Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – объяснить суть молодежных субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи.
Введение 4
1 Понятие субкультуры 6
1.1 История термина 6
1.2 История эволюции субкультур 6
1.3 Понятие субкультуры 8
2 Классификация субкультур 9
3 Характеристика отдельных разновидностей субкультур 11
3.1 Тедди-бойз 11
3.2 Рокеры 11
3.3 Металлисты 12
3.4 Панки 13
3.5 Стиляги 14
4 Молодежная субкультура 16
4.1 Понятие молодежной субкультуры 16
4.2 Возникновение молодежной субкультуры в целом 17
4.3 Разновидности некоторых молодежных субкультур 19
Заключение 26
Библиографический список. 28
Человек,
попавший в субкультуру, становится
с ней единым целым. Он принимает
все порядки, законы нового общества,
у него меняется система ценностей
и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры,
как перчатки, только ради их внешних проявлений,
эпатажа окружающих, не вникает в суть
и философию, которая в большей или меньшей
степени есть в каждом неформальном движении.
Даже те, кто верен одной своей неформальной
организации, зачастую не понимают ее.
Чаще всего таким поверхностным бывает
именно молодое поколение. Подростки-металлисты
могут устраивать массовые драки и беспорядки,
хулиганить, хамить старшим и считать,
что поступают как истинные металлисты.
Им отнюдь не понять, что это движение
основано в первую очередь из-за самой
музыки и особого мироощущения, а не из-за
стремления разрушать все вокруг.
3.1 Тедди-бойз
Тэдди-бойз
- субкультура рабочей молодежи,
появившаяся в 50-е годы на фоне относительного
повышения уровня жизни, в условиях
«изобилия» и экономического подъема.
Эти первые послевоенные стиляги, выходцы
из рабочего класса с незаконченным
средним образованием, неспособные
по этой причине получить хорошо оплачиваемые
должности или рабочие
Типичный тед носил пиджак свободного покроя с бархатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок. При всей своей элегантности эти образы были все же маскулинными, т.е. мужскими.
Зачастую «Тедди бойз» входили в преступные группировки, участвовали в «войнах банд», активно распространившихся в послевоенной Англии. Среди «тедов» имел место расизм, они с особой злобой нападали на темнокожих мигрантов. В конце 50-х парни в приталенных пиджачках устраивали беспорядки в кинотеатрах и залах, где отдыхали «темные» жители Великобритании. Нагоняя ужас на прохожих, «Тедди бойз» носились по улицам, высмеивая и унижая всех, кто не был похож на них.
К
началу 60-х «Тедди-бои» изжили себя
и постепенно аристократически выглядящие
хулиганы исчезли с улиц Англии.
Парни, некогда жившие на широкую
ногу, остепенились, состригли длинные
волосы. Но надолго запомнились
3.2 Рокеры
Называют их по-разному, но чаще всего - рокеры. Это наименование им присвоено в 60-е годы за пристрастие к рок-музыке, особенно к рок-н-роллу. Рокеры - выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и "проблемных" семей.
Одежды рокера - кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров – мотоцикл - также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. При вождении широко используются особые приемы управления мотоциклом - езда на заднем колесе или без рук, часто устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения рокеров – мотоклубы.
Субъективный
мир рокера - конкретный, в нем
нет места сомнению, и чувствам
вины, абстрактные понятия и
3.3 Металлисты
Металлисты (металхеды или металлеры) - это молодежная субкультура, вдохновленная музыкой в стиле "Металл", появившаяся в 1980-е годы.
Типичную моду среди многих металлистов можно описать так:
В отличие от других субкультур, таких как готы и панки, металлисты лишены ярко выраженной идеологии и сосредоточены только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.
Некоторые исследователи утверждают, что у слушателей тяжелого рока и металла выше тяга к агрессии и депрессии. Однако психологи сходятся на том, что это не следствие, а причина захвата тяжелой музыкой. По словам сторонников, тяжелая агрессивная музыка помогает им выпускать отрицательные эмоции, не собирать их в себе. Таким образом, некоторые металлисты бессознательно используют металл как средство психотерапии [19].
3.4 Панки
Панки появились в Великобритании в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие в бедных районах городов, как правило, дети угольщиков.
Средством
к существованию был
Панки внешне неприглядны. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.
Это
течение антисоциальное, анархическое,
с элементами отрицания культуры
старших поколений и
3.5 Стиляги
Стиляги — насмешливая кличка скандально шумной молодежной прослойки в СССР 50-х гг. XX в. Стиляги — первые фанатики экзотической музыки, первые экспонаты альтернативного стиля, подражавшие в музыке и одежде Западу. Стиляги, пожелавшие отделиться от серого мира, стали первой попыткой создания молодежной субкультуры, острой устремленности к мировой информации [15].
Данное течение явилось своеобразным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Аполитичность, дерзость, броскость, определённый цинизм в суждениях, отрицательное или безразличное отношение к нормам советской морали не могли не оставить их в стороне от внимания. Они делали всё, что не мог бы себе позволить слабый и скучный человек для того, чтобы жить и дышать полной грудью. Сочетание дерзкого характера и вызывающей внешности и создало стиляг. Для них жизнь — это драйв, это движение, это вечеринка без рамок и ограничений, а всё остальное только мираж.
Характерными
чертами стиляг в одежде были широкие
яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа
с широкими полями, немыслимых расцветок
носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях»,
свитер с оленями. Впоследствии внешний
вид стиляги претерпел значительные изменения:
появились брюки-дудочки, взбитый «кок»
на голове, элегантный пиджак с широкими
плечами, узкий галстук—«селёдочка»,
завязывающийся на микроскопический узел,
зонтик-тросточка. Для девушки, было достаточно
ярко краситься и носить причёску «венчик
мира» (вокруг головы завивали волосы
и укладывали в форме венца). «Особым шиком»
считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.
В среде стиляг были популярны своеобразные
предметы роскоши — трофейные зажигалки
и портсигары, американские игральные
карты с полуобнажёнными девушками, редкие
в то время авторучки. В 60-х годах стиляги
отчасти переняли рок-н-рольный образ
[16]. Они привили любовь к музыке стиля
рок, рок–н–блюз, джаз и свинг.
4 МОЛОДЕЖНАЯ
СУБКУЛЬТУРА
4.1 Понятие молодежной субкультуры
Считается, что молодежная субкультура — это культура, создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культура «не для всех», культурная подсистема внутри официальной системы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Молодежная субкультура — это частный случай, одна из многочисленных субкультур в современном обществе.
Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет [8, c. 56].
Наиболее полным определением молодежной субкультуры является следующее определение, данное В. Вороновым: «Молодежная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет [5, c. 12].
Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60-80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
У
современной молодежи отдых и
досуг — ведущая форма
Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие [6, c. 138].
4.2 Возникновение молодежной субкультуры в целом