Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:40, реферат
Цель данной работы – знакомство с понятием «конфликт», изучение условий и особенностей управления социальными конфликтами, поиск путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1. Дать понятие конфликтов;
2. Рассмотреть структурные методы управления социальными конфликтами;
3. Изучить механизм разрешения социального конфликта;
4. Подвести итоги.
Уход (уклонение). Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится отойти от социального конфликта. Это уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация способна разрешиться сама собой, если сейчас нет условий для продуктивного «разрешения» социального конфликта, но через некоторое время они могут появиться.
Приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия признается рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» не гарантирован и «стратегический выигрыш». Если данная стратегия станет для менеджера доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руководить подчиненными.
Компромисс. Данный стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но до определенной степени. Поиск же приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях ценится высоко, так как уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро преодолеть конфликт. Но через какое-то время могут появиться и деструктивные последствия, например, и неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Конфликт в измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.
Сотрудничество (решение проблемы). Указанный стиль основывается на убежденности участников социального конфликта в том, что расхождение во взглядах — неизбежный результат того, что у людей есть свои представления, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и сообща найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы, устраивающего всех: «Не ты против меня, мы вместе против проблемы». Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психологические особенности участников социального конфликта, менеджер применяет различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть превалирующей, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным.
2.2 Средства воздействия
на участников социального
В комплексном и динамическом обществе возможна только такая стратегия ведения и разрешения социального конфликта, которая исключает не только поражение, но указывает направления мобилизации социальной энергии, иными словами, решение социального конфликта посредством изменения и дальнейшее развитие социальных связей.
В конфликтологии рассматриваются в качестве приоритетных следующие возможные средства воздействия на участников социального конфликта, которые бы привели к разрешению социального конфликта:
— Средства убеждения. Они возможны, если противник готов действовать иначе, поскольку пришел к убеждению, что это полезно для него самого, не принимая во внимание случайностей, возникающих внутри группы или навязанных изменением внешней ситуации, и не обращая внимания на то, что его заставляют брать на себя какие-то обстоятельства по изменению своих действий. Преимущества подобного способа в его гибкости и доверительном характере.
— Навязывание норм. Нормы вынужденно предлагаются соперникам извне со ссылкой на интересы общественных взаимосвязей. Это институциональный путь, опирающийся на обычаи и традиции. Его главное преимущество в возможности предсказания поведения соперников. Основной недостаток — отсутствие достаточной гибкости
— Материальное стимулирование применяется в зависимости от ситуации обычно в том случае, когда конфликт зашел слишком далеко. Соперники согласны на частичное достижение цели и хотят хоть как-то компенсировать свои потери. Посредством разных форм стимулирования можно выработать минимум доверия, в основе которого можно выработать приемлемое решение социального конфликта. Достоинство этого способа в его гибкости, а недостаток — в его слабом практическом применении, относительной безрезультатности.
— Использование власти применяется только ситуативно и только посредством негативных санкций (запугивание или фактическое применение силы). В действительности этот способ применяется в сочетании с предыдущими, которые смешиваются между собой. Возможность влияния на участников тем успешнее, чем лучше понимание, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространство действий.
Целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников социального конфликта дает обычно отличные результаты вне зависимости от области применения, включая внутриличностные (методы воздействия на отдельную личность), структурные (методы по устранению организационных конфликтов), межличностные методы или стили поведения в конфликте; переговоры; ответные агрессивные действия.
Четкое высказывание, почему вас раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять вас, а когда вы говорите от себя, не нападая на них, то такая реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения. Когда индивид высказывает свои пожелания в исходе социального конфликта, желательно предложить несколько, вариантов. Пожелания одного человека не сводятся к тому, чтобы другой человек сделал только выгодное для него, подразумевается возможность открытия новых вариантов решений.
Имеют место методы воздействия на социальные конфликты, связанные с неправильным распределением полномочий, плохой организацией труда, недостатками системы стимулирования и т.д. Среди недостаточных методов — разъяснение требований к работе, координация действий, совершенствование систем вознаграждения. Любой сотрудник должен точно представлять себе, какие результаты от его работы нужны, в чем заключаются его обязанности, рамки ответственности и полномочий и т.д., что реализуется посредством разработки соответствующих должностных инструкций, точного распределения прав и ответственности по вcем уровням управления.
Межличностные методы. В начале развертывания социального конфликта его участникам необходимо выбрать форму своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах. Основные стили поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество/компромисс.
Конфликтные ситуации развиваются самым различным образом. Отсюда возможны различные выходы из социального конфликта, устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников социального конфликта. Выходы зависят не только от самого характера разногласий, но существенным образом определяются восприятием ситуации участниками ее и избираемой ими стратегией поведения.
Выход из социального конфликта может быть рациональным и нерациональным. Рациональный способ выхода из социального конфликта обычно подразумевает активный поиск путей преобразования создавшейся ситуации и удовлетворения потребностей человека, мобилизации его усилий для достижения поставленных целей. Возможны, однако, случаи, когда люди не хотят ввязываться в создавшуюся конфликтную ситуацию. Это связано с возникновением отрицательных эмоций. Эти эмоции еще более углубляются, если человек принимает для себя позицию постороннего наблюдателя.
