Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 11:32, курсовая работа
В настоящее время в Российской Федерации постоянно растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1999 г. таких детей насчитывалось 636,9 тыс. человек, то в 2000 г. численность их составила 683,7 тыс. человек.
Теоретические основы особенностей постинтернатной адаптации детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Жизненное определение выпускников интернатных учреждений как
психосоциальная проблема
1.2. Трудности постинтернатной адаптации детей-сирот
2. Деятельность социальных центров работы с выпускниками детских
учреждений
2.1. Социальная адаптация детей-сирот. Западный опыт в России
2.2. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений
– низкий уровень подготовки кадров, работающих с воспитанниками и выпускниками;
– отсутствие специализированных программ поддержки выпускников;
– отсутствие у молодых
людей ориентации в мире профессий
и трудности при
– отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
– ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам;
– недостаточная компетенция руководства предприятий;
– проблема преемственности деятельности учреждений, занимающихся детьми-сиротами;
– отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства.
В последнее время стала популярной теория «социального лифта», которая в случае с выпускниками интернатных учреждений сводится к созданию условий для получения качественного образования и места в хорошей фирме. Подтверждение тому – практика устройства СAF Россия воспитанников и выпускников в московские представительства иностранных и крупных российских компаний. После предварительного обучения молодые люди становятся курьерами, помощниками секретарей и т.д., быстро адаптируются и начинают притязать на продвижение по службе, заявляют о готовности к дальнейшему обучению. Вероятно, это связано с наличием в компаниях атмосферы достижений и успеха, нацеленностью сотрудников на построение карьеры; дисциплиной; применением технологий корпоративной культуры и т.д.
Большую роль в подготовке выпускников к самостоятельной жизни и создании системы постинтернатной адаптации сыграла реализация Федеральной целевой программы «Дети-сироты» в 2003-2006 годах. В ней решались задачи обеспечения качественного конкурентоспособного образования и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации программ допрофессиональной и профессиональной подготовки воспитанников около 700 образовательных учреждений были оснащены технологическим и станочным оборудованием, оргтехникой, автотранспортом, комплектами дидактических и технических средств обучения.
Результаты мониторинга эффективности реализации федеральных и региональных мероприятий показали следующее:
- статус экспериментальных площадок по осуществлению проектов профессионального самоопределения в регионах имеет 121 учреждение (6% от общей численности учреждений); большую активность проявляют детские дома и школы-интернаты (их доли в соответствующих выборках составляют 83% и 30%);
- мастерские созданы в 1 тыс. 70 учреждениях в различных субъектах РФ (57% от всех видов учреждений). Мастерские есть в половине детдомов (600 учреждений) и в 69% (412) – школах-интернатах;
- подсобные хозяйства действуют в 35% детских домов, 33% детских домов-школ и 31% школ-интернатов (всего 630 учреждений). В целом 33% образовательных учреждений для детей-сирот имеют подсобные хозяйства;
- возможность получать профессиональную подготовку есть у воспитанников 522 детских домов (44% от общей численности детских домов), 424 школ-интернатов (71% от их общей численности) и 59 детских домов-школ (78% от их общей численности).
Для внедрения вариативных технологий ежегодно проводились конкурсы программ профессионального самоопределения воспитанников, в которых участвовали около 180 учреждений. По итогам конкурсов изданы сборники лучших воспитательных и образовательных программ. В рамках проекта Минобрнауки РФ «Создание федерального интернет-ресурса по вопросам профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений» разработан сайт www.proforient.ru. На нем размещены нормативно-правовые акты, материалы о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной и исполнительной власти субъектов РФ по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства воспитанников; информация от работодателей, способствующая подготовке молодежи к сознательному выбору профессии. Доступ к интернет-ресурсам повышает качество профессионального самоопределения выпускников, расширяет возможности трудоустройства, соответствующего запросам молодых людей, и способствует их правовой защищенности.
В рамках подпрограммы «Дети-сироты» инициировано создание в регионах университетских комплексов, включающих школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К началу 2003 года, по данным Минобразования РФ, они работали только с одаренными детьми, среди которых практически не было детей, оставшихся без попечения родителей.
Для сирот раннее включение в систему университетского комплекса означает попадание в иную образовательную среду. Поэтому можно говорить об открытости школы-интерната и доступа воспитанников к различным образовательным ресурсам. Не все они пойдут в вуз, но общее качество их образования может существенно подняться за счет прихода в интернат университетских преподавателей, повышения квалификации учителей, совместного использования материально-технической базы обоих учреждений. Введение предпрофильного и профильного обучения с использованием потенциала вуза обеспечивает более осознанный и обоснованный выбор профессии. Возможным путем получения качественного образования может стать последовательное обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, входящих в состав комплекса.
В университетский комплекс могут войти и детские дома. Многие детдома, воспитанники которых обучаются в общеобразовательных школах, самостоятельно разрабатывают и реализовывают программы профессионального самоопределения и обучения на своей материально-технической базе. Это может стать основой кооперации между вузом и детским домом. Анализ существующего опыта показывает разные схемы вхождения школ-интернатов в состав университетских комплексов – в качестве их структурного подразделения, на основе договоров о сотрудничестве, совместной деятельности и т.д.
В течение последних трех лет велась работа по их правовому, методическому и технологическому обеспечению. К концу 2006 года действовало 15 университетских комплексов. Основной показатель качества их работы – численность поступающих в вузы и техникумы (в среднем 70%). Для сравнения: в общем по России из учреждений интернатного типа в высшие и средние профессиональные заведения поступает не более 25% выпускников. Например, Киреевская школа-интернат входит в состав университетского комплекса Тульского государственного педагогического университета. Если в 2002-2003 учебном году в вузы поступили 10% выпускников, то после создания университетского комплекса в 2005-2006 году этот показатель увеличился до 77%.
В паспорте подпрограммы «Дети-сироты» был заявлен показатель эффективности – поступление в вузы и средние профессиональные заведения к 2007 году не менее 500 выпускников. Только в 2006 году в вузы поступили 618 человек. Таким образом, в подпрограмме заложены методические и организационные основы обеспечения их качественного обучения – важного фактора успешности в самостоятельной жизни.
В ходе мониторинга были выявлены различные формы помощи и сопровождения выпускников в постинтернатный период, внедряемые в субъектах РФ. В Московской области действует закон о постинтернатном патронате, в Республике Карелия, Новгородской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе – социальный патронат; в Республике Татарстан и Томской области молодых людей патронируют в течение трех лет после выпуска. Во Владимирской области для них созданы инновационные учреждения – семейные центры, социальные гостиные, клуб «Свой круг» при Благотворительном фонде «Надежда», реализуется программа «Независимое проживание», введены дополнительные ставки психологов, медицинских работников и педагогов.
В Республике Марий Эл социальные педагоги курируют выпускников в течение пяти лет. В Архангельской области им оказывают помощь в ремонте жилья, покупке хозяйственной утвари. В Волгоградской области реализуется социальный проект «Из детского дома во взрослую жизнь». В Республике Коми работают общественная приемная при Республиканском центре усыновления, территориальные центры социальной помощи молодежи. В Ивановской области созданы постинтернатные блоки и группы независимого проживания. В Курганской – практикуется помещение выпускников до 18-летнего возраста в семьи патронатных воспитателей, широко распространено наставничество. В Оренбургской – осуществляется программа постинтернатного сопровождения выпускников, в Орловской – работает «телефон доверия», созданы специальные службы поддержки выпускников в интернатных учреждениях. В Псковской – на каждого выпускника составляется индивидуальный план жизнеустройства. Кроме общих вопросов социализации и интеграции в общество в него включены вопросы по обеспечению права на образование, сохранение здоровья, защиту жилищных и имущественных прав.
В Саратовской области органами опеки
и попечительства ведется мониторинг
трудоустройства и жизнеустройства выпускников
в течение трех лет. В Санкт-Петербурге
используются медико-психолого-
Во многих регионах (69%) распространены следующие формы сопровождения: наставничество, переписка, общение по телефону, правовое и профориентационное консультирование, оказание психологической и материальной помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение педагогическими работниками выпускников, создание центров постинтернатной адаптации…
В помощи при первичном
трудоустройстве нуждаются
- материально-техническое и методическое оснащение, информационная поддержка системы специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам интернатных учреждений;
- разработка системы социально-профессиональной адаптации молодых людей при первичном трудоустройстве.
Столичная финансово-гуманитарная академия проанализировала опыт обеспечения социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве в субъектах РФ и соответствующую нормативно-правовую базу; разработала концепцию системы их социально-профессиональной адаптации с учетом всех субъектов адаптации, особенностей развития в условиях государственных учреждений, специфики ресурсных центров и других организаций, внедряющих механизмы непрерывного профессионального образования.
Для методического сопровождения деятельности по первичному трудоустройству выпускников были разработаны и разосланы во все управления образованием субъектов Федерации методические пособия, предназначенные для молодых людей и специалистов учреждений интернатного типа. В них включен раздел для работодателей, в котором объясняются социально-психологические особенности молодых людей, приводятся нормативно-правовые документы, регламентирующие их работу, предлагается вариант договора с выпускниками, учитывающий все правовые требования, методы оценки социально-правовой адаптированности и практические советы по организации наставничества, обучению на рабочем месте и т.п.
В ноябре 2004 года прошла международная конференция по проблемам выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой приняли участие 118 представителей из 38 регионов. Впервые был обобщен российский опыт по созданию системы постинтернатной адаптации и представлен аналогичный опыт в странах Европы и США.
Все это способствовало появлению 16 ресурсных центров, предоставляющих выпускникам первичное трудоустройство и закрепление их на рабочих местах, формированию трудовой мотивации и снижению риска безработицы. К сожалению, мониторинг не выявил преференций (налоговых или иных) предприятиям и учреждениям, создающим специальные рабочие места для выпускников образовательных учреждений.
В подпрограмме «Дети и семья» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы по-прежнему большое внимание уделяется подготовке выпускников к самостоятельной жизни и их сопровождению в постинтернатный период. В субъектах РФ накоплен большой опыт работы с этой категорией молодежи. Например, в Белгородской и Владимирской областях к сотрудничеству привлекаются промышленные предприятия, используются семейные формы поддержки выпускников.
Разуменский детский дом Белгородской области работает над решением этих проблем в партнерстве с ОАО «Белгородский завод ЖБК-1». Контролем над предоставленным жильем занимается завод. Выделенная жилплощадь находится в собственности завода на протяжении 5-10 лет, пока материальное положение молодых людей не станет стабильным.
С 12-13-летнего возраста для воспитанников детдома начинается процесс профориентации на базе учебного комбината ЖБК-1: они трудятся в цехах, доме быта, заводской столовой, библиотеке, редакции газеты, посещают спортивные секции и кружки художественной самодеятельности. Таким образом, подростки могут выбрать интересную для себя специальность. Раннее включение в трудовой коллектив позволяет им чувствовать себя уверенными, они учатся не быть иждивенцами («живу бедно, но на всем готовом»).
Другое важное начинание – институт крестных родителей и опекунов – ломает у них негативный стереотип семейных отношений (детей и подростков забирают на выходные и праздники в семьи). Опекуны и крестные родители помогают пережить и исправить ошибки кровных родителей, делятся с подопечными своими переживаниями, жизненным опытом.
Первые деньги воспитанникам перечисляют на внутренние трудовые книжки. С помощью наставников и патронатных воспитателей они учатся строить бюджет, исходя из потребностей своей группы-семьи. При выходе из детского дома выпускники отселяются в социальную гостиницу, где осваивают навыки ведения домашнего хозяйства, учатся планировать расходы.
Информация о работе Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений