Особенности поведения людей в группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение особенностей совместной деятельности личности и группы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3

Глава 1.Социальные группы. Характеристика

1.1.Социальные группы: понятие, признаки, виды………………………….5

1.2. Влияние группы на человека………………………………………….……8

Глава 2. Поведение в группах

2.1. Нормативное поведение и групповая сплоченность…………………..10

2.2. Взаимодействие людей в неорганизованных группах……………..….12

2.3. Неформальные группы (классификация Литвака М.Е)………………..16

2.4. Особенности группового принятия решений…………………….…….18

2.5. Тенденции поведения человека в группе (Тест) ……………………….29

Заключение…………………………………………………………….………..34

Список литературы…………………………………………..………………...35

Работа содержит 1 файл

курсов.docx

— 68.14 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     Высшего профессионального образования

     Курский государственный  университет 
 

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономики 
 

Курсовая работа

по  дисциплине: организационное поведение

на тему: «Особенности поведения людей в группах» 
 
 

Выполнила:

студентка II курса

факультета  Экономики и Менеджмента

группы 22

Мальцева  О.С.

Проверил: доцент, кандидат педагогических наук

Ворошилова  Ольга Леонидовна 

Оценка ________

  Дата __________ 
 

Курск 2011 г. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3

Глава 1.Социальные группы. Характеристика

1.1.Социальные  группы: понятие, признаки, виды………………………….5

1.2. Влияние группы на человека………………………………………….……8

Глава 2. Поведение в группах

2.1. Нормативное поведение и групповая  сплоченность…………………..10

2.2. Взаимодействие людей в неорганизованных  группах……………..….12

2.3. Неформальные группы (классификация  Литвака М.Е)………………..16

2.4. Особенности группового принятия  решений…………………….…….18

2.5. Тенденции поведения человека  в группе (Тест) ……………………….29

Заключение…………………………………………………………….………..34

Список  литературы…………………………………………..………………...35

 

Введение

Проблема  групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности – важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда воспринимается как реальность отношений между социальными группами.

Становление личности человека в обществе происходит в группе и через нее. Личность и группа существуют в неком единстве, поэтому представляют друг для друга определенную ценность. Межличностное общение в группе позволяет работникам проявить свои положительные качества, а так же раскрыть свой личностный потенциал. В условиях совместной деятельности можно увидеть как свои достоинства, так и недостатки. От того, как люди воспринимают друг друга,  и группу в целом зависит особый психологического климат, способствующий улучшению межличностных отношений или наоборот их ухудшению. Поэтому особый интерес имеют социально-психологические характеристики группы.

Межличностные отношения в любой группе имеют сложную структуру. Важной задачей является ее понимание в первую очередь для руководителя организации. Будет ли управление компанией эффективным, зависит от многих факторов: это стили руководства, совпадение личных и групповых целей, межличностные отношения, удовлетворенность трудом, интересов и т.д. Так как человек - главное действующее лицо организации, и многое зависит от него,  работа с кадрами занимает особое место. Организационное поведение - это область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения. Она использует эти знания с целью помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности и получать от этого большее удовлетворение.

Но  зачастую руководители неверно направляют деятельность группы, а это влияет на продуктивность труда, отчего страдает сама организация. Ведь от совместной работы индивидуумов зависит эффективность  выполняемой работы.

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение особенностей совместной деятельности личности и группы.

 

 

Глава 1. Социальные группы. Характеристика

1.1. Социальные группы: понятие, признаки, виды

Социальная  группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. 

Более широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Общие цели делают людей способными к согласованным действиям, хотя эта согласованность бывает только в определенном аспекте их поведения.

  Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Выделяют  три наиболее существенные черты группы:

  1. определенный способ взаимодействия между членами группы – например, характерная манера поведения внутри группы;
  2. членство – чувство принадлежности к данной группе (характерная процедура вступления, внешние признаки членства);
  3. группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних, то есть люди, входящие в группы, воспринимаются и другими как члены этих групп.

Основные  признаки социальной группы:

  1. наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, которые формируются с возникновением и развитием группы.
  2. существование основных параметров группы как единого целого; композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.
  3. Способность индивида к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.
  4. Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с требованиями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.

Группы  различают на первичные и вторичные.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Основа первичной группы – личные взаимосвязи между всеми ее членами. Классический пример первичной группы – семья.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми практически отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению заданных целей. Основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Принципиальное отличие от первичной группы – возможность замены практически любого члена группы новым. Коммуникация тут носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов. Из этого следует что, характерная черта вторичной группы – некоторая обезличенность отношений.

Основным  видом вторичной группы является организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Она выполняет соединение и координацию поведения людей, специализирующихся в разных типах деятельности, включая их в единый трудовой процесс, формулируя их деятельность, корректируя поведение и контролируя процессы и результаты труда.

Поведение человека – это результат взаимодействия его личности и личностей партнеров по общению. Оно зависит и от группы, в которой это взаимодействие происходит. Группа влияет на поведение человека. К примеру, школьники. Вдвоем или поодиночке они ведут себя тихо, но стоит собраться всем классом и шума не избежать. Вспомнить хотя бы поход классом в театр. Возможно дома Иванов тихий и смирный, помогает маме и никогда не повысит голос, но стоит ему встретиться с Петровым, как тут же поднимается шум и гам. Ведь именно такое поведение приветствуется в детском коллективе.

Петровский  А.В. и Ярошевский М.Г. рассматривают следующую классификацию групп: малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); группы различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые.

Большие группы бывают реальными, образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К таким группам и относится трудовой коллектив организации, где сотрудники могут не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям, придерживаться общих для всех правил поведения, внутреннего распорядка и т.п.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми  и объединяемыми на основе некоторых  признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др. Люди, состоящие в большой группе, могут никогда не встречаться друг с другом, но иметь общие социальные и психологические характеристики.

Изучение  этих групп дает возможность вырабатывать научно обоснованную стратегию и тактику работы с ними.

Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальными взаимодействиями входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

Эти группы могут быть официальными, т.е. иметь  юридически фиксированные права  и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное  руководство.

Выделяются также и неофициальные группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.п.).

Официальная группа, сохраняя все свои характеристики, может обладать всеми качествами неформальной группы.

Таким образом, границы между официальными и неофициальными группами условны  и относительны.

1.2. Влияние группы на человека

Немов Р.С. выделяет основные факты, говорящие о положительном или отрицательном влиянии группы на индивидуума.

Положительное влияние группы на формирование и  развитие личности состоит в следующем:

1. В группе  индивидуум встречается с людьми, которые являются для него  источником духовной культуры.

2. Отношения  между людьми, складывающиеся в  группах, несут в себе позитивные  социальные нормы и ценностные  ориентации, которые усваиваются  личностью, включенной в систему  групповых взаимоотношений.

3. Группа является  таким местом, где индивидуум  отрабатывает свои коммуникативные  умения и навыки.

4. От участников  группы индивидуум получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать  и оценивать себя, сохранять и  укреплять все положительное  в своей личности, избавляться  от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает  индивидуума системой положительных  эмоциональных подкреплений, необходимых  для его развития.

Информация о работе Особенности поведения людей в группах