Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – объяснить суть молодежных субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи.
Введение 4
1 Понятие субкультуры 6
1.1 История термина 6
1.2 История эволюции субкультур 6
1.3 Понятие субкультуры 8
2 Классификация субкультур 9
3 Характеристика отдельных разновидностей субкультур 11
3.1 Тедди-бойз 11
3.2 Рокеры 11
3.3 Металлисты 12
3.4 Панки 13
3.5 Стиляги 14
4 Молодежная субкультура 16
4.1 Понятие молодежной субкультуры 16
4.2 Возникновение молодежной субкультуры в целом 17
4.3 Разновидности некоторых молодежных субкультур 19
Заключение 26
Библиографический список. 28
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа содержит 29 с., 24 источника.
Субкультура,
молодежная субкультура, тэдди-бойз, рокеры,
металлисты, панки, эмо, ролевики, анимэ,
рейверы, готы.
В курсовой работе я рассматриваю историю возникновения субкультуры в целом, а также возникновение молодежной субкультуры, даю определение понятиям субкультура и молодежная субкультура. Рассматриваю классификацию субкультур некоторых социологов.
В
ходе работы привожу примеры некоторых
молодежных субкультур, таких как эмо
и готы, и рассматриваю отдельные субкультуры,
возникшие в начале 20го века (рокеры, металлисты),
анализирую их поведение и потребности
в жизни, внешний вид и основной род деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4.1 Понятие молодежной субкультуры 16
4.2
Возникновение молодежной
4.3 Разновидности некоторых молодежных субкультур 19
Заключение
Библиографический
список.
ВВЕДЕНИЕ
Каждому
из нас случалось идти по улице, ехать
в метро или просто смотреть телевизор
и видеть людей, которые чем-то непохожи
на других. У кого-то на голове ирокез,
кто-то весь в металле, а кто-то в
черной коже проносится мимо вас на
мотоцикле. Чаще всего это и есть
неформалы – представители
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как системы значений, способов выражения или жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.
Цель
курсовой работы – объяснить суть
молодежных субкультур и осветить хотя
бы с нескольких сторон психологию
неформальных движений среди молодежи.
1.1 История термина
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Стиль молодежной субкультуры оказывается не просто внешним ее выражением; посредством своих ритуалов и знаковых форм, он бросает вызов существующему моральному порядку и господствующей идеологии, являясь в этом смысле символической формой сопротивления тех, кто находится на другом полюсе властной субординации.
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодёжи».
В
современной отечественной
В
пятидесятых годах
В шестидесятых годах битники переросли в целую культуру, которая оказала мощное влияние и на развитие всего человечества. Лето 1967 года стало для хиппи выдающимся временем – «летом любви». В то же время хиппи появляются и в Советском Союзе – эту культуру привозят с собой иностранные студенты и выезжающие соотечественники. Модные мальчики и девочки, которые в изобилии сидели по лондонским кафе в пятидесятых стали просто модами, а те, в свою очередь, стали одними из крестных отцов скинхэдов в конце шестидесятых.
В шестидесятых годах зародилось и движение диско. Шестидесятые годы знаменуются еще и увеличением количества компьютеров в западных странах, отсюда рост интереса к ним и формирование культуры хакеров.
Семидесятые - годы расцвета рока, особенно, панк-рока. В эти времена появляется такое направление, как глэм-рок. Тяга к мистическому и сверхъестественному порождает Нью-Эйдж, а в 1979 году румба становится музыкой целой субкультуры. В том же году такую субкультуру, как готика признают все средства массовой информации, и грустные люди в черных одеяниях становятся элементом общественной жизни. В семидесятых годах начали появляться первые подпольные рок-группы в Ленинграде, имевшем тогда славу самого свободного города. То, что они играли, называлось тогда «буги-вуги», хотя на самом деле это был рок-н-ролл.
В восьмидесятых слушатели устали от панка и захотели чего-то более утонченного. Так возникли неоромантики и электро-поп. Сексуальная ориентация перестала быть клеймом, поэтому представители некоторых субкультур вели себя несколько эпатажно. Восьмидесятые принесли нам рэп и специфическую поэзию, иногда просто лишенную смысла, и брейк-данс. К середине этого периода появляются свободные вечеринки, где играют рэйв, техно и другую электронную музыку. Тогда же появляется и первая киберпанк литература, а также активизируются пользователи компьютерной сети, входят в обиход такие слова как флэйм и спам. Неоромантики Японии создают образ готической Лолиты.
Восьмидесятые–начало девяностых годов – этап возрождения для истинно русских субкультур.
Девяностые годы - это цветная смесь различных субкультур. Придумывается мировая сеть Интернет, а с ним появляется и возможность играть по сети или участвовать в обсуждениях на форумах. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей.
Конец двадцатого века - это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. В это время на нашей ниве постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения [11]
Субкультура
в социологии и культурологии
— часть культуры общества, отличающаяся
от преобладающей, а также социальные
группы носителей этой культуры. Субкультура
может отличаться от доминирующей культуры
собственной системой ценностей, языком,
манерой поведения, одеждой и другими
аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся
на национальной, демографической, профессиональной,
географической и других базах. Как правило,
субкультура проносится человеком на
протяжении всей жизни. В частности, субкультуры
образуются этническими общностями, отличающимися
своим диалектом от языковой нормы. Другим
известным примером являются молодёжные
субкультуры [3]
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.
2)
социально-пассивные,
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
-
романтико-эскапистские
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);
- криминальные ("гопники", "люберы");
-
анархо-нигилистические (панки,
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4)
с альтернативным творчеством
- официально не признанные