит к более глубокой
экономической, политической и
культурной дифференциации среди них.
В
этом возрасте начинается процесс вторичной
социализации - происходит приобретение
почти всей полноты гражданских прав,
а вместе с тем расширяется диапазон
общественно-политических ролей
и связанных с
ними интересов и
ответственности.
3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс вторичной социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30
лет - старшая молодежь. В этом возрасте
на основе личного
опыта производственной и семейной
жизни, а также участия молодежи
в
политических отношениях
завершается процесс
формирования зрелой
личности. Молодые люди этого возраста
играют роль родителей в собственных
семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Молодое поколение выполняет в XXI веке особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.
В зависимости от качества
реализации этих функций,
Это зависит от того, насколько молодёжь:
-
знает, разделяет и принимает
цели и задачи государственного
и общественного развития, связывает
с ними свои жизненные
-
обладает необходимыми качествами
(физическими, личностными,
образовательными, профессиональными)
для решения стоящих задач;
-
обеспечена необходимыми
включения в решение задач повышения конкурентоспособности
страны.
Особую
значимость данной проблеме придают
динамизм и противоречивость социально
- экономических процессов в
До последнего времени общепринятые для российской действительности возрастные границы понятия "молодежь" были определены в интервале от 15 до 29 лет, т.е. в 15 лет. Целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи разграничивался на определенные временные этапы. Условно: подростки до 18 лет, молодежь 18-24 лет и молодые взрослые 25—29 лет.
Однако
в проекте Федерального закона "Об
основах государственной
Структура молодого поколения может быть рассмотрена под углом зрения последовательной смены определенных фаз развития и роста, в основе которых лежат биологические, психологические, культурные и социальные изменения.
Если условно рассматривать период молодости как переход от детства к «взрослости, характеризующийся определенным типом взаимоотношений между индивидом и социальным окружением, то можно выделить четыре типа социального взросления молодежи, которые охватывают в целом возраст от 11-12 лет до 29-30 лет.
Информация о работе Повышение электоральной активности молодежи