Осуществление социальной защиты государственных гражданских служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является организация социальной защиты населения Российской Федерации.
В качестве предмета можно выделить особенности реализации социальной защиты населения в органах государственной власти Пермского края.
Целью данной работы является анализ осуществления социальной защиты государственных гражданских служащих Пермского края.

Содержание

1. История становления социальной защиты
2. Сущность и принципы социальной защиты
2.1 Система социальной защиты населения
2.2 Принципы социальной защиты населения
2.3 Организационно-правовые формы социальной защиты населения
3. Социальная защита государственных служащих в субъектах Российской Федерации
4. Выводы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!.doc

— 179.50 Кб (Скачать)


2.1 Система социальной защиты населения

Необходимо отметить, что, поскольку только на определенном этапе своего развития социальная защита, как и многие другие социальные явления, становится системной, то речь уже может идти о системе социальной защиты (ССЗ) (Черкасская…, 2008).

Система социальной защиты населения (ССЗН) – совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных слоев населения, прежде всего, социально незащищенных.

Цель ССЗН – обеспечение гарантированных, минимально достаточных условий жизнеобеспечения и деятельностного существования человека, отдельных групп населения; защита социального положения человека от социальных рисков.

Система социальной защиты населения в настоящее время складывается как социальный институт, включающий в себя такие компоненты как социальные нормы и принципы функционирования, субъекты - учреждения и организации, средства выделяемые государством для функционирования ССЗН, кадры, необходимые для реализации функции ССЗН, управление ССЗН, нормативно-правовую базу.

ССЗН выполняет определенные функции (функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации) такие как:

Экономическая функция. Государство оказывает воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления им определенных материальных благ и услуг вместо утраченного заработка, либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков.

Демографическая функция. Реализуется посредством воздействия системы социальной защиты на демографические процессы: продолжительность жизни, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Политическая функция. Посредством системы социальной защиты населения государство реализует свою социальную политику. От эффективности реализации данной функции зависит стабильность, устойчивость общества, социальный мир и социальная безопасность.

Социальная функция. Направлена на поддержание социального положения человека при воздействии различных рисков, которые могут привести к ухудшению положения человека. Здесь выделяются такие подфункции:

                 защитная. Заключается в защите социального положения граждан

от воздействия социальных рисков, неблагоприятных последствий жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.д.);

                 реабилитационная. Восстановление полностью или частично, физических, психологических, профессиональных, социальных  и иных качеств человека, приспособление его к полноценной жизни, труду, самообеспечению;

                 компенсационная. Возмещение утраченного вследствие воздействия социальных рисков. Например, утраченного заработка.

Социальная защита выполняет также и такие функции как хозяйственно-бытовая; психолого-педагогическая; организация труда и отдыха, оздоровление граждан; социально-медицинская и др.

Развитие института социальной защиты происходит на основе законодательно-правовой базы, под влиянием  политической, экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе. На институт социальной защиты влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические факторы, а также факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности.

Политические факторы. Связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе. Предполагаю разработку законодательных мер, направленных на преодоление бедности, замедление снижения уровня жизни населения, преодоление социальной дифференциации общества, ликвидацию различного рода чрезвычайных ситуаций.

Экономические факторы - определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты населения: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов посредством взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной и натуральной форме.

Социальная защита влияет на уровень накоплений и инвестиций, спрос и предложение труда, характер управлениями предприятиями.

Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице, пенсионное обеспечение, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан; укреплять материально-техническую базу учреждений социального обслуживания и т.д.

Идеологические факторы. Отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества. Реально их влияние на результативность деятельности системы социальной защиты населения.

Нравственно-психологические факторы. Являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих в сфере социальной защиты населения. Нравственно-психологические проблемы могут возникать и проявляться во всех областях социальной помощи и поддержки человека: в семье, в деятельности социальных служб, при взаимодействии специалиста по социальной работе и клиента. Задача института социальной защиты – восстановление социальной справедливости, законных прав клиента, создание условие для реализации основных потребностей человека.

Факторы, связанные с социальной работой как видом профессиональной деятельности. Как отмечалось выше, система социальной защиты и социальная работа тесно взаимосвязаны. Система социальной защиты – это своеобразное  организационное поле для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей функции.


2.2 Принципы социальной защиты населения

Система социальной защиты населения в каждой стране выстраивается, опираясь на определенные положения о теории социальной защиты, которые являются основой ее устройства и отражают приоритеты и главные правила деятельности. Несмотря на некоторые различия, обусловленные особенностями национальных моделей социальной защиты, можно выделить общие, характерные для социальной защиты населения в целом, базовые принципы. Принципы - это научно обоснованные положения, выражающие характер требований к содержанию, формам и методам социальной защиты населения.

Важнейшими принципами социальной защиты являются:

                 всеобщность социальной защиты населения. Данный принцип закреплен в Конституции РФ и других национальных и международных законодательных актах (например, Всеобщая Декларация прав человека (1948г.);

                 гуманизм и справедливость. Этот принцип социальной защиты требует признания самоценности человеческой личности, ее право на свободу, достойный уровень жизни независимо от возрастных, национальных, религиозных и иных особенностей;

                 системность и комплексность. Система социальной защиты населения это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов, которые и представляют ее целостность. Важнейшими элементами системы являются объекты, субъекты, содержание, цели, методы, контроль и управление. При формировании и функционировании любой системы важно, чтобы ее компоненты представляли собой иерархически организованную и целостную систему, а процесс социальной защиты (т.е. объект, субъект, содержание, формы и методы социальной работы) представлял собой взаимосвязанный и целостный процесс.

Комплексность – это единство целей, принципов, сочетание традиций и исторического опыта с современной практикой, всесторонность изучения объекта, согласованность и координация действий, управление и контроль оказания помощи и поддержки.

На основе комплексного подхода удается увязать решение проблем социальной защиты с реализацией целей социальной политики государства, наиболее эффективно защищать тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

                 превентивность мер по социальной защите. Данный принцип означает, что необходимо предупреждать причины социальных рисков и неблагополучия. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченных группам населения при повышении цен или иных социальных потрясений, сколько создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы при возникновении социальных рисков: болезни, старости, безработицы. Социальные риски можно предупредить посредством:

1.                 помощи в нахождении работы инвалидам, пенсионерам и т.д.;

2.                 Поддержки негосударственных систем социального страхования.

3.                 Развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ.

4.                 Сочетание платных и бесплатных услуг.

5.                 Поддержание доходов населения на уровне не ниже прожиточного минимума.

                 адаптивность системы социальной защиты населения, т.е. ССЗН должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции, снижения занятости; своевременно развивать правовую базу организационных структур, обновлять методы осуществления социальной защиты и др.

                 многосубъектность. Современное общество многосубъектно и

помимо главного субъекта социальной защиты – государства - можно выделить такие субъекты, оказывающие социальную помощь как общественные организации и объединения, профсоюзы, работодатели, предприятия и организации всех форм собственности, сам человек.

                 приоритетность государственных начал. Государство, выражая волю общества, обеспечивает закрепленные в Конституции гарантии в сфере социальной защиты населения. Государство – гарант полной реализации права на социальную защиту и несет ответственность, если это право нарушается или остаются лишь декларацией.

                 адресность. Данный принцип предполагает осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями;

      субсидиарность. Этот принцип относительно социальной защиты

может рассматриваться как оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных структур при финансировании программ и мероприятий социальной политики;

                 принцип единства социальной защиты и самозащиты. Предполагает, что человек не только объект, но и активный субъект. Социальная защита должна опираться на развитие самозащитных механизмов, связанных с самообеспечением, самопомощью;

                 соответствие государственных гарантий экономическим  возможностям государства. Этот принцип предполагает выбор оптимума между потребностями и возможностями. Государство должно обеспечивать гарантированный уровень социальной защиты из государственного бюджета всем, имеющим на нее право, независимо от экономического состояния того или иного региона.


2.3 Организационно-правовые формы социальной защиты населения

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и его социальных институтов. В нашей стране складывается многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются такие организационно-правовые формы как пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

Пенсионное обеспечение - важнейшая составная часть социальной защиты пожилых и нетрудоспособных лиц, поскольку для большинства из них пенсия - единственный источник средств существования. Пенсионное обеспечение предоставляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми обществом правомерными для участия в распределении произведенного в обществе совокупного продукта.

Пенсия - ( от лат. - платеж) – этот ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения или бюджета с целью содержания нетрудоспособных лиц либо достигших определенного возраста граждан в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью в размерах соизмеримых с получаемым ранее заработком, назначаемые пожизненно или на длительный срок в установленных законом случаях. Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца, длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет (Качан…, 2007).

Пенсионные отношения в России регулируются Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, с изменениями и дополнениями.

Информация о работе Осуществление социальной защиты государственных гражданских служащих