Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:32, курсовая работа
В настоящее время в Российской Федерации постоянно растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1999 г. таких детей насчитывалось 636,9 тыс. человек, то в 2000 г. численность их составила 683,7 тыс. человек.
Теоретические основы особенностей постинтернатной адаптации детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как
психосоциальная проблема
1.2. Трудности постинтернатной адаптации детей-сирот
2. Деятельность социальных центров работы с выпускниками детских
учреждений
2.1. Социальная адаптация детей-сирот. Западный опыт в России
2.2. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений
На сегодняшний день, учитывая специфику процесса социальной адаптации, совокупность условий, обеспечивающих эффективность постинтернатной адаптации детей-сирот, можно представить следующим образом:
1. Положительное ценностное
отношение окружающих (позитивные
общественные стереотипы
2. Государственные гарантии
и дополнительные льготы (социальные,
медицинские, образовательные
3. Положительная внутренняя
позиция личности (адекватная самооценка,
установка на успешное
4. Наличие профессионально
подготовленного посредника (опекуна,
воспитателя), а также служб и
программ постинтернатной
Постинтернатная адаптация
является достаточно актуальной проблемой,
поскольку для детей-сирот, выросших
в специфическом частично изолированном
мире интернатных учреждений на государственном
обеспечении, переход от периода
детства к периоду взрослости
сложен и связан со многими проблемами
в самостоятельном
Для помощи в решения данных проблем существует целое направление работы территориальных центров социального обслуживания населения, а именно – адаптация выпускников интернатных учреждений к условиям жизни в социуме.
Специалистами ГУ «Борисовский ТЦСОН» с данной категорией населения осуществляется работа по следующим основным направлениям:
Специалисты центра помогают гражданам данной категории в решении многих жизненных трудностей: оказывают содействие в сборе документов для постановки на учет по улучшению жилищных условий, оформления регистрации, получения паспорта и др. Для решения данных проблем налажено тесное взаимодействие с организациями, предприятиями и учреждениями города, а также с учебными заведениями, выпускающими сирот.
Для оказания комплексной
социально-психологической
Однако следует отметить, что, прежде всего, основную роль играет само желание и готовность сироты включиться в борьбу с ожидающими его трудностями. Вышеуказанные организации и учреждения в подобных случаях, оказываются в положении помощников и соратников, а уже руководящую роль занимает сам сирота. Только при плодотворном совместном сотрудничестве и взаимном уважительном отношении к обязательствам друг друга можно добиться действительных результатов в таком сложном и многофакторном явлении в жизни социальных сирот как процесс постинтернатной адаптации.
2. Деятельность социальных центров работы с выпускниками детских учреждений.
2.2. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений.
Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. На сегодняшний день ее инфраструктура только формируется. Не существует ни единой общепринятой терминологии, ни нормативных документов по созданию моделей учреждений постинтернатной адаптации.
Для понимания сложившейся ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, повышенный уровень виктимности, и т.д.
Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я – ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один – против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, – неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.
Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.
После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.
В 2006 году Иркутский областной центр психолого-медико-социального сопровождения провел опрос выпускников и специалистов интернатных учреждений. Собранные жизненные истории можно условно разделить на две группы – так называемые «проблемные сценарии» и «благоприятные». В основе первых лежат три основные причины: неизвестность, трагедия, нарушение закона. Характерно, что образованию здесь отводится второстепенная роль, о работе говорится в негативном ключе, подчеркивается нежелание выпускников следовать социальным нормам, отмечаются их отрицательные черты и привычки. «Благоприятные сценарии» можно объединить сильным «стремлением выжить». В их основе лежат личностные качества, в том числе усердие и трудолюбие молодых людей, которые способны повзрослеть, потеряв семью, но сохранив свой внутренний стержень. Их дальнейший путь определяется по такому сценарию – получение образования и устройство на работу, а также наличие поддержки в постинтернатный период.
Особую группу риска составляют воспитанники специальных (коррекционных) учреждений. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни в силу особенностей своего развития, но руководители учреждений не могут продлить это время для завершения их подготовки. Другая группа риска – молодые люди из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вышли из мест лишения свободы. У них, как правило, нет ни специальности, ни жилья, ни навыков самостоятельного решения проблем, родные их не ждут.
К сожалению, единой системы по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности не существует. Имеющаяся информация не полная и не системная, источник ее получения – чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве молодых людей. Затем они попадают под патронат другого ведомства, и в этом случае их судьба отслеживается только при обращении за помощью. Государственная статистика также не дает исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается.
