Парадоксы и парадигмы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:25, статья

Описание работы

Парадокс противоположных выводов из аналогичной эмпирической информации о ценностных ориентациях российской молодёжи обусловлен аномией ценностей не только респондентов, но и многих исследователей. «Кентавр-проблема» возникает в сознании как эклектичное соединение принципов гуманистической и технократической парадигм. Основное направление трансформации ценностных ориентаций молодежи имеет асоциальную направленность. Как ни парадоксально, система образования в целом тому способствует. Отдельные инновационные учреждения, формирующие социально позитивные ценности, должны быть стратегическими ориентирами в реформировании данной сферы.

Работа содержит 1 файл

Статья в СОЦИС.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

      

     Во  избежание недоразумений необходимо подчеркнуть, что речь идет об абстрактно-теоретической  систематизации противоположных типов отношения человека к окружающей среде. Экофильная ценностная ориентация связана с определенной идеализацией природы, не только как объекта, но и субъекта, что далеко не всегда может быть осмыслено рационально, но обосновывается с нравственно-эстетических духовных позиций и, в конечном счёте, оправдывается практически. Её практическое утверждение в условиях капитализма возможно только в весьма ограниченных пределах. Как показывает практика, конференции по сохранению окружающей среды, проводимые даже на уровне ООН с участием глав государств, не имеют каких-либо существенных последствий.

     Утверждение духовно-ценностных ориентаций по отношению  к природе необходимо предполагает формирование соответствующих отношений  и между людьми. Противопоставление индивидуума, замкнутого на свой эгоистический интерес, его обособление от трудового народа рассматривается во всех классово-антагонистических формациях как выражение самоутверждения и свободы личности. Отношение к другому человеку как к объекту эксплуатации и максимального использования, при минимальной отдаче другим людям своих сил и средств, становится принципом, определяющим ценностные ориентации индивидов. Все люди делятся в сознании индивидов на две категории: «полезных» и «бесполезных».

     Нынешние  идеологии Запада открыто провозглашают принципы воинствующего индивидуализма, бездуховности и вульгарного материализма. Так, доктор философии Айн Рэнд (США) считает, что только эгоистические стремления  людей способны привести к полному материальному успеху, Христианский альтруизм, утверждает она, ведёт к социализму, а тот - к коммунизму. «Если не сдерживать людей в их стремлении к наживе, - пишет американский  философ Лео Страус. -  бедные станут богатыми, неограниченное присвоение без оглядки на других – подлинная благотворительность» [15, с. 242-243].

     Вместе  с тем, скупость, как и её обратная сторона — безумное расточительство, возводятся в ранг добродетелей. Бесящийся  с жира богач, отмечал К.Маркс, не только поглощает труд презираемых  им людей, но даже находит этическое обоснование такого отношения в виде подлой иллюзии, будто его «необузданная расточительность и безудержное непроизводительное потребление обуславливают труд, а тем самым существование другого» [14, с. 608]. Классический пример тому разглагольствования «олигарха» М.Прохорова о его «благодеяниях» - более ста миллионов рублей налогов, которые ежегодно отдаёт из своего «заработка».

     Простые нормы нравственности, унаследованные от доклассовых эпох, идеалы гуманизма, несмотря на тысячелетия рабства, не только никогда не истреблялись из сознания масс, но даже развивались, вопреки идеологии, навязываемой массам господствующими классами. Парадокс в том, что ведущую роль в формировании гуманистических ценностей играли, принадлежащие к господствующим классам «диссиденты» (Данте, Сен-Симон, Пушкин, Толстой). «Быть человеком, - писал Антуан де Сен-Экзюпери, – это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, помогаешь строить мир», [16, c.79].

     Альтруистическая  парадигма ничего общего не имеет  с аскетизмом, самоотречением, истощением, опустошением себя в пользу другого. Самоотдача человека, наоборот, диалектично  ведёт к его материальному благосостоянию и духовному обогащению, самоутверждению и развитию личности. Именно так закон отрицания отрицания проявляется прогрессе морали (Таблица 2).

     Таблица №2 

     Парадигмы ценностных ориентаций к другому человеку 

№№

п.п.

