Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение особенностей совместной деятельности личности и группы.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1.Социальные группы. Характеристика
1.1.Социальные группы: понятие, признаки, виды………………………….5
1.2. Влияние группы на человека………………………………………….……8
Глава 2. Поведение в группах
2.1. Нормативное поведение и групповая сплоченность…………………..10
2.2. Взаимодействие людей в неорганизованных группах……………..….12
2.3. Неформальные группы (классификация Литвака М.Е)………………..16
2.4. Особенности группового принятия решений…………………….…….18
2.5. Тенденции поведения человека в группе (Тест) ……………………….29
Заключение…………………………………………………………….………..34
Список литературы…………………………………………..………………...35
на брейнсторминге помимо основных участников необходимы наблюдатели «за кругом», которые должны фиксировать все что говорится без разбору,но не вмешиваться в работу группы. В некоторых случаях руководитель сам фиксирует на доске высказывания участников.
Четвертый этап – это стадия принятия решения. Предложенные решения группа сопоставляет с установленным на втором этапе «диагнозом», происходит своеобразный перебор вариантов решения, их сопоставление и выбор наиболее оптимального из них. Обычно при обсуждении на этом этапе присутствует также около десяти человек. Ведущий обозначает на доске план обсуждения, фиксирует все поступающие предложения, а также обсуждение каждого предложения в отдельности.
В значительной степени успех группового принятия решения зависит от деятельности ведущего, направляющего работу всей группы. Он должен создавать атмосферу доверия и способствовать сотрудничеству участников группы. Для этого необходимо постоянно создавать условия и поощрять свободное выражение идей, чувств и установок, не мешать говорить и уметь слушать, принимать проявляемые участниками чувства и самому уметь их выражать.
Современные исследования по эффективности брейнсторминга обнаружили, что этот метод является более успешным, если идеи вырабатывались независимо, а потом комбинировались, нежели при групповом обсуждении. Возможно, что превосходство группы проявляется из-за того, что больше людей занято решением проблемы, а не из-за самого взаимодействия. «Мозговой штурм» мало эффективен в чрезмерно больших группах, так как отдельные ценные мнения там часто игнорируются, а голосование не гарантирует принятия оптимальных решений. В то же время авторы отмечают, что группы обычно добиваются лучшего результата, чем индивидуумы, особенно, если лидер добивается, чтобы свое мнение высказывали все члены группы. Однако лучший член группы в одиночку может добиться лучшего результата, чем вся группа в целом.
Западные исследователи пришли к выводу, что групповые оценки точнее индивидуальных, но при этом групповая точность зависит от различных факторов: от природы и сложности задачи, от компетентности членов группы, способа общения. Некоторые исследователи (Р.Хейсти, Г.Хилл и др.) обнаружили, что групповые решения логических задач превосходили индивидуальные общим развитием, но самый эрудированный представитель группы в одиночку работал лучше, чем вся группа в целом. При решении сложных вопросов групповая работа имеет неоспоримые преимущества, так как члены группы могут поделиться мнениями и исправить ошибки друг друга. На эффективности групповой работы значительно сказывается и то, каким образом взаимодействуют члены группы между собой.
Интересные
результаты были получены Д. Снайзек, которая
сопоставляла пять типов методик
принятия решений, применяемых группами:
1) «консенсус», когда в лобовом, открытом
обсуждении выбирается оценка, принимаемая
всеми членами группы; 2) «диалектическая»
методика, в которой члены группы обсуждали
факторы, которые могут повлиять на их
оценку; 3) «диктатура», когда обсуждение
заканчивается выбором субъекта, чья оценка
и станет оценкой группы; 4) метод Дельфи,
когда члены группы не встречаются лицом
к лицу, а представляют ответы анонимно
в серии раундов, пока не будет достигнут
консенсус или принято среднее решение;
5) «коллективная» методика, предотвращает
все интриги среди членов группы, просто
усредняя индивидуальные оценки для получения
оценки коллективной.
Автор
обнаружил, что каждая из четырех
первых методик достигала более
точных результатов, чем простое
усреднение (пятая методика), но лучшие
результаты принесла «диктатура», при
которой процент ошибок был в
три раза меньше. Характерно, что
в каждом случае применения метода
«диктатуры», «диктатор» группы изменял
свое конечное мнение в направлении
коллективного среднего, тем самым
увеличивая величину ошибки. Другими
словами, группы были способны выбирать
«диктаторов», но они под воздействием
феномена «огруппления мышления» и
других факторов группового давления,
быстро становились «демократами»
и тем самым снижали
В-1 –
угловое расположение. Характерно для
людей, занятых дружеской, непринужденной
беседой. Способствует контакту глаз,
свободной жестикуляции. Угол стола
служит частичным барьером, позволяющим
уйти в оборону в случае опасности
или угрозы со стороны собеседника.
