Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение особенностей совместной деятельности личности и группы.
Введение…………………………………………………………………….…..3
Глава 1.Социальные группы. Характеристика
1.1.Социальные группы: понятие, признаки, виды………………………….5
1.2. Влияние группы на человека………………………………………….……8
Глава 2. Поведение в группах
2.1. Нормативное поведение и групповая сплоченность…………………..10
2.2. Взаимодействие людей в неорганизованных группах……………..….12
2.3. Неформальные группы (классификация Литвака М.Е)………………..16
2.4. Особенности группового принятия решений…………………….…….18
2.5. Тенденции поведения человека в группе (Тест) ……………………….29
Заключение…………………………………………………………….………..34
Список литературы…………………………………………..………………...35
Только
постоянное общение человека с более
развитыми, чем он сам, личностями, обладающими
ценными знаниями, умениями и навыками,
обеспечивает ему возможность приобщения
к соответствующим духовным ценностям.
Почти у каждого человека есть
чему научиться у других людей, и
практически в каждой группе он встречает
различных людей.
Глава 2. Поведение в группах
2.1. Нормативное поведение и групповая сплоченность
Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются:
Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для соблюдения этих норм всеми членами группы создается и система санкций. Они могут иметь поощрительный или запретительный характер. При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы - растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с «провинившимися», понижение их статуса внутри групповых связей.
На уровне
возникновения и
Многообразие
групповых норм и факторов позволяет
выделить общие методологические принципы
действенности норм в малых группах.
1. Социальные нормы группового поведения
– результат социального взаимодействия
людей, объединенных общими интересами.
2. Группа устанавливает не весь спектр
норм для какой-либо конкретной ситуации,
а лишь те, которые имеют для всех членов
группы особую значимость.
3. Нормативное поведение может либо быть
предписано члену группы в виде роли (например,
лидера), либо выступать в качестве ролевого
стандарта поведения, общего для членов
группы.
4. Социальные, нормы могут дифференцироваться
по степени принятия их членами группы:
одобряемые всеми, частью и т. д.
5. Социальные нормы в группах могут иметь
различные континуумы отклонений и соответственно
диапазоны санкций за девиантное поведение.
6. Уровнем признания групповых норм всеми
членами группы в значительной степени
определяется характер групповой сплоченности.
Лоттов, специалистов по групповой динамике,
совокупности причин и следствий симпатий
членов малой группы.
К причинам относят:
В числе последствий симпатий, а значит, и сплоченности выделяются: агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, благоприятная оценка членами группы межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц и во внутригрупповой коммуникации, рост комфортного поведения, возможное возрастание продуктивности группы и т. д.
Результатом групповых взаимодействий является сплоченность, мотивацией которой становится совокупность потребностей и ценностей: ожидания членов группы или субъективная вероятность того, что членство в группе будет иметь для человека благоприятные (или отрицательные) последствия.
2.2.Взаимодействие людей в неорганизованных группах
Элементарные
формы коллективного поведения
людей — относительно стихийное,
порой непредсказуемое
Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия, выражаемое в форме беспорядочной и нескоординированной деятельности, причем чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию и становится «инфекционным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повышенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разрушение заведенного жизненного уклада. Это встречается во время революционных волнений, в женском движении, религиозных волнениях, при трудовых конфликтах.
Черты социального беспокойства:
♦ беспорядочный характер поведения, когда люди находятся в состоянии напряжения и чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют четкого представления и понимания своих целей;
♦ возбужденные чувства тревоги, страха, неуверенности, агрессивности, склонность к распространению слухов и преувеличений;
♦ наличие повышенной раздражимости и внушаемости, психологической неустойчивости, податливости влиянию лидеров, новых стимулов и идей.
Можно выделить четыре типа элементарных коллективных групп (Г. Блумер):
1) действующая толпа (агрессивная);
2) экспрессивная толпа (например, танцующая в религиозных сектах);
3) масса (участники не имеют никакой социальной организации; люди отделены друг от друга, например при золотой и земельной лихорадке);
4) общественность (группы людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, имеют разные мнения относительно подхода к ее решению, дискутируют об этом).
Эти социальные
группировки возникают
Формирование общественного мнения происходит:
♦ через открытие и принятие дискуссии, когда заинтересованные группы (озабоченные способом решения проблемы) стремятся оформить и установить мнение остальных, относительно незаинтересованных людей;
♦ через пропаганду (умышленно направляемую кампанию с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность).
Появление
таких элементарных коллективных группировок
указывает на происходящий процесс
социального изменения. Они играют
важную роль в развитии нового коллективного
поведения и нарождающихся форм
социальной жизни, в формировании другого
социального порядка, служат основой
для образования социальных движений,
благодаря которым
Социальное
движение может вырастать и
Другими аналогичными механизмами являются:
1) процесс организации чувства сопричастности и солидарности людей друг с другом, формирование взаимной симпатии между сторонниками данного социального движения, что способствует согласованному поведению;
2) развитие внутригруппового/межгруппового отношения: вера членов движения, что их группа справедлива и права, а другие беспринципны и злонамеренны (служит сплочению членов вокруг своих целей и ценностей; наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению целостности и сплоченности);
3) использование церемониального поведения и ритуалов: массовые митинги, демонстрации, парады, юбилейные церемонии, ритуальная атрибутика — лозунги, песни, стихи, флаги, униформа и пр. (способствуют развитию и закреплению социального движения, а у каждого индивидуального участника этих ритуалов возрастает самооценка, в результате чего он ощущает себя важной персоной, и это чувство личной значительности оказывается отождествленным с социальным движением как таковым);
4) формирование групповой морали, дающей движению постоянство и определенность: убежденность в правильности и праведности цели движения, вера в конечное достижение движением своей цели, в то, что на это движение возложена некая священная миссия; создание своих «священных книг» (например «Капитал» Маркса для коммунистического движения);
5) развитие групповой идеологии (свода учений, в которых формулируются цели и назначение движения, содержится критика существующей системы, намечаются политические планы политики, тактика и практическая деятельность движения).
Успешное
развитие социального движения зависит
от указанных механизмов а социальные
последствия — от того, реформистское
ли это движение или революционное.
2.3. Неформальные группы (классификация Литвака М.Е)
Все мы
с вами постоянно с самого детства
находимся в группах. Начиная с семьи,
детского сада, затем школа, институт,
работа. Если приглядеться повнимательней,
во всех этих, да и других группах есть
похожие черты и характеристики. Группы
бывают формальными и неформальными. Группа,
в которой мы учимся, формальная и у неё
был формальный руководитель-староста,
назначенный деканатом. Группа, которая
отмечает после успешной сдачи сессии,
является неформальной и у неё свой лидер,
неформальный. Власть формального руководителя
определяется служебными инструкциями,
должностными обязанностями и.т.д. Власть
неформального лидера безгранична, что
вытекает из добровольности участия в
ней членов группы. Вот почему если руководитель
одновременно не является лидером, группа
всегда будет раздираться противоречиями.
Поведение человека сильно зависит от
группы в которой он находится, так как
в каждой группе он играет свою роль. Роль
- это поведение, которое ожидает группа
от личности в процессе выполнения ею
социальных функций. В зависимости от
ролей в любом коллективе можно выделить
три неформальные группы. Литвак М.Е. разделили
их следующим образом: первая группа: учебно-карьеристская,
вторая--культурно-
1.Учебно-карьеристкая группа. В неё входят люди, которые стремятся к профессиональному росту и продвижению по службе. Это молодые специалисты, которые в студенческие годы посещали кружки и готовили себя к профессиональной деятельности. Одним словом это все, кто озабочен своим личностным и профессиональным ростом, стремящиеся доказать свою уникальность и неповторимость. У таких людей обычно даже развлечения такие, которые способствуют его личностному росту: занятие спортом, чтение хорошей литературы и пр. Карьеристы никогда не участвуют в комитетах жалобщиков, не любят бесплодной общественной работы. Карьериста-студента легко узнать: в студенческом буфете он просматривает конспекты, ходит на все лабы, сидит в первых рядах на лекциях и записывает их, даже если не собирается специализироваться в данной области. Такие люди просто не могут работать в полсилы. Представители такой группы-энтузиасты, могут допоздна задерживаться на работе, напроситься сделать внеочередной доклад или надоедать начальству рационалистическими предложениями.
2.Культурно-развлекательная группа. В неё входят специалисты, остановившиеся в своём профессиональном росте и имеющие основные интересы на стороне. Это или домашнее хозяйство или коммерция или семья- таких интересов великое множество. Они неплохие специалисты, набившие руку на рутинной работе. Свои обязанности они выполняют неплохо, но от и до. Хлопот с членами этой группы никаких, если не заставлять их выполнять общественную работу и насильно осваивать новые методы. Работники таких групп обычно не стремятся к повышению, они даже будут отказываться от него! Однако не стоит рассматривать такую группу, как некоторое "болото",из которого не выбраться. Эти люди склонны к подчинению и неплохие, хотя и безынициативные работники. Совсем неплохая возможность стать руководителем такого коллектива (именно руководителем, а не неформальным лидером конечно:)
3.Алкогольно-сексуальная
группа. Эта группа представляет собой
наиболее неудобную часть сотрудников
в любом коллективе, особенно в алкогольной
его части. В институтах эта так называемая
"Камчатка".На работе такие группы
обычно устоявшиеся, в основе отношений
в таких группах лежит всепрощение, снисходительность,
приятельство. По мере деградации алкогольной
группы, на неё начинают воздействовать
семья и всё общество.
2.4.
Особенности группового
принятия решений
В результате совместной деятельности несколько человек могут достичь результатов, которых даже ценой неимоверных усилий никогда бы не смог достичь человек в одиночку. Еще К. Маркс утверждал, что простой социальный контакт порождает стимуляцию инстинкта, повышающего эффективность каждого отдельного работника. Психологи-практики давно заметили, что при совместной деятельности некоторые проблемы решаются лучше, чем при индивидуальном решении, что в группе индивид совершает меньше ошибок и демонстрирует более высокую скорость решения задач. Такой факт объяснялся возрастающей сенсорной стимуляцией, сам факт присутствия других людей работающих рядом над той же самой задачей активизирует индивида, положительно влияет на его продуктивность. Это явление получило в психологии название эффекта социальной фацилитации. Ее сущность сводится к тому, что присутствие других людей облегчает действие индивида, способствует ему. Однако данные утверждения не являются бесспорными для всех случаев групповой деятельности.