Повышение электоральной активности молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Главное направление повышения электоральной активности состоит в том, чтобы увязать избирательный процесс с решением социальных и идеологических проблем молодежи. До тех пор пока решение социальных проблем будет переложено на плечи индивидов, пока выборные депутаты и главы региональных администраций будут использовать выборы как имиджевый процесс, преодолеть отчуждение молодежи от выборов не удастся. В том же случае, если выборы станут средством выражения интересов молодежи, притом таким образом, что это будет проверяемо и демонстрируемо, будет создана новая демократическая парадигма функционирования выборов и молодежи в избирательном процессе.

Объектом исследования является электоральная активность современной молодежи Российской Федерации.

Предмет исследования – повышение электоральной активности молодежи.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1-2 курсы.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Вопрос  электоральной активности молодежи весьма актуален в современной  России. Именно молодежь как электоральная  группа способна отрегулировать механизм обратной связи  политических и социальных институтов по проблемам молодежной политики.

      Электоральная активность молодежи ниже, чем у  взрослого населения. Это определяется как ситуативными, так и системными факторами. К ситуативным факторам относится прежде всего значимость выборов: чем ниже уровень органа, который выбирают, тем ниже явка молодежи. Это соответствует общим тенденциям электорального поведения в России.

     Стоит отметить, что эта тема довольно хорошо описана в литературе. Проблема выбора стоит в мире очень давно, а проблема молодежного выбора - особенно , та как молодежь - это будущая опора человечества и от того насколько это поколение получится ответственным за свои поступки, а выборы один из наиболее важных социальных аспектов в жизни человека, настолько можно судить об уровне развития общества                                                                                                                                                                        

      Для повышения электоральной  активности молодежи необходимо преодолеть сложившееся в молодежной среде на сегодняшний день  отчуждение от властных и социальных институтов. В ряде российских регионов России уже эффективно действуют молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.), которые имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействовать с властью, способствовать решению проблем молодежи, выступать средством выражения позиции молодежи в решении проблем, способствовать активному привлечению молодежи на выборы. В процессе деятельности молодежных парламентских структур формируется формат взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, вовлечения активных молодых людей в общественные процессы и решение проблем региона и страны – лидеров молодежного сообщества, повышается гражданская активность, формируется общественно-политическая и правовая культура молодежи, а в процессе законотворчества определяются ее приоритетные интересы.

      Задача  повышения электоральной активности молодежи не может быть решена только конкретными PR-акциями в период избирательной кампании. Она требует систематического политического воспитания молодежи, начиная со школьной скамьи. Это предполагает не только усвоение общественно-политических знаний о государственном устройстве, системе выборов, правах и обязанностях гражданина, но и овладение навыками политического действия и поведения. Государственные инвестиции в политическое воспитания – это вложение средств в укрепление политического режима. Они наиболее эффективны, так как исправление аномального политического и электорального поведения требует гораздо больших финансовых и организационных затрат.

        Речь идет о том, что государству  необходимо привлечь внимание  общества к молодежи, найти пути  и способы включения самой  молодежи в решение собственных  проблем, помочь молодежи мобилизовать социальные и финансовые ресурсы для их решения. Включение молодежи в решение собственных проблем – это стратегический путь политической социализации молодежи, поскольку только на этом пути она осознает необходимость своих представителей в органах власти и свое влияние на политику.

        Главное направление повышения электоральной активности состоит в том, чтобы увязать избирательный процесс с решением социальных и идеологических проблем молодежи. До тех пор пока решение социальных проблем будет переложено на плечи индивидов, пока выборные депутаты и главы региональных администраций будут использовать выборы как имиджевый процесс, преодолеть отчуждение молодежи от выборов не удастся. В том же случае, если выборы станут средством выражения интересов молодежи, притом таким образом, что это будет проверяемо и демонстрируемо, будет создана новая демократическая парадигма функционирования выборов и молодежи в избирательном процессе.

Объектом  исследования является электоральная активность современной молодежи Российской Федерации.

Предмет  исследования – повышение  электоральной   активности молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Молодежь как социально-демографическая группа 

        

          Молодежь характеризуется как  социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни.  С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой.  Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.  

          Под молодежью в настоящее  время в соответствии с действующими  нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

             Молодежь - это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.

      В современной социальной и нормативно-правовой практике весьма расплывчатой является возрастная характеристика молодежи. В настоящее время верхняя граница возраста молодежи определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением высокого профессионального уровня, материальной независимости от родителей, завершением формирования личности, выполнением ролей, присущих взрослым и т.п

      Молодежь  принято делить на четыре возрастные группы:

    1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление   других биологических систем организма.   Для  этого  возраста  характерны  максимальные диспропорциив 
    уровне   и   темпах   физиологического   и  психологического   развития.Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, 
    находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

    2. 17-19   лет   -   юношество.   Биологически   это   период   завершения 
    физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной 
    профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно 
    новой  профессиональной  учебы.   Начинается  разделение  жизненных  путей 
    юношей   и   девушек,   что   в   последующем   приводит   к   более   глубокой 
    экономической,  политической  и культурной дифференциации среди них.  В 
    этом возрасте начинается процесс вторичной социализации - происходит приобретение 
    почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется  диапазон 
    общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и 
    ответственности.

    3. 20-24 года - собственно молодежь.   Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс вторичной социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

    4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного 
    опыта производственной  и семейной  жизни,  а также участия  молодежи в 
    политических    отношениях    завершается    процесс    формирования    зрелой 
    личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных 
    семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

      Молодое поколение выполняет в XXI веке особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может.

     Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

     Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

     В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и  недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

     В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

     В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

            В зависимости от качества  реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит  от того, насколько молодёжь:

      -   знает,  разделяет  и  принимает  цели  и  задачи  государственного  и общественного развития, связывает  с ними свои жизненные перспективы;

      -  обладает   необходимыми   качествами   (физическими,   личностными, 
    образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

      - обеспечена необходимыми ресурсами  и возможностями для активного 
    включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

  Особую  значимость данной проблеме придают  динамизм и  противоречивость социально - экономических процессов в нашем  обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой  в этих процессах вновь оказывается  молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

       До последнего времени общепринятые для российской действительности возрастные границы понятия "молодежь" были определены в интервале от 15 до 29 лет, т.е. в 15 лет. Целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи разграничивался на определенные временные этапы. Условно: подростки до 18 лет, молодежь 18-24 лет и молодые взрослые 25—29 лет.

   Однако  в проекте Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" категория молодежь выделяется на основе несколько иных возрастных признаков: молодежь (молодые граждане, лица молодежного возраста) — лица в возрасте от 14 до 30 лет. Анализ имеющихся законодательных актов субъектов РФ показывает, что определенные в них границы молодежного возраста имеют более широкую амплитуду: от момента рождения до 35 лет (возраст молодого ученого, деятеля культуры и искусства).

     Структура молодого поколения  может быть рассмотрена под  углом зрения последовательной смены определенных фаз развития и роста, в основе которых лежат биологические, психологические, культурные и социальные изменения.

  Если  условно рассматривать период молодости  как переход от детства к «взрослости, характеризующийся определенным типом взаимоотношений между индивидом и социальным окружением, то можно выделить четыре типа социального взросления молодежи, которые охватывают в целом возраст от 11-12 лет до 29-30 лет.

Информация о работе Повышение электоральной активности молодежи