Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение особенностей совместной деятельности личности и группы.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1.Социальные группы. Характеристика
1.1.Социальные группы: понятие, признаки, виды………………………….5
1.2. Влияние группы на человека………………………………………….……8
Глава 2. Поведение в группах
2.1. Нормативное поведение и групповая сплоченность…………………..10
2.2. Взаимодействие людей в неорганизованных группах……………..….12
2.3. Неформальные группы (классификация Литвака М.Е)………………..16
2.4. Особенности группового принятия решений…………………….…….18
2.5. Тенденции поведения человека в группе (Тест) ……………………….29
Заключение…………………………………………………………….………..34
Список литературы…………………………………………..………………...35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Курский
государственный
университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра
экономики
Курсовая работа
по дисциплине: организационное поведение
на
тему: «Особенности
поведения людей в группах»
Выполнила:
студентка II курса
факультета Экономики и Менеджмента
группы 22
Мальцева О.С.
Проверил: доцент, кандидат педагогических наук
Ворошилова
Ольга Леонидовна
Оценка ________
Дата __________
Курск
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Социальные группы. Характеристика
1.1.Социальные группы: понятие, признаки, виды………………………….5
1.2. Влияние группы на человека………………………………………….……8
Глава 2. Поведение в группах
2.1.
Нормативное поведение и
2.2.
Взаимодействие людей в
2.3. Неформальные группы (классификация Литвака М.Е)………………..16
2.4.
Особенности группового
2.5. Тенденции поведения человека в группе (Тест) ……………………….29
Заключение……………………………………………………
Список
литературы…………………………………………..……
Введение
Межличностные отношения в любой группе имеют сложную структуру. Важной задачей является ее понимание в первую очередь для руководителя организации. Будет ли управление компанией эффективным, зависит от многих факторов: это стили руководства, совпадение личных и групповых целей, межличностные отношения, удовлетворенность трудом, интересов и т.д. Так как человек - главное действующее лицо организации, и многое зависит от него, работа с кадрами занимает особое место. Организационное поведение - это область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения. Она использует эти знания с целью помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности и получать от этого большее удовлетворение.
Но зачастую руководители неверно направляют деятельность группы, а это влияет на продуктивность труда, отчего страдает сама организация. Ведь от совместной работы индивидуумов зависит эффективность выполняемой работы.
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение особенностей совместной деятельности личности и группы.
Глава 1. Социальные группы. Характеристика
1.1. Социальные группы: понятие, признаки, виды
Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.
Более широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Общие цели делают людей способными к согласованным действиям, хотя эта согласованность бывает только в определенном аспекте их поведения.
Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.
Выделяют три наиболее существенные черты группы:
Основные признаки социальной группы:
Группы различают на первичные и вторичные.
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Основа первичной группы – личные взаимосвязи между всеми ее членами. Классический пример первичной группы – семья.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми практически отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению заданных целей. Основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Принципиальное отличие от первичной группы – возможность замены практически любого члена группы новым. Коммуникация тут носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов. Из этого следует что, характерная черта вторичной группы – некоторая обезличенность отношений.
Основным видом вторичной группы является организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Она выполняет соединение и координацию поведения людей, специализирующихся в разных типах деятельности, включая их в единый трудовой процесс, формулируя их деятельность, корректируя поведение и контролируя процессы и результаты труда.
Поведение человека – это результат взаимодействия его личности и личностей партнеров по общению. Оно зависит и от группы, в которой это взаимодействие происходит. Группа влияет на поведение человека. К примеру, школьники. Вдвоем или поодиночке они ведут себя тихо, но стоит собраться всем классом и шума не избежать. Вспомнить хотя бы поход классом в театр. Возможно дома Иванов тихий и смирный, помогает маме и никогда не повысит голос, но стоит ему встретиться с Петровым, как тут же поднимается шум и гам. Ведь именно такое поведение приветствуется в детском коллективе.
Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. рассматривают следующую классификацию групп: малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); группы различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые.
Большие группы бывают реальными, образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К таким группам и относится трудовой коллектив организации, где сотрудники могут не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям, придерживаться общих для всех правил поведения, внутреннего распорядка и т.п.
Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др. Люди, состоящие в большой группе, могут никогда не встречаться друг с другом, но иметь общие социальные и психологические характеристики.
Изучение этих групп дает возможность вырабатывать научно обоснованную стратегию и тактику работы с ними.
Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальными взаимодействиями входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними.
Эти группы могут быть официальными, т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство.
Выделяются также и неофициальные группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.п.).
Официальная группа, сохраняя все свои характеристики, может обладать всеми качествами неформальной группы.
Таким образом, границы между официальными и неофициальными группами условны и относительны.
1.2. Влияние группы на человека
Немов Р.С. выделяет основные факты, говорящие о положительном или отрицательном влиянии группы на индивидуума.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
1. В группе
индивидуум встречается с
2. Отношения
между людьми, складывающиеся в
группах, несут в себе
3. Группа является
таким местом, где индивидуум
отрабатывает свои
4. От участников
группы индивидуум получает
5. Группа снабжает
индивидуума системой