Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации постоянно растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1999 г. таких детей насчитывалось 636,9 тыс. человек, то в 2000 г. численность их составила 683,7 тыс. человек.

Содержание

Теоретические основы особенностей постинтернатной адаптации детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1. Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как

психосоциальная проблема

1.2. Трудности постинтернатной адаптации детей-сирот

2. Деятельность социальных центров работы с выпускниками детских

учреждений

2.1. Социальная адаптация детей-сирот. Западный опыт в России

2.2. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.05 Кб (Скачать)

 

Содержание

  1.   Теоретические основы особенностей постинтернатной адаптации детей-  

   сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1. Жизненное определение выпускников интернатных учреждений  как

        психосоциальная проблема

1.2. Трудности постинтернатной адаптации детей-сирот

2.   Деятельность социальных центров работы с выпускниками детских  

       учреждений

2.1. Социальная адаптация детей-сирот. Западный опыт в России

2.2. Российский опыт работы  с выпускниками интернатных учреждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы особенностей постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1. Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как психосоциальная проблема.

          В настоящее время в Российской Федерации постоянно растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1999 г. таких детей насчитывалось 636,9 тыс. человек, то в 2000 г. численность их составила 683,7 тыс. человек.

          Среди причин социального сиротства - социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, что приводит к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях. 70% детей остаются без родителей вследствие лишения последних через суд родительских прав, 20% остаются без семьи из-за отказа родителей от воспитания и только 10% детей остаются одни вследствие смерти родителей или их инвалидности.

          Российский Детский фонд, ссылаясь на данные Генеральной прокуратуры РФ, дает следующие сведения о выпускниках государственных сиротских учреждений: 10% выпускников кончают жизнь самоубийством, 40% попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% становятся преступниками и лишь 10% кое-как «выбиваются» в люди.

          На фоне этой статистики положение в Республике Коми выглядит вполне благополучно.

          По сведениям Министерства образования и высшей школы Республики Коми за 2000 г.:

          Окончили 9-летние сиротские учреждения 179 детей, из них:

- поступили в 10-й класс  - 26 чел. (14,5%);

- поступили в УНПО со  средним образованием - 134 чел. (74,9%);

- поступили в ССУЗы - 11 чел. (6,1%);

- устроены на работу - 5 чел. (2,8%);

- призваны в армию-2 чел. (1,1%).

Окончили 11-летние сиротские  учреждения - 21 ребенок, из них поступили:

- в УНПО-12 чел. (57,1%);

- в ССУЗы -4 чел. (19,1%);

- в ВУЗ - 2 чел. (9,5%);

- призваны в армию - 3 чел. (14,3%).

          За последние три года среди сирот не было ни одного самоубийства (включая коррекционные школы). За три года в вузы поступили 5 человек, в ссузы - 47 человек.

          Немаловажная проблема заключена в качестве обучения детей в сиротских учреждениях. По мнению специалистов, в школах-интернатах и детских домах нарушается право на адекватное образование. Это означает, что состояние учебно-воспитательного процесса в сиротских учреждениях нуждается в значительном совершенствовании.

          Об этом свидетельствует факт низкого уровня поступления выпускников сиротских учреждений в вузы и средние специальные учебные заведения, совершение ими после выхода из детского дома уголовных преступлений (15-20% от общего числа), слабая адаптивность в обществе и на производстве.

   В постинтернатный период происходит резкая смена условий жизнедеятельности, появляется свобода выбора в отношении друзей, изменяется среда, окружение и круг общения, появляются другие авторитеты в жизни, т.е. начинает развиваться социальная сеть выпускника.

   Социальная сеть начинает формироваться в период отрочества, когда происходит интенсивная социализация подростков, усвоение социальных навыков взаимодействия, усвоение системы знаний, норм, ценностей, что формирует социальное поведение взрослого человека. И именно качественные и количественные характеристики формирующейся социальной сети во многом определяют дальнейшее социальное и психическое развитие подростка, его возможности психологической адаптации во взрослом социуме.

   Если на выходе из учреждения интернатного типа социальные связи выпускников во многом схожи и мало развиты, то в постинтернатный период у каждого начинает складываться своя система межличностных связей, т.е. социальная сеть.

   Особенностью выпускников интернатных учреждений является то, что после выхода из стен интерната формируется принципиально новая социальная сеть, в которой практически не сохраняются элементы социальных связей предыдущего периода.

   Подготовка выпускников к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни.

   Однако в последнее время специалисты говорят о постинтернатном синдроме, характерном для личности выпускников. Если говорить о синдроме в социальном плане как о сочетании признаков, имеющих общий механизм возникновения, то один из таких признаков, отличающих выпускников интернатов, - это отчуждение, отсутствие стойких привязанностей.

   К постинтернатному синдрому относится психологическая потребность многих выпускников иметь опекуна, потребность опираться на чью-то помощь при каждом жизненном шаге (устройство на работу, получение жилья и т.д.). Молодые люди, выросшие в семье, зачастую также не очень самостоятельны при вхождении во взрослую жизнь, но они проходят период «дозревания» под контролем и опекой семьи, а у большинства выпускников интернатов, предоставленных самим себе, этот период завершается крахом. Он проявляется в том, что выпускники интернатов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками, наркоманами и жертвами суицида. То есть вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

   Особенности социально-психологического статуса воспитанников детского дома, школы-интерната обусловлены ситуацией развития, для которой характерно возникновение психической депривации, включающей в свою сложную структуру материнскую, когнитивную, эмоциональную и социальную депривации и специфические условия жизнедеятельности.

   Особенности жизни в детском интернатном учреждении: полузакрытый характер, коллективное содержание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора, принятия решений, уменьшают возможности для вхождения выпускников интернатов в самостоятельную жизнь.

   В детский дом приходят дети, отвергнутые своими родителями, лишенные стабильной, уверенной привязанности к взрослому, не имеющие личного опыта безусловной любви. Коллективное содержание и избыток педагогического воздействия ведут к риску формирования индивидуальности выпускника по негативному типу, что усиливает заложенное родной семьей отчуждение его от взрослых. Это оборачивается тем, что подросток сам отвергает от себя как взрослых, так и их ценности. Последствием этого являются асоциальные формы самоутверждения, равнодушие к своей судьбе, отсутствие чувства своей социальной значимости. За этим стоит отчуждение.

   У детей, пришедших из неблагополучных семей, а особенно у отказных, задержано развитие инструмента познания: сенсорной сферы, речи и мелкой моторики. Реальные трудности обучения переживаются ими как собственные неудачи и приводят их к убеждению в своей неспособности и неполноценности, к субъективному неучастию в учебе.

   Воспитывающиеся в учреждениях подростки имеют проблемы с состоянием здоровья. Абсолютно здоровые дети составляют 17%, у 24% наблюдается задержка психического развития, у 60% - общее недоразвитие речи или ее нарушения, 90% детей - с социальной дезадаптацией в разной степени.

   В дальнейшем убеждение в малоценности и незначимости собственной личности оборачивается неспособностью к систематическому труду, желанием жить нетрудовыми доходами. Появляется разрыв между реальной и желаемой возможностью удовлетворения потребностей, не формируется чувство социальной успешности и уверенности в своих возможностях. Развивается неприятие себя (аутонегативизм).

   Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы молодых людей в условиях детского дома не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире. В результате у воспитанников не развивается потребность в познании и не развивается социальный интеллект.

   При отсутствии интересов не развивается также собственная активность подростка и его самоорганизация (воля). Выпускник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивная жизненная позиция, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять им и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и после выхода из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество.

   Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формируют у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности. Эта ситуация, в которой он не может выбирать и нести реальную персональную ответственность, приводит к тому, что выпускник не осознает объективную необходимость опоры в жизни только на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание своих индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса сироты. На лицо - неразвитое индивидуальное сознание.

   Все эти факторы, негативно влияющие на личность ребенка, в объективных условиях детского государственного учреждения не удается полностью компенсировать педагогическими приемами. Таким образом, обстоятельства рождения ребенка, ситуация в семье в период раннего детства, жизнь в государственном учреждении в условиях дефицита индивидуального внимания и избытка педагогического воздействия формируют из выпускника детского дома личность, которой свойственен определенный набор психических качеств: отчуждение, неприятие себя (аутонегативизм), неразвитые индивидуальность, социальный интеллект, инфантилизм, которые проявляются в дальнейшем в аномалиях поведения. Совокупность перечисленных качеств составляют социопатический характер выпускника интернатного учреждения, что проявляется в следующем:

- часто испытывают недоверие  к людям;

- привязанности не стойки;

- с трудом налаживают  семейную жизнь;

- не принимают себя  как личность;

- не знают своих гражданских  прав и прав сироты, а также  своих обязанностей перед обществом;

- пассивно относятся к  жизненным проблемам и жизненным  ситуациям.

           Ежегодно во взрослую жизнь вступают тысячи выпускников интернатов, и сразу же по окончании интернатного учреждения они сталкиваются со множеством проблем. Одними из главных являются проблемы социализации и адаптации в обществе.

          Социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции; адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

          Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни (в отличие от адаптации, которая возникает по мере необходимости приспособления к изменившимся условиям).

          Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

          При изучении вопроса постинтернатной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большинство исследователей и практиков сходятся во мнении, что этот процесс проистекает крайне сложно, уровень адаптивного потенциала выпускников-сирот в социуме отличается неоднородностью и недостаточно высок. Вступая в самостоятельную жизнь, молодые люди сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организацией и ведением домашнего хозяйства, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи.

          Основной особенностью социализации молодых людей еще на момент пребывания в интернатном учреждении является замещение одного из основных институтов социализации - семьи - учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи. В связи в этим возникают условия, которые могут рассматриваться как факторы, затрудняющие социализацию выпускников интернатных учреждений, а именно:

Информация о работе Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений