Понятие и виды субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – объяснить суть молодежных субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи.

Содержание

Введение 4
1 Понятие субкультуры 6
1.1 История термина 6
1.2 История эволюции субкультур 6
1.3 Понятие субкультуры 8
2 Классификация субкультур 9
3 Характеристика отдельных разновидностей субкультур 11
3.1 Тедди-бойз 11
3.2 Рокеры 11
3.3 Металлисты 12
3.4 Панки 13
3.5 Стиляги 14
4 Молодежная субкультура 16
4.1 Понятие молодежной субкультуры 16
4.2 Возникновение молодежной субкультуры в целом 17
4.3 Разновидности некоторых молодежных субкультур 19
Заключение 26
Библиографический список. 28

Работа содержит 1 файл

НОВАЯ ВЕРСИЯ КУРСАЧА.docx

— 74.21 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа содержит 29 с., 24 источника. 

     Субкультура, молодежная субкультура, тэдди-бойз, рокеры, металлисты, панки, эмо, ролевики, анимэ, рейверы, готы. 

     В курсовой работе я рассматриваю историю  возникновения субкультуры в  целом, а также возникновение  молодежной субкультуры, даю определение  понятиям субкультура и молодежная субкультура. Рассматриваю классификацию субкультур некоторых социологов.

     В ходе работы привожу примеры некоторых  молодежных субкультур, таких как эмо и готы, и рассматриваю отдельные субкультуры, возникшие в начале 20го века (рокеры, металлисты), анализирую их поведение и потребности в жизни, внешний вид и основной род деятельности. 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение                                                                                                4

  1. Понятие субкультуры                                                                     6
    1. История термина                                                                              6
    2. История эволюции субкультур                                                  6
    3. Понятие субкультуры                                                                      8
  2. Классификация субкультур                                                            9
  3. Характеристика отдельных разновидностей субкультур           11
    1. Тедди-бойз                                                                                      11
    2. Рокеры                                                                                           11
    3. Металлисты                                                                                   12
    4. Панки                                                                                          13
    5. Стиляги                                                                                        14
  4. Молодежная субкультура                                                               16

       4.1 Понятие молодежной субкультуры                                                16

       4.2 Возникновение молодежной субкультуры  в целом                       17

       4.3 Разновидности некоторых молодежных субкультур                     19

     Заключение                                                                                                 26

     Библиографический список.                                                                    28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Каждому из нас случалось идти по улице, ехать  в метро или просто смотреть телевизор  и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в  черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных  субкультур.

     Само  слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка  показать свою индивидуальность, сказать  серой массе: «я – личность», бросить  вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных  стилей, которая присуща более  мелкой социальной общности, пространственно  и социально в большей или  меньшей степени обособленной. Субкультурные  атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых  в господствующей культуре, хотя с  ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как системы значений, способов выражения или жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.

     Цель  курсовой работы – объяснить суть молодежных субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ
 

    1.1 История термина

     В 1950 году американский социолог Дэвид  Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Стиль молодежной субкультуры оказывается не просто внешним ее выражением; посредством своих ритуалов и знаковых форм, он бросает вызов существующему моральному порядку и господствующей идеологии, являясь в этом смысле символической формой сопротивления тех, кто находится на другом полюсе властной субординации.

     В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодёжи».

     В современной отечественной науке  под субкультурой понимается «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» [5]

    1. История эволюции субкультур

     В пятидесятых годах экзистенциализм  Сартра послужил толчком к развитию и трансформации музыкальных стилей. Джаз постепенно сменился ритм-н-блюзом и рок-н-роллом. В Америке и Британии появились первые битники, а Сохо стал самым популярным местом для сборов молодежи. В города потянулись люди, и начался процесс урбанизации, который нашел свое отображение и в музыке и в граффити.

     В шестидесятых годах битники переросли в целую культуру, которая оказала мощное влияние и на развитие всего человечества. Лето 1967 года стало для хиппи выдающимся временем – «летом любви». В то же время хиппи появляются и в Советском Союзе – эту культуру привозят с собой иностранные студенты и выезжающие соотечественники. Модные мальчики и девочки, которые в изобилии сидели по лондонским кафе в пятидесятых стали просто модами, а те, в свою очередь, стали одними из крестных отцов скинхэдов в конце шестидесятых.

     В шестидесятых годах зародилось и  движение диско. Шестидесятые годы знаменуются  еще и увеличением количества компьютеров в западных странах, отсюда рост интереса к ним и формирование культуры хакеров.

     Семидесятые - годы расцвета рока, особенно, панк-рока. В эти времена появляется такое направление, как глэм-рок. Тяга к мистическому и сверхъестественному порождает Нью-Эйдж, а в 1979 году румба становится музыкой целой субкультуры. В том же году такую субкультуру, как готика признают все средства массовой информации, и грустные люди в черных одеяниях становятся элементом общественной жизни. В семидесятых годах начали появляться первые подпольные рок-группы в Ленинграде, имевшем тогда славу самого свободного города. То, что они играли, называлось тогда «буги-вуги», хотя на самом деле это был рок-н-ролл.

     В восьмидесятых слушатели устали от панка и захотели чего-то более  утонченного. Так возникли неоромантики и электро-поп. Сексуальная ориентация перестала быть клеймом, поэтому представители некоторых субкультур вели себя несколько эпатажно. Восьмидесятые принесли нам рэп и специфическую поэзию, иногда просто лишенную смысла, и брейк-данс. К середине этого периода появляются свободные вечеринки, где играют рэйв, техно и другую электронную музыку. Тогда же появляется и первая киберпанк литература, а также активизируются пользователи компьютерной сети, входят в обиход такие слова как флэйм и спам. Неоромантики Японии создают образ готической Лолиты.

     Восьмидесятые–начало девяностых годов – этап возрождения для истинно русских субкультур.

     Девяностые  годы - это цветная смесь различных субкультур. Придумывается мировая сеть Интернет, а с ним появляется и возможность играть по сети или участвовать в обсуждениях на форумах. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей.

     Конец двадцатого века - это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. В это время на нашей ниве постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения [11]

    1. Понятие субкультуры

     Субкультура в социологии и культурологии  — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура  может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. КЛАССИФИКАЦИЯ СУБКУЛЬТУР
 

     По  социально-правовому  признаку выделяют:

     1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

     2) социально-пассивные, деятельность  которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

     3) асоциальные - хиппи, панки, преступные  группировки, наркоманы и т.п.

     По  направленности интересов  социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

     - увлечение современной молодежной музыкой;

     - устремление к правопорядковой деятельности;

     - активно занимающиеся определенными видами спорта;

     - околоспортивные - различные фанаты;

     - философско-мистические;

     - защитники окружающей среды.

     Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

     - романтико-эскапистские субкультуры  (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);

     - гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

     - криминальные ("гопники", "люберы");

     - анархо-нигилистические (панки, экстремистские  субкультуры "левого" и "правого"  толка), которые можно также назвать  радикально-деструктивными.

     Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

     1) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

     2) с социальной позицией - экокультурные;

     3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

     4) с альтернативным творчеством  - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.[18]

Информация о работе Понятие и виды субкультур