В связи с этим в 2005 и 2007 годах в России были проведены два федеральных мониторинга по изучению положения выпускников и оценке эффективности реализации федеральной и региональных программ «Дети-сироты». К основным, законодательно закрепленным правам выпускников можно отнести их право на жилье, обучение, медицинскую помощь, материальную поддержку, отдых и т.п. В 2007 году в РФ насчитывалось 30 тыс. выпускников всех видов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Самым актуальным для них был и остается жилищный вопрос. Когда ребенка забирают из семьи, за ним закрепляется жилплощадь. Пока он находится в детдоме, директор обязан следить за ее сохранностью. Если у ребенка нет квартиры или комнаты, его ставят в очередь на получение жилья после выхода из интернатного учреждения. На закрепленную жилплощадь в 2005 году вернулись почти 11 тыс. молодых людей. К сожалению, многим из них приходится жить с родными, ведущими асоциальный образ жизни. К тому же жилье, закрепленное за молодыми людьми особенно в сельской местности, со временем приходит в негодность. Или после пребывания в городском детдоме выпускники не хотят возвращаться в село, так как получили невостребованные там специальности.
В среднем период ожидания жилья в России составлял 4,3 года. Однако ситуация разнится в зависимости от региона. Например, Москва сразу выделяет отдельные квартиры. Всего к 2007 году в столице было выделено около 1,5 тыс. квартир. Для молодых людей из других регионов очередь может растянуться на 10-15 лет. Эту проблему местные власти пытаются решить, например, за счет временной прописки выпускников в общежитиях при колледжах, где они продолжают свое обучение. Невозможность предоставить жилье всем молодым людям привела к созданию постинтернатных блоков при детских домах, социальных гостиницах, группах независимого проживания и др.
В начале 2007 года в субъектах РФ был проведен мониторинг по изучению ситуации с получением жилья для выпускников. К этому времени в жилплощади нуждались 73 тыс. 462 человека. Из них 43 тыс. 341 – в возрасте до 18 лет, остальные – лицами из числа детей-сирот старше 18 лет, имеющими право на жилье. Между тем ресурсы субъектов РФ позволяли обеспечить жилплощадью в 2007 году только 7 тыс. 951 человека.
Другая актуальная проблема – их трудоустройство: даже не сам поиск работы, а закрепление на рабочем месте. Выпускникам часто предлагают низкооплачиваемые и бесперспективные должности. Как правило, это сопровождается их нежеланием трудиться. Администрация учреждений и предприятий старается не брать выпускников из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями за свой счет и отсутствия налоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.
Во многих учреждениях интернатного типа с будущими выпускниками проводится работа по профессиональному ориентированию. Однако найти работу по специальности, которая нравится молодым людям, удается не всегда. Обычно их направляют в профессиональные училища, в которых есть места для проживания.
И выпускники, и специалисты, помогающие их трудоустройству, и работодатели сталкиваются со многими трудностями. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться работодателям, зачастую не связаны с низкими профессиональными навыками молодых людей. Сироты не мотивированы на работу; пассивны, не знают и не умеют простейших вещей. Так, на стадии собеседования они не могут донести мысль до собеседника, испытывают страх перед общением. Первые шаги на рабочем месте сопровождаются, как правило, неуверенностью в себе, неконтактностью, некомпетентностью, конфликтностью, безответственностью.
Фокус-группы с работодателями и специалистами выявили их основные претензии к выпускникам: неумение строить отношения в коллективе (пассивная или агрессивная позиция, манипуляция статусом сироты), уход от ответственности или перекладывание ее на других, вредные привычки, инфантильность.
Сами выпускники чаще всего жалуются на неприятие их трудовым коллективом, дискриминационные установки («сирота – пожизненный ярлык»), завышенные, как им кажется, требования, отсутствие понятных правил, безучастность или, наоборот, попытки «лезть в душу».
Сироты воспринимают работодателей и своих сослуживцев как «чужих», которые предъявляют завышенные требования, относятся к ним как к несчастным, бедным или считают ворами, потребителями, асоциальными элементами и пр. В результате у молодых людей возникает непонимание происходящего, чувство заброшенности, ненужности. Они страдают от отсутствия поддержки, неустроенности, незнания многих простых вещей.
Очевидно, что трудности, возникающие при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются составляющей общих проблем выпускников, к которым можно отнести:
Информация о работе Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений