Отчет по практике в МОУ СОШ №2

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 05:45, отчет по практике

Описание работы

Цель прохождения практики – изучение системы оплаты труда в МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО.
Для достижения цели практики были поставлены следующие задачи:
1. Изучить нормативно-правовое и документальное обеспечение системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях ЕАО.
2. Провести анализ организационной и функциональной структуры и системы оплаты труда в МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО.
3. Разработать предложения по совершенствованию системы оплаты труда в МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЕАО
1.1. Характеристика системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях ЕАО 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение оплаты труда в общеобразовательных учреждениях ЕАО
8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В МОУ СОШ №2 МУНИЦИПАЛЬНОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО НИКОЛАЕВКА» ЕАО

2.1. Характеристика организационной и функциональной структуры МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО
10
2.2. Анализ системы оплаты труда в МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО 15
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В МОУ СОШ №2 МУНИЦИПАЛЬНОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО НИКОЛАЕВКА» ЕАО
3.1. Проблемы совершенствования системы оплаты труда в МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО 19
3.2. Предложения по совершенствованию системы оплаты труда в МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………......
25

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ ДВАГС.doc

— 179.00 Кб (Скачать)
 

      Если  обратить внимание на разницу в количестве преподаваемых учителем часов, то следует отметить, что при новой системе оплаты труда нагрузка учителя ниже, а заработная плата повысилась, с учётом, что средняя наполняемость в классах составила 25 учащихся. Можно увидеть значительную разницу если бы школа оставалась на ЕТС. В МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО она увеличилась в среднем на 32 %. Подчеркну, что это лишь за аудиторную занятость.  Полная заработная плата,  включающая  неаудиторную занятость, выплаты компенсационного  характера,  стимулирующую часть,  значительно выше. В среднем  на одного учителя это увеличение составило 59 тысяч рублей в год.

      Введение  НСОТ  заставило изменить  взгляды администрации школы и учителей  на многие  аспекты школьной жизни. Сегодня  учитель больше времени  уделяет самообразованию, подготовке  к урокам,  эффективному использованию  современных  технологий обучения.

      Одна  из задач НСОТ – отработать эффективные  способы оплаты и стимулирования учителей не только за уроки, но и за внеурочную работу.  Весомую часть заработной платы составляет оплата за неаудиторную занятость (таблица 2.).  

Таблица 2. Оплата за неаудиторную занятость

Количество  учеников ЕТС НСОТ
14 1048 1551
20 2096 2201
25 2096 2752
28 2096 3082
 

      Сегодня уже можно говорить о повышении стимула классного руководства, где педагог получает заработную плату не за класс в целом, а за каждого ученика. В результате виден достаточный разрыв в зависимости от наполняемости класса (нет равенства между 20 и 28 учениками как это было при  ЕТС). При старой системе оплаты труда фактически не оплачивалась  вся внеурочная, внеклассная, воспитательная работа и работа с родителями, введение НСОТ позволило оценить эту большую работу учителя

      Вопрос  учительской зарплаты – это вопрос не только «сколько?», но и «за что?»  В школах всегда хорошо работала система  моральной поддержки учителей. Можно предположить, что директор, влюбленный в свое дело соберет вокруг себя сильную команду педагогов, которые благодаря энтузиазму обеспечат процветание школы, но если усилия не будут вознаграждаться  достойно, энтузиазм пройдет, лучшие кадры уйдут туда, где они смогут получать достойную зарплату за свои таланты. Тем более что с. Николаевка расположено вблизи города Хабаровска с его возможностями и перспективами.

      С введением НСОТ в школе удачно сработала система материального стимулирования. Заработная плата учителей увеличилась, но не у всех одинаково. Её рост зависит от качества педагогического труда и те учителя, у которых наиболее высокие результаты в большей степени ощутили повышение заработной платы. Анализ стимулирующих выплат позволяет учителям оценить свои возможности и себя в сравнении с коллегами, получающими большее вознаграждение и заставляет искать «точки» собственного роста.

      За  три года работы (с 2008 по 2011) в рамках НСОТ руководством школы проанализированы и откорректированы критерии стимулирования и распределения фонда оплаты труда в части поощрения учителей. Школа может сама учитывать свои особенности. Понадобится время, чтобы установить универсальный набор критериев.

      Достаточно  серьёзные коррективы в деятельность каждого педагога внесло участие Управляющего совета в распределении стимулирующей части. Любому педагогу школы не хочется выглядеть в глазах общественности хуже других учителей и это является стимулом в повышении учительского мастерства. Новая система оплаты труда стала, по мнению руководства и учителей школы, более справедливой, гибкой, прозрачной, объективной и направленной на учет всех реалий сложно организованного педагогического труда. Этот эффективный механизм оплаты труда повлёк за собой улучшение условий обучения, показателей качества труда педагогов школы.

      Можно привести различные примеры позитивной динамики в работе школы за 2009-2010 годы. Результаты успеваемости Единого государственного экзамена по всем предметам – 100%. Качество знаний выпускников 9 –го класса в условиях новой формы итоговой аттестации по химии, биологии, алгебре находится на достаточно высоком уровне.

      Результаты независимой экспертизы оценки качества знаний при проведении государственной аккредитации показали хорошие знания обучающихся. Показатели качества знаний и успеваемости выше областных по математике и русскому языку в 4 классе, истории, алгебре и русскому языку в 9 классе, математике и биологии в 11 классе. Эффективность работы учителя во внеурочное время прослеживают и по количеству призёров районных и  областных олимпиад. Значительные результаты достигнуты в воспитательной работе с учащимися. В течение учебного года учащимися школы занято  более  40  призовых мест в конкурсах и соревнованиях муниципального и регионального уровней.

      Опыт  введения новой системы оплаты труда  в школе показал, что за последние три года (2008-2011): произошло повышение и дифференциация заработной платы; повысилось качество образовательного процесса; растёт профессионализм учителей и качество знаний обучающихся; заметно активизировались процессы по освоению преподавателями современных образовательных технологий, публичному представлению результатов работы местному и профессиональному сообществу; появилось больше условий для организации внеклассной работы, дополнительного образования учащихся; увеличилось число детей, участвующих в социальных проектах и общественных инициативах; в положительную сторону изменилась система отношений в школе, между педагогами и учащимися, педагогами и родителями.

      Таким образом, увеличение заработной платы педагогов в результате введения НСОТ и механизмы стимулирования позволили закрепить кадры и подтолкнуть к самообразованию, стремлению добиваться лучших результатов в своей работе. Коллектив школы убежден, что новая система оплаты труда является одной из основ дальнейшего инновационного развития системы образования в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

      3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В МОУ СОШ №2 МУНИЦИПАЛЬНОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО НИКОЛАЕВКА» ЕАО 

      3.1. Проблемы совершенствования  системы оплаты  труда в МОУ  СОШ №2 муниципального  поселения «Село  Николаевка» ЕАО 

      С введением НСОТ в школе многое сделано, достигнуты определенные позитивные результаты, но существует ещё ряд проблем, над которыми необходимо работать:

      Во-первых, в условиях демографического кризиса чрезвычайно сложно, а иногда и нереально, в сельской школе, довести наполняемость класса до желательной. Сельские учителя обеспокоены тем, что низкая наполняемость классов будет и дальше способствовать снижению достатка педагогов. 
 Во-вторых, для реального повышения заработной платы педагогов существующий норматив явно недостаточен;

      В-третьих, не предусмотрены доплаты администрации школы за квалификационную категорию по должности «руководитель»;

      В-четвертых, недостаточно совершенный механизм оплаты труда учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала.

      Сегодня все зависит и от количества учеников в классе, и от качества полученных ребенком знаний. Педагоги отмечают, что оценивать учительский труд сегодня намного сложнее, чем до перехода на отраслевую систему оплаты.

      Исходя  из педагогических позиций, можно увидеть и другие недостатки действующей системы оплаты труда. Оказывается, что фонд зарплаты остался прежним, и получилось так, что на стимулирующую часть зарплаты денег нет. Новая система оплаты труда не плоха, но не продумана. Критерии не всегда едины и чётко прописаны. В итоге нет стабильности, каждые полгода зарплата меняется и не всегда это зависит от учителя. Ущемлены интересы учителей начальных классов.

      Стимулирующий фонд распределяется раз в полгода, оплачивают победы в конкурсах педагогов  и учеников, победы в олимпиадах, публикации, выступление и открытые уроки. Можно упомянуть об одном случае в Школе. В положении написано: за каждого победителя Российского уровня столько-то процентов от ставки. Однако, когда этих Российских победителей - учеников у одного из учителей Школы стало 12 человек, председателем профкома школы было сказано: «так вы ведь не с каждым работали?» Заплатили по количеству проектов, представленных на Российский конкурс - как за 5 победителей. Видимо профсоюзный лидер не понимает, что руководя коллективным проектом детей, работаешь со всей группой, при чём эта (коллективная работа) больше, чем проект одного ученика. Не смотря на это - за коллективные работы в районном конкурсе оплачено за каждого победителя, сумма то же меньше. За участие в Российской конференции не заплатили, а за участие в районной другим оплачено. То есть бухгалтерия не могла провести большую премию, так как нельзя так много давать. На вопрос: почему не заплатили за участие в Российской конференции? Завуч просто опустила глаза - сказать было нечего».  Другой случай в школе связан с разработкой персонального образовательного сайта. За ведение сайта администрация не желает платить учителю, так как говорят, что он "личный", за внедрение ИКТ надбавки по 150 руб. (а у администрации по 1000 руб., только как они и что внедряют неизвестно). За разработку авторских материалов вообще считается платить не надо. Это объясняется тем, что эта работа входит в подготовку к урокам. То есть новая система оплаты труда в реальности не всегда работает. Положения должны быть спущены сверху по распределению стимулирующего фонда, но на местах часто наблюдается произвол. В результате, ставки уменьшились, в зарплате потери, за категории не платят достойно.

      Администрация школы через послушный им управляющий  совет с сентября ввела такие  критерии, что не надо участвовать  педагогу в различных конкурсах. У школы есть критерий 4.4. Участие в профессиональных конкурсах педагогом: участие - 0,5 балла, призовое место - 2 балла. Этот критерий не учитывает уровень участия, хоть участвуй в школьном конкурсе, хоть в республиканском или всероссийском, всё равно 2 балла.

      Критерий 4.3. Наличие публикации: 1 балл. Этот балл могут получить все учителя, имеющие публикации на своем сайте, в виде презентаций, сделанные учениками, так как не все учителя умеют это делать, и учителя, публикующие свои разработки на всероссийском уровне в различных конкурсах и сборниках.  В школе администрация делает по-своему. Так как у некоторых учителей есть победы во всероссийских конкурсах, и чтобы не оплатить их труд, такие не справедливые критерии ввели. А у директора школы и завуча всегда максимальные баллы, хотя директор в своей жизни никогда не участвовал ни в каких конкурсах и не делал никаких публикаций.

      А простым учителям о таком только можно мечтать. Учителя делают достижения, но администрации школы эти достижения не нравятся, хотя за их достижения они получают определенные баллы в стимулирующей части. Наверху хорошо говорят об увеличении зарплаты учителей, но на местах совсем по другому.

      Таким образом, само по себе введение НСОТ не дает увеличения зарплаты более чем на 10%. Чтобы добиться роста, а не простого перераспределения доходов, необходимы дополнительные вливания в образовательные бюджеты. 

      3.2. Предложения по совершенствованию системы оплаты труда в МОУ СОШ №2 муниципального поселения «Село Николаевка» ЕАО 

     Совершенствование оплаты труда работников школы должно быть направлено в первую очередь на повышение мотивации работников. Это, в первую очередь, подразумевает пересмотр системы заработных плат. Следует признать, что уже многое сделано в этом направлении благодаря введению новой системы оплаты труда для работников школ. Однако, как мы увидели, что некоторые проблемы остались не решенными.

      С целью дальнейшего повышения качества образования и закрепления кадров в школе, совершенствуя механизмы оплаты труда, можно предложить следующие направления деятельности:

      - развивать систему мониторинга по отслеживанию результативности работы педагога;

      - совершенствовать критерии стимулирования и поддержки учительского труда;

      - расширять сферу дополнительных образовательных услуг за счёт неаудиторной занятости;

      - разработать систему контроля  за распределением стимулирующей  и компенсационной части оплаты  труда на уровне школы.

     Система мониторинга может осуществляться при помощи качественных и количественных исследований учащихся. Отслеживание эффективности работы педагога только лишь по количеству занятых мест учащимися школы на олимпиадах, конкурсах, результатов сдачи экзаменов и успеваемости.

      Нецелесообразно отдавать в руки директора возможность устанавливать доплаты руководящему составу. Видимо, как и в положении с аттестацией, критерии стимулирующих выплат должны быть четко прописаны и единообразны, можно включить какие-либо пункты по усмотрению трудового коллектива. То есть нужно жестко контролировать процесс распределения стимулирующих выплат, обеспечивать его открытость и прозрачность. Закон о защите персональных данных часто используется для сокрытия информации о реальной заработной плате руководящего состава.

      Все вышесказанное, не означает, что труд директора, главного бухгалтера, завучей, не должен достойно оплачиваться. Но все это должно решатся открыто, не в кулуарах, не за счёт учителей, чтобы не вызывать нездоровые отношения в коллективе.

      Система оплаты труда могла бы быть более методичная и алгоритмизированная. В рабочем времени учителя должны быть четко обозначены заседания педсоветов, участие в работе школьного совета, деятельность по повышению квалификации, подготовка к урокам и пр. По ряду предметов нужно вводить коэффициенты. Уроки литературы на старшей ступени гимназии, например, могли бы иметь коэффициент 1,8, уроки физкультуры - 1,25.

      В перспективе разные коэффициенты могут быть рассчитаны для отдельных типов и видов общеобразовательных учреждений, отдельно в городской и сельской местности и т.д.

      Надо еще определить механизм установления соотношения фонда оплаты труда и учебных расходов, понять, как осуществлять выплаты за обучение на дому, расчет заработанной платы в отпускной период, более точно сказать о начислении зарплат младшему обслуживающему персоналу и т.д.

      Таким образом, проект введения новой системы  оплаты труда требует совершенствования, вызывает много вопросов. Но наличие таких вопросов вполне нормально для последовательной проектной работы. Именно в проектном режиме менять норму – нормально. В этом и суть проектного движения, его отличие от программного подхода, когда каждый очередной шаг запрограммирован и предсказуем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Отчет по практике в МОУ СОШ №2