Возможен и противоположный путь — нерациональный. Одним из видов такого выхода является отказ от желаемой потребности, который не всегда является необходимым. В таком случае человек снижает искусственно ценность своей неудовлетворенной потребности, пытается смягчить эмоциональное напряжение за счет разрядки и т.п. Выход из конфликтной ситуации не приводит к достижению поставленной цели. [13,с.54-61]
Типичными становятся управленческие ситуации, когда руководитель вынужден выбирать лучшие подходы. Управление конфликтом обычно состоит из нескольких этапов: институционализации, легитимизации, структурирования и редукции социального конфликта. Институционализация социального конфликта — устранение его стихийности, внесение в ситуацию определенных принципов и правил, что позволяет сделать развитие социального конфликта предсказуемым. Проблема институциональной процедуры предполагает наличие добровольного согласия, готовности людей соблюдать тот или иной порядок. Если какое-то правило (норма) не отвечает некоторым реалиям (перестало быть легитимным), а другое, отвечающее новым условиям, не принято, то роль эффективной институциональной процедуры может выполнять и совершенно незаконный с точки зрения юриспруденции акт.
Легитимизация социального конфликта стимулирует добровольность желания выполнить предложенное решение.
Структурирование конфликтующих групп является важной ступенью управления конфликтом. Так как управление предполагает деятельность, направленную на приведение несовместимых интересов в соответствие с некоторыми нормами, возникает вопрос о носителях этих интересов. Если группы структурированы, появляется возможность, изменения их силового потенциала. Это позволяет установить неформальную иерархию влияния в обществе, что объективно сдерживает развитие межгруппового социального конфликта. Количественные и качественные характеристики участников рано или поздно выявляются сами собой. Умелое же управление конфликтом может активизировать данный процесс и тем самым ускорить достижение конечного позитивного результата.
Последним, завершающим этапом управления конфликтом выступает редукция, т.е. последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень.
Наиболее эффективен интегрированный способ преодоления конфликтов, когда вырабатывается новый вариант решения, не совпадающий ни с одной из позиций, но при этом каждая сторона может считать его своим. Этот способ очень трудоемок, но он в состоянии полностью исчерпать конфликт. Многие проблемы в процессе детального обсуждения становятся малозаметными или просто исчезают.
Практика убеждает, что важным фактором возникновения и одновременно разрешения конфликтов являются переговоры. Конфликт на переговорах означает столкновение противоположно направленных интересов. С одной стороны, социальные конфликты нежелательны, так как они минимизируют ресурсы, в первую очередь, человеческие, и их связи. С другой стороны, социальные конфликты полезны, так как они позволяют выявлять разные точки зрения, альтернативы и находить наилучшие решения. Первые социальные конфликты именуют дисфункциональными, вторые — функциональными. Важно не допускать дисфункциональных конфликтов и эффективно разрешать функциональные.
Среди причин появления конфликтов
- различие и противоречивость целей,
психологическая
2.3 Механизмы разрешения социального конфликта
Поскольку конфликт зависит
как от внешних обстоятельств, так
и от самих конфликтующих субъектов,
его разрешение также связано
с этими двумя группами факторов.
В некоторых служебных
К вероятным исходам социального конфликта относят:
— прекращение социального конфликта в результате взаимного примирения сторон;
— прекращение социального конфликта путем симметричного его разрешения (обе стороны выигрывают или проигрывают);
— то же — путем асимметричного решения (выигрывает одна сторона);
— перерастание социального конфликта в другое противоборство;
— постепенное затухание социального конфликта.
Нетрудно видеть, что в
этой классификации соединены
Предпосылки разрешения конфликтов:
— диагностика противоборства, включая выяснение его причин, мотивов поведения сторон и т.д.;
— осуществление ситуационного и позиционного анализа (т.е. прояснение сложившейся ситуации и позиций сторон);
— прогнозирование хода и последствий социального конфликта (в том числе определение выгод и ущерба для каждой стороны в случае того или иного завершения социального конфликта).
Полезно, чтобы все эти действия совершались не только третьей стороной, менеджером, но и самими субъектами, которые после проведенного анализа подойдут ближе к пониманию необходимости выработать общее решение.[11, с.52-59]
Прояснение сути конфликтной ситуации, ее объективное понимание, адекватное осознание участниками социального конфликта может послужить основой для выработки компромиссов, а также в некоторых случаях может вообще ликвидировать конфликт, если окажется, что восприятие ситуации сторонами было искаженным.
Чем точнее и жестче очерчен предмет разногласий, тем больше шансов, что конфликт будет эффективно разрешен.
Использование этих предпосылок приводит к механизмам разрешения социального конфликта. Они, в общем, сводятся к разрешению социального конфликта самими участниками с вмешательством третьей стороны.
Все методы делятся на две
группы: негативные, включающие в себя
все виды борьбы, преследующие цель
достижения победы одной стороны
над другой; позитивные, при использовании
их предполагается сохранение основы
взаимосвязи между субъектами конфликта.
Это - разнообразные виды переговоров
и конструктивного