Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.
Далее. Поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.
Подготовка
аналитического исследования требует
значительного времени, тщательно
разработанной программы и
Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению `поведения` тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.
59) Социологические методы изучения объективной реальности.
Метод изучения предпочтений - совокупность способов сбора и анализа информации, состоящих в упорядочении некоторого набора объектов по заданному критерию.
Методами изучения предпочтений являются: метод ранжирования, метод множественного сравнения, метод парных сравнений.
Метод контрастности типов - прием изучения эмпирических данных, основанных на вариационном анализе. Метод заключается в разделении исследуемой совокупности на контрастные подгруппы, в результате чего зависимая переменная может быть предсказана с наибольшей точностью.
Метод кросс-культурного сравнения - метод выявления универсальных и специфических образцов поведения индивидов, социальных групп, организаций, институтов в контексте различных культур.
Метод парных сравнений - метод изучения предпочтений, при котором респондент должен из всех возможных парных сочетаний объектов, предложенных ему, выбрать наиболее предпочтительный в соответствии с заданным критерием.
Результатом таких сравнений является матрица парных сравнений, в которой сумма элементов строк дает представление о ранжировке респондентом всех объектов.
Метод переводных оценок - по С.Кумбсу - метод шкалирования, состоящий в ранжировании заданных объектов респондентом с целью выявления его установки. Монографический метод - метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений.
Социальный эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
-
внесение изменений в
-
контроль за влиянием
- анализ и оценку результатов этого влияния.
Социологическое наблюдение - метод сбора первичной социологической информации.
В социологии различают:
-
формализованные и
- включенные и невключенные наблюдения;
-
полевые, лабораторные и
-
систематические,
Сравнительно-исторический метод - метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений.
Сравнительный метод - в социологии - метод, с помощью которого выявляются сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одном обществе, в обществах одного типа и в разных исторических типах обществ с целью установления общих и специфических для них характеристик и закономерностей.
Различают
две разновидности
Стандартизация - в социологических исследованиях - установление единообразных процедур для проведения, оценки и интерпретации тестов и экспериментов с целью сопоставимости их результатов.
Типологизация - метод социологического исследования, в основе которого лежат:
- выявление сходства и различия множества социальных объектов;
-
поиск надежных способов их
идентификации в системе
-
группировка их с помощью
Результатом типологизации является выделение определенных типов социальных явлений.
60) Виды прикладных социологических исследований.
Прикладное социологическое исследование-это приложение социологического знания и исследовательских приемов к получению эмперически обоснованной информации о практически проблемах. Исследовательские методы здесь мало чем отличаются от базисной науки, но получаемое в ПСИ социологическое знание более специфично и детализировано.
3 разновидности ПСИ:
Описательное исследование - самый простой и доступный тип изучения реальности. Его предназначение -получить эмперическую информацию о социальных проблемах.
Аналитическое исследование трудно отличить от описательного. Его характерная деталь - стремление построить эмперическую модель социального явления. А любая модель ставит своей целью не просто описать, но объяснить процесс. Так, по заказу общественной организации социолог, описав объект, должен объяснить, почему население оказывает поддержку одному кандидату и не оказывает другому. Причем "предпочтение" нужно определить в терминах социальных групп, партийной принадлежности, социоэкономического статуса избирателей.
Оценочное исследование - совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить - в социальных, экономических или политических терминах - конечный результат целенаправленного вмешательства в социальные процессы. Примером может служить внедренческая программа улучшения стиля руководства в деловой организации.