Автор: Виктория Стружко, 17 Ноября 2010 в 19:49, реферат
Рассматриваются методы, принципы социальной стратификации, социальная мобильность.
Самые разительные
проявления статусных групп обнаруживаются
в кастовой системе Индии. В индийских
деревнях обычно проживают члены
нескольких малых эндогамных групп
(подкаст), основанных на традиционных
занятиях, причем контакты с человеком
более низкой касты (например, еда
или питье, принятые из его рук, телесные
контакты) оскверняют членов более
высокой касты и требуют
Система возрастной
градации, существующая во многих традиционных
восточно-африканских
Назад | Содержание | Вперед |
Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов, захваченных в военных действиях, было больше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводства потомства и в качестве дополнительной рабочей силы. Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.
Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.
Не везде статус
раба передавался по наследству. В
Древней Мексике дети рабов всегда
были свободными людьми. Но в большинстве
стран дети рабов автоматически
тоже становились рабами, хотя в
некоторых случаях ребенка
Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.
Многие европейцы,
решившие начать новую жизнь в
американских колониях, были не в состоянии
заплатить за билет. Капитаны судов,
отплывающих в Америку, соглашались
перевозить таких пассажиров в кредит
при условии, что после их прибытия
на место найдется кто-нибудь, кто
заплатит их долг капитану. Таким образом
неимущие получали возможность добраться
до американских колоний, капитан получал
плату за их провоз, а состоятельные
колонисты получали бесплатных слуг
на определенный срок. В течение
этого четко оговоренного периода
они были обязаны служить своему
хозяину, а в случае побега их могли
силой вернуть обратно. По завершении
срока “договорной службы”
Но “слуг
по договору” стало не хватать
для удовлетворения потребности
в рабочей силе. Попытка превратить
индейцев в своих рабов окончилась
провалом. Тогда колонисты стали
превращать в рабов африканцев, которых
привозили в Северную и Южную
Америку голландцы, англичане, португальцы
и испанцы. В этом контексте некоторые
аналитики делают вывод о том,
что расизм в Соединенных Штатах
непосредственно вытекает из рабовладения.
Обнаружив, что пожизненное закабаление
людей представляет большие выгоды,
американские рабовладельцы выработали
свою идеологию – систему убеждений,
обосновывающую социальные построения.
Определяющей ее идеей, оправдывавшей
пожизненное рабство, стала идея
о том, что рабы по своему уровню
находятся ниже белых людей, что
они – недочеловеки, или люди,
задержавшиеся в своем развитии
на стадии младенческого, беспомощного
состояния и, следовательно, нуждающиеся
в присмотре людей более
Позднее в южных
штатах были введены в действие законы,
делающие рабство наследственным, т.е.
дети родителей-рабов становились
собственностью хозяина этих рабов;
рабами становились также дети рабов,
в свое время усыновленных своими
владельцами. Рабовладельцы имели
право продавать, обменивать или
отдавать таких детей в услужение
за деньги. Согласно другим законам, рабам
не разрешалось вступать в брак,
находиться вдали от дома без разрешения
хозяина, проводить собрания или
учиться грамоте. Системы легальной
дискриминации не изменились и после
Гражданской войны 1861-1865 гг. К примеру,
до 1954 г. в американских штатах функционировали
две раздельные школьные системы
– для белых и для цветных
детей. Вплоть до 1950-х гг. в штате
Миссисипи считалось
Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой – рабом (не имеющим привилегий).
В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индия. Индийское общество – наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи – купцы и искусные ремесленники; шудры – простые рабочие и крестьяне; хариджан – отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.
Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения – многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие – предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не у одного поколения граждан ЮАР.
Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было “заменено” расовой кастовой системой – рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые – представители высшей касты боялись “запачкаться” от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.
Клановая система
типична для аграрных обществ. В
подобной системе каждый индивид
связан с обширной социальной сетью
родственников – кланом. Клан представляет
собой нечто вроде очень
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.
Клан эмира
Кувейта состоит примерно из 150 человек,
занимающих дюжину стоящих по соседству
домов в Кувейте. В период оккупации
Кувейта Ираком в 1989-1990 гг. члены
клана сосредоточили все