     Эгоистическая

     Альтруистическая

1

 Другой  человек — средство достижения моих целей

 
 Другой  человек – высшая ценность
2  
 Жить  за счет жизненных сил, других людей
 
 Жить, отдавая свои жизненные силы другим людям.  
3  Обособляться, чтобы обретать личную свободу  Ассоциироваться, чтобы обретать

 свободу для себя и других

4  
 Другие  люди — обкект эксплуатации
 
 Другие  люди — субъект сотрудничества.
5  
 Другие  люди – предмет

 моего использования.

 
 
 Другие  люди — предмет моей заботы
6  Максимально потреблять и использовать жизненные силы других людей  Максимально развивать и отдавать свои жизненные  силы другим людям
7  
 Человек человеку — враг  
 
 Человек человеку — друг
 

     Осознание противоположности интересов эксплуататоров и трудящихся, соответствующая переоценка моральных ценностей происходят в сознании масс, непосредственно совершающих освободительную революцию, сравнительно быстро. Труднее всего, как показывает исторический опыт, происходит утверждение новой трудовой морали. Многовековая практика глубоко внедрила в сознание эксплуатируемых масс представление о труде и трудовой дисциплине как о ярме, непосильном бремени, зле. Ценностное отношение к труду, при всевозможных нюансах проявления у разных людей, сводится к двум типам: терминальному, имеющему смысложизненную значимость как самоцель, и инструментальному, являющемуся средством достижения других целей. В реальной жизни они существуют в диалектическом единстве, и речь можно вести лишь о доминировании того или иного типа в деятельности конкретных субъектов.

     Ценностное  отношение человека к трудовой деятельности детерминировано, прежде всего, историческим типом социально-экономических отношений между людьми. Потому парадигма отношения человека к труду содержательно сопрягается парадигмой отношения к другим людям и по форме конгруэнтна с ней. Это можно видеть на следующей таблице.

     Таблица №3

     Парадигмы ценностных ориентаций к труду 

№№

п.п

     Инструментальная

     Терминальная

     1      Ценность  труда

     в создаваемом продукте

     Труд  – самостоятельная ценность
     2.            Труд  – деятельность, препятствующая самореализации человека      Труд  – основа бытия, главный способ самореализации и развития человека,
     3.      Труд  – средство жизни человека      Труд  – смысл жизни человека
     4.             Труд  – внешняя необходимость, проявление несвободы человека      Труд  – внутренняя потребность, проявление свободы человека
     5.      Труд  – выражение эксплуатации человека человеком      Труд  – выражение самодеятельности человека
     6.      Труд  – зло, наказание            Труд  – добро, призвание
     7.            Смысл труда – потребление создаваемых  продуктов      Смысл труда – выражение  творческой сущности человека
 

     Выявление противоположных парадигм ценностных ориентаций к труду, к другому человеку и к природе позволяет, во-первых, выявить аксиоматику, лежащую в основе конкретных теорий и моральных практик, во-вторых, - существенно повысить целенаправленность исследований и эффективность управления процессами нравственного воспитания; в-третьих, - различать сущее и должное в ценностных ориентациях респондентов, в-четвёртых, - определять стратегические ориентиры нормативного прогнозирования и социального проектирования.

     III

     Социальное пространство ценностных ориентаций современной российской молодёжи остро противоречиво и размыто, прямое наложение матрицы парадигмального анализа на данные эмпирических исследований не представляется возможным. Потому необходимо, прежде всего, выяснить на каких именно парадигмальных принципах сегодня основываются ценностные ориентации нашей молодёжи.

     Ценностные ориентации на сохранение природы среди молодёжи, как показывают исследования, в целом также выражены примерно на 40% слабее, чем среди старшего населения. Вместе с тем, они характерны размытостью и противоречивостью [17]. Аномия ценностных ориентаций присуща и самим исследователям, что проявляется в парадоксе несоответствия некоторых обобщающих выводов эмпирическим фактам.

     Например, М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги в своей весьма интересной и содержательной монографии, делают вывод, что диагнозы морального разрушения российской молодёжи не соответствуют действительности. Однако представленные ими факты заставляют в этом усомниться. Так, считают возможным оправдывать измену Родине 21,6% опрошенных молодых людей, и 17,1% респондентов старших возрастов. Считают, что уклонение от выполнения воинского долга может быть оправданным 75,6% молодёжи и 68,9% людей старших возрастов. Каждому 4-5-му молодому человеку приходилось давать взятку, а каждый третий взяточничество не осуждает. Треть молодёжи злоупотребляет алкоголем и только 40,7% (среди старших возрастов – 33,6%) считают, что пьянство, алкоголизм никогда не могут быть оправданы. Только 15,9% молодых людей «жизненный успех»связали с понятием «честно прожитой жизнью», тогда как среди людей возраста 31-50 лет – 32,6%, старше 50 лет - почти 60%.