Отсутствует территориальное
В-2 - позиция делового взаимодействия. Одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки совместных решений.
В-3 –
конкурирующе-оборонительная позиция,
вызывающая атмосферу соперничества
и конкуренции. Наиболее неблагоприятная
позиция для выработки
В-4 – независимая позиция. Характерна для людей, не желающих взаимодействовать друг с другом, свидетельствует об отсутствии заинтересованности.
В-5 – позиция, занимающая среднее положение между В-4 и В-1. Она в какой-то мере более благоприятна, чем В-4, однако раздел стола на две равные части говорит о нежелании взаимодействовать друг с другом.
В-6 – (когда «А» занимает положение «В-1» на схеме, а «В-6» положение «В-5», т.е. напротив друг друга на торцах прямоугольного стола) – позиция, свидетельствующая о нежелании сотрудничать, к тому же отягченная конфротацией, соперничеством. В такой позиции собеседники просто не желают «слышать» друг друга. В то же время собеседник «В-6» может выражать стремление захватить лидерство, особенно если участник «А» сидит спиной к двери комнаты.
Данная методика является результатом практических наблюдений за поведением людей в деловом общении, проходящих за прямоугольным столом, и отражает определенные эмпирические закономерности, которые интуитивно улавливают опытные руководители и организаторы деловых встреч. Может быть, именно поэтому сейчас снова стали входить в моду круглые столы, чтобы смягчить влияние углов на эффективность групповой работы при проведении деловых встреч и совещаний.
Действительно,
добиться высокой эффективности
при организации групповой
И все
группа может добиваться значительных
творческих результатов и
2.5.
Тенденции поведения
человека в группе (Тест)
Используя представленный тест, можно определить шесть основных тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость; общительность, необщительность; тенденция к «борьбе» (активное стремление личности участвовать в жизни группы) и «избегание борьбы» (стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в спорах и конфликтах). Отвечайте «да» или «нет» в зависимости от того, соответствует ли вопрос вашему представлению о себе как о члене данной группы. В исключительных случаях можно ответить «сомневаюсь».
1. Критичен к окружающим товарищам.
2. Возникает
тревога, когда в группе
3. Склонен следовать советам лидера.
4. Не
склонен создавать слишком
5. Нравится дружеская атмосфера в группе.
6. Склонен противоречить лидеру.
7. Испытывает симпатии к одному-двум членам группы.
8. Избегает встреч и собраний в группе.
9. Нравится похвала в группе.
10. Независим
в суждениях и манере
11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.
12. Склонен руководить товарищами.
13. Радуется
общению с одним-двумя
14. Внешне
спокоен при проявлении
15. Склонен поддерживать настроение своей группы.
16. Не
придает значения личным
17. Склонен отвлекать группу от ее целей.
18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру. 19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
20. Предпочитает остаться нейтральным в споре.
21. Нравиться, когда лидер активен и хорошо руководит.
22. Предпочитает
хладнокровно обсуждать
23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.
24. Стремится
сплотить вокруг себя
25. Недоволен
слишком формальными
26. Когда обвиняют — теряется и молчит.
27. Предпочитает
соглашаться с основными
28. Привязан к группе в цепом больше, чем к определенным товарищам.
29. Склонен затягивать и обострять спор.
30. Стремится быть в центре внимания.
31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.
32. Склонен к компромиссу.
33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.
34. Болезненно
относится к замечаниям
35. Может быть коварным и вкрадчивым.
36. Склонен принять на себя руководство в группе.
37. Откровенен в группе.
38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
39. Предпочитает,
чтобы лидер брал на себя
ответственность при
40. Не
склонен отвечать на
41. Склонен сердиться на товарищей.
42. Пытается вести других против лидера.
43. Легко
находит знакомства за
44. Старается избегать быть втянутым в спор.
45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.
46. Оказывает
сопротивление образованию
47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.
48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.
50. Пытается не показывать свои истинные чувства.
51. Становится
на сторону лидера при
52. Инициативен в установлении контактов в общении.
53. Избегает критиковать товарищей,
54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
55. Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
56. Любит затевать споры.
57. Стремится
удерживать свое высокое
58. Склонен
вмешиваться в контакты
59. Склонен к «перепалкам», «задиристый».