Понятие и виды субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – объяснить суть молодежных субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи.

Содержание

Введение 4
1 Понятие субкультуры 6
1.1 История термина 6
1.2 История эволюции субкультур 6
1.3 Понятие субкультуры 8
2 Классификация субкультур 9
3 Характеристика отдельных разновидностей субкультур 11
3.1 Тедди-бойз 11
3.2 Рокеры 11
3.3 Металлисты 12
3.4 Панки 13
3.5 Стиляги 14
4 Молодежная субкультура 16
4.1 Понятие молодежной субкультуры 16
4.2 Возникновение молодежной субкультуры в целом 17
4.3 Разновидности некоторых молодежных субкультур 19
Заключение 26
Библиографический список. 28

Работа содержит 1 файл

НОВАЯ ВЕРСИЯ КУРСАЧА.docx

— 74.21 Кб (Скачать)

     Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает  все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки-металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТДЕЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ СУБКУЛЬТУР
 

     3.1 Тедди-бойз

     Тэдди-бойз - субкультура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е годы на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема. Эти первые послевоенные стиляги, выходцы  из рабочего класса с незаконченным  средним образованием, неспособные  по этой причине получить хорошо оплачиваемые должности или рабочие специальности, требующие высокой квалификации.

     Типичный  тед носил пиджак свободного покроя с бархатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок. При всей своей элегантности эти образы были все же маскулинными, т.е. мужскими.

     Зачастую  «Тедди бойз» входили в преступные группировки, участвовали в «войнах  банд», активно распространившихся в послевоенной Англии. Среди «тедов»  имел место расизм, они с особой злобой нападали на темнокожих мигрантов. В конце 50-х парни в приталенных  пиджачках устраивали беспорядки в  кинотеатрах и залах, где отдыхали «темные» жители Великобритании. Нагоняя  ужас на прохожих, «Тедди бойз» носились по улицам, высмеивая и унижая всех, кто не был похож на них.

     К началу 60-х «Тедди-бои» изжили себя и постепенно аристократически выглядящие хулиганы исчезли с улиц Англии. Парни, некогда жившие на широкую  ногу, остепенились, состригли длинные  волосы. Но надолго запомнились обывателям…  В то же время высказывались мнения, что явление «Тедди» интернационально. В Советском Союзе в то время  были стиляги, в Швеции - скинкнуттеры, в Японии - тайузоки, а во Франции - чернорубашечники [21].

     3.2 Рокеры

     Называют  их по-разному, но чаще всего - рокеры. Это  наименование им присвоено в 60-е  годы за пристрастие к рок-музыке, особенно к рок-н-роллу. Рокеры - выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и "проблемных" семей.

     Одежды  рокера - кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные  волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры  рокеров – мотоцикл - также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. При вождении широко используются особые приемы управления мотоциклом - езда на заднем колесе или без рук, часто устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения рокеров – мотоклубы.

     Субъективный  мир рокера - конкретный, в нем  нет места сомнению, и чувствам вины, абстрактные понятия и отвлеченные  рассуждения не свойственны этому  стилю, а межличностным контактам  присущи прямота, открытость и простота [12].

     3.3 Металлисты

     Металлисты (металхеды или металлеры) - это молодежная субкультура, вдохновленная музыкой в стиле "Металл", появившаяся в 1980-е годы.

     Типичную  моду среди многих металлистов можно  описать так:

  • Длинные волосы у мужчин.
  • Кожаная мотоциклетная куртка «косуха», кожаный жилет.
  • Черные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.
  • Напульсники - кожаные браслеты с заклепками и с шипами, также шипастые, проклепанные ремни, цепи на джинсах.
  • Нашивки на одежде и другие окружающих предметах с изображениями любимых метал-групп.
  • Короткие или высокие сапоги с цепями - «казаки». Тяжелая обувь - «Камелот», «кирзовые», «гриндерсы», «Мартинс», «стиль», «гады», обычные высокие ботинки. Туфли, как правило, остроносые, «готические» штиблеты.
  • Кожаные брюки или джинсы (обычно синие или черные).
  • Возможно клепки и шипы на одежде.
  • Часто - длинная одежда черного цвета (плащи, пальто), а также мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев.

     В отличие от других субкультур, таких  как готы и панки, металлисты лишены ярко выраженной идеологии и сосредоточены только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.

     Некоторые исследователи утверждают, что у  слушателей тяжелого рока и металла  выше тяга к агрессии и депрессии. Однако психологи сходятся на том, что  это не следствие, а причина захвата  тяжелой музыкой. По словам сторонников, тяжелая агрессивная музыка помогает им выпускать отрицательные эмоции, не собирать их в себе. Таким образом, некоторые металлисты бессознательно используют металл как средство психотерапии [19].

     3.4 Панки

     Панки появились в Великобритании в  первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие в бедных районах городов, как правило, дети угольщиков.

     Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье  стекол. Музыкой панков в 30-е годы был "черный джаз", исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.

     Панки внешне неприглядны. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

     Это течение антисоциальное, анархическое, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие-либо идеи кроме анархии [20].

     3.5 Стиляги

     Стиляги — насмешливая кличка скандально шумной молодежной прослойки в СССР 50-х гг. XX в. Стиляги — первые фанатики экзотической музыки, первые экспонаты альтернативного стиля, подражавшие в музыке и одежде Западу. Стиляги, пожелавшие отделиться от серого мира, стали первой попыткой создания молодежной субкультуры, острой устремленности к мировой информации [15].

     Данное  течение явилось своеобразным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

     Аполитичность, дерзость, броскость, определённый цинизм в суждениях, отрицательное или  безразличное отношение к нормам советской морали не могли не оставить их в стороне от внимания. Они  делали всё, что не мог бы себе позволить слабый и скучный человек для того, чтобы жить и дышать полной грудью. Сочетание дерзкого характера и вызывающей внешности и создало стиляг. Для них жизнь — это драйв, это движение, это вечеринка без рамок и ограничений, а всё остальное только мираж.

     Характерными  чертами стиляг в одежде были широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях», свитер с оленями. Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук—«селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик-тросточка. Для девушки, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бёдра. В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками, редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный образ [16]. Они привили любовь к музыке стиля рок, рок–н–блюз, джаз и свинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА 

    4.1 Понятие молодежной  субкультуры

     Считается, что молодежная субкультура —  это культура, создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культура «не для всех», культурная подсистема внутри официальной системы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Молодежная субкультура — это частный случай, одна из многочисленных субкультур в современном обществе.

     Эпитет  «молодежная» сразу определяет некую  культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет [8, c. 56].

     Наиболее  полным определением молодежной субкультуры  является следующее определение, данное В. Вороновым: «Молодежная субкультура – это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет [5, c. 12].

     Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60-80 е годы в силу ряда причин: продление  сроков обучения, вынужденная не занятость  трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

     Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

  • От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;
  • От возраста. Пик активность- 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
  • От места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

     У современной молодежи отдых и  досуг — ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую  потребность. От удовлетворенности  досугом теперь зависит удовлетворенность  жизнью в целом. В молодежной субкультуре  отсутствует избирательность в  культурном поведении, преобладают  стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура  обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все  больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают  неформальные подростковые группы [7, c. 46].

     Проблема  в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие [6, c. 138].

     4.2 Возникновение молодежной  субкультуры в  целом

Информация о работе Понятие и виды субкультур