     Видимо, желая как-то подкрепить свои не в  меру оптимистичные суждения о достаточно высокой нравственности российской молодёжи, М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги пишут, что «в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеские измены, аборты) молодёжь даже более строга, чем люди старшего возраста». В подтверждение приводят следующие данные: 49,2% молодых людей считают, что никогда не могут быть оправданы супружеские измены и 34,4% - аборты, тогда как среди людей старшего возраста, соответственно, 48,9% и 25,6%. По первому пункту различия составляют 0,3%, что в пределах статистической погрешности. Однако наличие семьи и детей включили в понятие «жизненный успех» только 57,4% респондентов в возрасте 18-30 лет, а в возрасте 31-50 лет - 67,4%. Аборты же, как известно, могут производиться по медицинским и социальным показаниям, что многие молодые люди могут не учитывать, а потому высказываются более категорично. Не говорит в пользу вывода авторов и то, что около 10% молодых людей имеют опыт проституции, а 45,9% (среди старшего поколения 33,9%) считают её допустимой [18, с. 125-130]. С учётом того, что занимаются ей в основном женщины, выходит, что каждая пятая молодая женщина, так или иначе, причастна к этому греху.

     Подобную  картину показывают результаты наших обследований 6355 студентов 20 вузов Новосибирска, проведённых в 2002-2010 гг., согласно которых 54% респондентов одобряют вступление в физическую близость за плату и 8% сказали «иногда годится». Почти 35% одобряют брак по расчёту, а 22% считают «иногда годится». Следовательно, факты опровергают утверждения М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги о том, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни, молодёжь более строга, чем люди старшего возраста.

     Далее эти авторы пишут: «Как показывает анализ полученных данных, статус практического табу для молодёжи имеют, например, гомосексуализм и употребление наркотиков». Притом, показывают, что среди молодёжи 2 - 2,5% гомосексуалистов и более 30% не осуждающих этот грех (среди старших возрастов - 20%), что каждый десятый молодой человек употреблял наркотик, а среди не употребляющих такое потребление не осуждает каждый десятый. Надо учитывать, что далеко не все приверженные к этим порокам признаются в том даже в анонимных анкетах. Социологи в своих выводах обязаны кроме анкет опираться и на другие источники.

     Так, число наркоманов в России, по данным специальных исследований, перевалило в начале 21 века за 3 млн. человек (по экспертным оценкам 6-9 млн.) и продолжает расти. Около 70% всех потребителей наркотиков в возрасте 15-25 лет. Из них имеет шанс дожить до 30 лет только один из пяти. За 90-е годы смертность несовершеннолетних вследствие употребления наркотиков увеличилась в 42 раза. Только от поступающих через Афганистан опиатов умирают каждые сутки в среднем 82 человека призывного возраста, то есть, 30 тысяч в год – в два раза больше, чем за десять лет войны в Афганистане [19]. Следовательно, наркомания стала первостепенной угрозой национальной безопасности, поражающей, прежде всего, подрастающее поколение. Причём, наркотизация и алкоголизм способствуют распространению гомосексуализма.

     «Благодаря неослабевающему потоку западной «жвачки для мозгов», льющейся из СМИ, телевизора  и  интернета, многие из наших юных потребителей поп-культуры теперь убеждены, что  наркотики  употреблять «круто», что  гомосексуализм  является признаком принадлежности к «богемной тусовке» [20]. Ещё лет 10 назад «Комсомолка» на первой странице дала аншлаг: «Алла Пугачева с 117 американскими геями совершает гастрольную поездку по России». Теперь уже на улицах Москвы и Питера «геи» устраивают свои демонстрации. Потому говорить о каком-либо «табу» для молодёжи на гомосексуализм и употребление наркотиков нет никаких оснований.

Информация о работе Парадоксы и парадигмы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи