Основы социального прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.
Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………4
1.1.Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования………………………….4
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства…………………………………………………………….6
2. Современное состояние социального прогнозирования в РФ…………….13
2.1. Система социальных прогнозов и программ в РФ……………………….13
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества…16

1. Понятие документа……………………………………………………………....5
2. Классификация управленческой документации…………………………….....6
Вывод………………………………………………………………….……………15
Понятие гарантийного письма……………………………………………………16
Приложение №1…………………………………………………………………....18
Список использованной литературы………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 290.16 Кб (Скачать)

Хотя, надо признать, при  этом значительно сократилось число  лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2), выросли доходы населения (рисунок 2).

 

 

 

 

Таблица 2 – Численность  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [32]

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Численность населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

         

млн. человек

25,2

25,2

21,5

18,7

18,5

в процентах от общей численности  населения

17,6

17,7

15,2

13,3

13,1

Дефицит денежного дохода:

         

млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.)

225,6

286,9

276,6

270,3

319,5

в процентах от общего объема денежных доходов населения

2,1

2,1

1,6

1,3

1,2


Так, в 2011г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2010 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2010 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году.

Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а  также для определения размеров различных социальных пособий, применяется  минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять лет данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2007 году до 4330 руб. в настоящее время.

Динамика занятости

По данным Госкомстата  России, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.

Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, в марте 2010г. составил 8,6% (рисунок 2).

Рисунок 2 – Уровень безработицы в России в 1999-2010 гг.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в марте 2010г. составил 61,2% (таблица 3).

Таблица 3 – Экономическая  активность населения

Показатели

IV квартал 2009 г.

2010 г.

I квартал 2010 г.

I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-)

январь

февраль

март

Тыс. человек

х

х

х

х

х

х

Экономически активное население  в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

75570

74569

74464

74646

74560

-1010

занятые

69503

67737

68028

68228

67998

-1505

безработные

6067

6832

6436

6418

6562

495

В процентах

х

х

х

х

х

х

Уровень экономической активности (экономически активное население к  численности населения в возрасте 15-72 лет)

67,8

66,9

66,8

67,0

66,9

-0,9

Уровень занятости (занятые  к численности населения в  возрасте 15-72 лет)

62,4

60,8

61,1

61,2

61,0

-1,4

Уровень безработицы (безработные  к численности населения в  возрасте 15-72 лет)

8,0

9,2

8,6

8,6

8,8

0,8


Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 2,9 раза превышает  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  марта 2010г. в государственных учреждениях  службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.

Демографическая ситуация

По оценке Госкомстата  России, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).

Естественная убыль населения  в январе-ноябре 2009г. уменьшилась  по сравнению с соответствующим  периодом 2008г. на 113,0 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4% (рисунок 3, таблица 4).

Рисунок 3– Замещение естественной убыли населения миграционным приростом, %

Таблица 4 – Показатели естественного движения населения

Показатели

Январь-ноябрь

Справочно на 1000человек населения за 2008г.в целом

тысяч

на 1000 человек населения1)

2009г.

2008г.

прирост (+), снижение (-)

2009г.

2008г.

2009г.  
в % к  
2008г.

Родившихся

1610,3

1566,9

+43,4

12,4

12,1

102,5

12,1

Умерших

1834,6

1904,2

-69,6

14,1

14,7

95,9

14,6

в том числе детей в  возрасте до 1 года

12,9

13,2

-0,3

8,12)

8,72)

93,1

8,52)

Естественная убыль

-224,3

-337,3

 

-1,7

-2,6

65,4

-2,5

Браков

1117,1

1102,3

+14,8

8,6

8,5

101,2

8,3

Разводов

636,9

642,1

-5,2

4,9

4,9

100,0

5,0

1) Здесь и далее в  разделе показатели помесячной  оперативной отчетности приведены  в пересчете на год.

2) На 1000 родившихся.


В январе-ноябре 2009г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах.

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2008г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.

Естественный прирост  населения в январе-ноябре 2009г. зафиксирован в 25 субъектах Российской Федерации (в соответствующем периоде 2008г. - в 21 субъекте).

Самой трудной задачей  в социальной сфере станет реформирование всей системы здравоохранения и  подтягивание ее уровня до уровня передовых стран мира. Речь идет о том, что за 20—25 лет предстоит сократить смертность в России с 14 до 9 человек в расчете на 1000 человек населения, а младенческую смертность до 4 человек на 1000 родившихся детей, поднять рождаемость до 14, увеличить продолжительность жизни до 79 лет, в том числе мужчин до 75.

В таблице 5 показана возможная динамика международного рейтинга России по социальным показателям.

Таблица 5. Место России в международных рейтингах среди 146 стран мира  

Решение этих жизненно важных задач превратит Россию в одного из лидеров мирового развития как в экономике, так и в социальной сфере.

 

Заключение 

 

  Прогнозирование –  один из важнейших этапов проектной  деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит  пути к выходу. Сначала – охота  и собирание, потом – переход  к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа  жизни, от сел до городских  поселений; освоения ресурсов  Мирового океана и т.д. Прогнозирование  в широком смысле – предвидение,  вообще полученной любой информации  о будущем. В узком смысле  – специальное научное исследование, предметом которого выступают  перспективы развития явлений.

  Одним из важнейших  видов прогнозирования является  социальное прогнозирование –  это предвидение тенденций и  перспектив возможного развития  социальных систем, объектов, общественных  явлений, процессов. Объектом  социального прогнозирования могут  быть все социальные системы,  все явления, протекающие в  обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование – это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию». [6, с.402]

  Прогнозирование является  составной частью процесса разработки  социального проекта. В отрыве  от проектирования прогнозирование  теряет свой практический смысл.  Социальное прогнозирование позволяет  учитывать различные варианты  движения и развития социальных  систем. Выработка верных прогнозов  позволяет сделать более совершенным  управление, эффективным – проектирование.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1  
к Концепции Федеральной целевой  
программы развития образования  
на 2011-2015 годы

 

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ  ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ  ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  НА 2011-2015 ГОДЫ  

 

Вариант N 1  

 

(млн. рублей)  

 

Источники финансирования и  направления расходов

Объем финансирования

20112015 годы - всего 

в том числе 

2011 год 

2012 год 

2013 год 

2014 год 

2015 год 

Федеральный бюджет - всего 

54228,8

13689,8

10575,49

10 444

9726,67

9792,84

в том числе:

           

капитальные вложения

25225,1

6771,6

5068,5

4685

4214,8

4485,2

НИОКР

779,26

198,3

138,3

145,8

147,38

149,48

прочие нужды - всего 

28224,44

6719,9

5368,69

5613,2

5364,49

5158,16

в том числе субсидии

10469,68

1898,1

2203,04

1998,21

2201,78

2168,55

Бюджеты субъектов Российской Федерации - всего 

67070

8690

13350

18780

15590

10660

в том числе:

           

НИОКР

2012,1

260,7

400,5

563,4

467,7

319,8

прочие нужды 

65057,9

8429,3

12949,5

18216,6

15122,3

10340,2

Внебюджетные источники - всего 

16610

2210

3040

4820

3540

3000

в том числе:

           

капитальные вложения

3780,8

1012,9

760,2

702,7

632,2

672,8

НИОКР

498,3

66,3

91,2

144,6

106,2

90

прочие нужды 

12330,9

1130,8

2188,6

3972,7

2801,6

2237,2

Итого

137908,8

24589,8

26965,49

34044

28856,67

23452,84


Информация о работе Основы социального прогнозирования