Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:25, статья
Парадокс противоположных выводов из аналогичной эмпирической информации о ценностных ориентациях российской молодёжи обусловлен аномией ценностей не только респондентов, но и многих исследователей. «Кентавр-проблема» возникает в сознании как эклектичное соединение принципов гуманистической и технократической парадигм. Основное направление трансформации ценностных ориентаций молодежи имеет асоциальную направленность. Как ни парадоксально, система образования в целом тому способствует. Отдельные инновационные учреждения, формирующие социально позитивные ценности, должны быть стратегическими ориентирами в реформировании данной сферы.
Причём, в текосском лицее обеспечивается интеграция общего и профессионального, среднего и высшего, художественно-эстетического и физкультурно-спортивного образования, при существенном сокращении сроков и повышении качества обучения, и укреплении здоровья воспитанников. В итоге практически обеспечивается приближение к идеалу гармонично и всесторонне развитой личности [23]. Именно подобные экспериментальные учебные заведения необходимо рассматривать в качестве важнейших стратегических ориентиров реформирования отечественной образовательной системы.
Итак, радикальная трансформация ценностных ориентаций российской молодёжи в последние 20 лет идёт преимущественно в направлении вытеснения общественно значимых ценностей, сугубо индивидуалистскими ценностями. Это проявляется, во-первых, в преобладании принципов экофобной парадигмы над экофильной. Во-вторых, в ценностных ориентациях молодёжи к другому человеку, к обществу всё сильнее проявляется тенденция распространения принципов эгоистической парадигмы, замещающая альтруистические принципы. В-третьих, в трансформации ценностных ориентаций молодых людей на труд преобладает тенденция отношения к труду не как к терминальной самоценности, а как средству достижения других целей – инструментальной ценности.
Следовательно, трансформация ценностных ориентаций молодёжи в целом характеризуется утверждением технократической парадигмы путём вытеснения принципов гуманистической парадигмы. Для определения возможностей изменений этого процесса в противоположном направлении необходимы комплексные социологические исследования, опирающиеся на опережающие мировой уровень экспериментальные социально-педагогические результаты, и последовательно научную методологию. Высокий моральный уровень значительной, нередко преобладающей, части российской молодежи не может служить основанием для завышенных оптимистических выводов, дезориентирующих общественность и государственные органы.
Литература
1. Ильинский И.М. Образовательная революция М., Изд-во Моск. Гуманит. академия. 2001
2. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия (избранное). СП-б, ПАНИ, 1999 – 827 с.
3. Независимая гозета. 1998, февраль, № 2 (24).
4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.; ЦСП и М, 2010. – 592 с.].
5. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., Гардарики, 2001. - 398 с.
6. Тощенко
Ж.Т. Новые явления в
7. Демьянюк
А.Н. Ценностные парадигмы и политическая
культура современной российской молодёжи.
// Утопия: Открытая библиотека научных
сборников. Utopiya.spb.ru/index. Php?opinion=com…article…2010-
8. Colllins. Большой толковый социологический словарь. Том II. М., «Вече», 1999.
9. Rokeach М. The nature of human values. N.Y., 1973. P. 370.
10. Rokeach M. Chandge and stability in american value Sistem, 1968–1971 // Publ. Opin, Quart, 1974. 38, №4. P. 222 – 238.
11. Печчеи А. Человеческие качества. М., «Прогресс», 1980. – 312 с.
12. Энгельс Ф.Наброски к критике политической экономии. /. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.1. М., Политиздат, 1955. С.544-571.
13. Форд Г. Моя жизнь, мои достжения. М., «Финансы и статистика», 1989, с. – С. 207.
14. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.42. М., Политиздат, 1974. С.41- 174
15. Straus L. Natural Rights and History. Chicago, L. Universiyty Chicago Press, 1953.
16. Сент-Экзюпери Антуан де. М.: Изд-во «Правда» 1979. – 339 с.
17. Шишкина Е.А. Экологическое правосознание населения (региональная специфика, Астрахань), СОЦИС, 2009, №12.
18. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.; ЦСП и М, 2010. – 592 с.
19. . «Завтра», май 2009, - № 19 (807).
20. Нет
наркотикам. Информационно-публицистический
ресурс. http://www.narkotiki.ru/news_
21. Немировский В.Г., Соколова Е.В. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: 1988-2004 гг. Постнеклассический подход. Красноярск, РИО КрасГУ, 2006 -161 с.
22. Мостовая Е.Б. Образовательные стратегии Новосибирских старшекурсников. / 18. Социологическая индикация образовательных стратегий и характеристик ценностного сознания студентов и школьников», Новосибирск, НГПУ, 2008, стр.4- 17.
23. Казарина-Волшебная Е.К.,
Турченко В.Н. Практика
развития образовательной системы академика
М.П.Щетинина» // Вестник УМО»№ 4,2009г.
Казарина-Волшебная Ева Кузьминична – преподаватель Калужского государственного университета. Комиссарова Ирина Геннадьевна – ведущий программист отдела социологии Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. Турченко Владимир Николаевич – профессор кафедры социологии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, главный научный сотрудник Института развития образовательных систем РАО.
Информация о работе Парадоксы и парадигмы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи