Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:32, курсовая работа
В настоящее время в Российской Федерации постоянно растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1999 г. таких детей насчитывалось 636,9 тыс. человек, то в 2000 г. численность их составила 683,7 тыс. человек.
Теоретические основы особенностей постинтернатной адаптации детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как
психосоциальная проблема
1.2. Трудности постинтернатной адаптации детей-сирот
2. Деятельность социальных центров работы с выпускниками детских
учреждений
2.1. Социальная адаптация детей-сирот. Западный опыт в России
2.2. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений
Инновационная модель постинтернатной адаптации «Семейный центр» реализуется во Владимирской области: в настоящее время здесь создано пять семейных центров. Основные задачи семейного центра – создание социально-педагогической среды, обеспечивающей психологический комфорт и социальную поддержку выпускникам; индивидуальное комплексное сопровождение процесса постинтернатной адаптации, проведение его диагностики и коррекции.
Семейный центр – это структурное подразделение детского дома, однако он отличается от интернатного учреждения. Время нахождения воспитанника в центре может составлять от нескольких месяцев до четырех лет, что определяется степенью социальной адаптации ребенка и готовностью к самостоятельной жизни. В роли воспитателей выступают семейные пары. В основе организации центра лежит модель многодетной семьи, что облегчает процесс интеграции выпускников в общество.
Процесс адаптации в условиях семейного центра индивидуален. Она обусловлена психологическими особенностями ребенка, уровнем его физического развития и проявляется в темпе адаптации. Индивидуальный темп постинтернатной адаптации определяет срок пребывания воспитанников в семейном центре.
Эффективность данной модели проявляется в динамике таких показателей, как эмоциональный комфорт и самоорганизация (самоконтроль, самоопределение, самодетерминация). В долгосрочной перспективе можно говорить о следующих показателях успешности: соблюдение уголовной и общественной нормативности, не употребление химических веществ, повышенная учебная мотивация, четкие семейные установки.
Другая модель постинтернатной адаптации в условиях семейного воспитания – полный патронат для старших воспитанников и выпускников детского дома. Эта модель разрабатывается и реализуется на базе детского дома города Камешково Владимирской области. В семьи размещаются по одному-два ребенка в возрасте 13-18 лет. Подростки попадают в них за два-три года до выхода из детского дома и остаются еще на год-два после выпуска. Процесс первичной адаптации (первый год обучения в ПТУ и колледжах) у них был эффективнее, чем у выпускников этого детского дома, воспитывавшихся в интернатной группе, по следующим показателям: снижение уровня конфликтности; расширение социальной сети взаимодействия; преобладание оптимистического настроения; стабильность академических показателей; здоровый образ жизни. Улучшение эмоционального фона, развитие чувства сопереживания, ответственности и доверия у выпускников интернатных учреждений отмечают и руководители программ, в которых присутствует семейный компонент.
Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. При активном участии НКО за достаточно короткий срок появились региональные инновационные проекты подготовки выпускников к самостоятельной жизни и поддержки в постинтернатный период. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.
Информация о работе Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений