Понятие безработицы как социального явления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении понятия безработицы как социального явления и раскрытии механизма её регулирования на рынке труда. Для достижения поставленных целей, требовалось решить следующие задачи:
1. Изучить, обобщить и систематизировать имеющиеся в научной литературе социально - экономические, социологические, философские и психологические подходы к исследованию проблемы безработицы.
2. Исследовать причины и последствия безработицы, роль и место распространения безработицы в различных слоях населения.
3. Выявить особенности безработицы и занятости в контексте общих социальных процессов, протекающих в российском обществе.
4. Проанализировать социальную сущность безработицы и занятости населения.
5. Показать социальную динамику рынка труда России.
Объектом исследования выступает безработица как социальное явление современного российского общества. Предметом исследования является механизм регулирования занятости и безработицы, а также социальные, эмоционально- психологические последствия безработицы.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность проблемы безработицы, ее практическая значимость. Основная часть работы разделена на две главы. В первой главе курсовой работы дается определение основных понятий темы, их характеристика. Вторая глава носит более практическую направленность, в ней проводится анализ данных по выбранной теме. В заключении курсовой работы обобщаются все выводы, полученные в результате работы. Далее следует список литературы, который содержит весь перечень источников, использованных мной при подготовке и написании курсовой.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по социологии.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

     Таким образом,      безработица   приводит к исключительно негативным  социальным последствиям для общества в целом, отдельных его групп и  слоев,  для  семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение  смертности  от сердечных  заболеваний,  рост  числа  самоубийств  и  убийств,   численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений  в  семье,  рост преступности и другие. В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости устранение негативных последствий безработицы.  
 
 

1.4.Пути решения проблем безработицы и основы государственной политики занятости

 Есть  два пути: прямой и косвенный.

       Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

      Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

  1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
  2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо  гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками.

    3. Развитие системы страхования от безработицы:

        -повышение доли отчислений в  фонд занятости, что позволит 
стимулировать структурную перестройку предприятий;

        -использование страховых принципов,  когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

       -финансирование государством специальных  программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим 
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

       -адаптация безработных к изменившимся  требованиям рынка 
через систему профессиональной подготовки при максимальном 
учете имеющейся базовой квалификации;

       - упрощение процедуры регистрации  безработных в службах занятости.

     4.  Усиление гарантий в сфере  оплаты труда и решение проблемы  неплатежей заработной платы.

       5.   Создание действенной системы  защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства  является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

  В сложившейся в стране ситуации отсутствует  главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

  Социальное  партнерство реализуется через  систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

  Для того чтобы социальное партнерство  достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.

  Учитывая  особенности российского рынка  труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

     Государственная политика занятости - важнейшая часть экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

     Непосредственное  управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в  центральном аппарате  службы занятости  должно работать около 5% от общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью  выполняют региональные и местные  (городские и районные) службы занятости.

     В   отношении  безработицы  государство  располагает  тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости.

     Функция  социальной  политики    состоит в оказании  помощи  безработным   с целью поддержания их  жизненного  уровня.

Макроэкономическая  политика  предполагает  использование    денежно-кредитных  и  бюджетно-налоговых   мер    для  сокращения  безработицы.

Политика  в  сфере  занятости  направлена   на  создание  новых рабочих мест,  системы переподготовки  кадров,  центров по  трудоустройству и т.д.

     Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании  им всесторонней  социальной поддержки. Активная политика  предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование  предложения рабочей силы.

     Деление политики занятости на пассивную  и активную достаточно условно. Практически  во всех странах пытаются проводить  активную политику,  стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая им в трудоустройстве. Кроме того,  активной политике занятости должны предшествовать  хорошо отлаженные  методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных. Как показывает опыт развитых стран,  только обеспечив  социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста занятости  происходит по трем направлениям:  работа с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).

По В.М. Генкину1, активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:

помощь  в трудоустройстве;

содействие  в профессиональной подготовке и  переподготовке;

содействие  самозанятости и предпринимательству;

организация общественных работ;

помощь  людям, испытывающим особые объективные  трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

     Помощь  в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через содействие контактам между ищущими работу  и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест  и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб  трудоустройства  бесплатна как для безработных, так и для работодателей. 

     Содействие  в профессиональной подготовке и переподготовке  является одним из важнейших аспектов активной  политики занятости в развитых странах. Это обусловлено прежде всего высокими темпами технологических и организационных  изменений в экономике, которые требуют постоянного  повышения квалификации персонала. Опыт всех стран демонстрирует, что вероятность  оказаться без работы уменьшается с ростом квалификации.

     Повышение квалификации и переподготовка безработных  осуществляется как на базе региональных  центров, так и на  предприятиях. В первом случае ориентируются  на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для  безработных обучение  бесплатное; для предприятия затраты  на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.

     Содействие  в занятости групп  населения актуально для инвалидов, молодежи,  пожилых людей, каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.

     Для инвалидов занятость связана  не только с экономическими, но также  и с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству  всех развитых стран лицам с ограниченными  физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности.

     Молодежный  аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах  доля  безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие  психических и физиологических особенностей молодых людей. Законодательство развитых стран учитывает  эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.

     Особую  проблему представляет трудоустройство  людей предпенсионного возраста (50 лет и старше). Если они по тем  или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства подобные задачи, как правило, не решаются.

     Итак, главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

ГЛАВА 2.ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ  В РОССИИ 

2.1.Статистические  данные по безработице

     Равновесию  экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовке кадров. В данной главе будет приведен вторичный анализ исследований, проведённых федеральной службой государственной статистики.

     По  итогам выборочного обследования населения  по проблемам занятости, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2009г. составила 75,8 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

     В численности экономически активного  населения 70,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).  

Информация о работе Понятие безработицы как социального явления