Основы социального прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.
Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………4
1.1.Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования………………………….4
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства…………………………………………………………….6
2. Современное состояние социального прогнозирования в РФ…………….13
2.1. Система социальных прогнозов и программ в РФ……………………….13
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества…16

1. Понятие документа……………………………………………………………....5
2. Классификация управленческой документации…………………………….....6
Вывод………………………………………………………………….……………15
Понятие гарантийного письма……………………………………………………16
Приложение №1…………………………………………………………………....18
Список использованной литературы………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 290.16 Кб (Скачать)

 

Социальное  прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа  опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования  выделяются основные их признаки, позволяющие  их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения  информации.

Степень формализации в методах прогнозирования  в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения  прогнозной информации многозначны, к  ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического  анализа, написания сценариев и  т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования  и экспертизы.

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.

Экстраполяционный метод отличается многообразием – насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших методов современного социального прогнозирования. 

Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.

Аналогом  объекта может быть, например, его  макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные  модели. Работа с моделями позволяет  перенести экспериментирование  с реального социального объекта  на его мысленно сконструированный  дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей  управленческого решения. Главная  особенность мысленной модели и  состоит в том, что она может  быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят  в том, что меняются параметры  ее самой и среды, в которой  она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство  модели. Она может выступить и  как образец, своего рода идеальный  тип, приближение к которому может  быть желательно для создателей проекта.

Самый практикуемый метод прогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».[7, с.488] 

Существуют  такие сферы социальной жизни, в  которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной  социальной сферы, либо ее составляющего  элемента, либо ее компонентов учитывается  ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:

- факторы,  предопределяющие неудовлетворительное  состояние;

- направления,  тенденции, наиболее характерные  для данного состояния ситуации;

- особенности,  специфика развития наиболее  важных составных;

- наиболее  характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется  деятельность.

Второй  блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и  служб, которые осуществляют эту  деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в  их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную  оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические  центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика  экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется  круг экспертов;

- выявляются  проблемы;

- намечается  план и время действий;

- разрабатываются  критерии для экспертных оценок;

- обозначаются  формы и способы, в которых  будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый  стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак,  социальное прогнозирование опирается  на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

2. Современное состояние социального  прогнозирования в РФ

2.1. Система социальных прогнозов  и программ в РФ

К основным государственным  институтам, осуществляющим социальную политику в России, относятся:

-  Президент Российской Федерации;

-  Государственный совет;

-  Государственная Дума;

-  Совет Федерации;

-  Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства, фонды), осуществляющие государственную политику в социальной сфере в рамках их полномочий и областей компетенции;

-  Общественная палата Российской Федерации;

-  Общественный совет по жилищной политике при Министерстве Регионального развития РФ.

Кроме того, в России существует большое количество исследовательских  организаций, занимающихся вопросами  социальной политики; ниже приведены  лишь некоторые из них [4]:

-  Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ);

-  Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН);

-  исследований Уфимского научного центра РАН (ИСЭИ Уф НЦ РАН);

-  Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН);

-  Институт социологии РАН (ИС РАН);

-  Институт сравнительных социальных исследований (ЦЭССИ);

-  Независимый институт социальной политики (НИСП) и др.

Плюс ко всему в обществе постепенно растет роль некоммерческих организаций (НКО), как активных участников социальной политики.

Предприятия как основные хозяйствующие субъекты в экономике  также могут по праву рассматриваться  в качестве участников социальной политики на микроуровне.

К сожалению, в рамках курсовой работы сложно отразить все многообразие и взаимосвязь функций и направлений  деятельности указанных выше субъектов социальной политики. Тем не менее, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России ресурс для развития социального партнерства между властью, бизнесом и гражданским обществом активно развивается.

Оценка основных направлений государственной  социальной политики

Анализируя основные направления  и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, я столкнулась с множеством мнений, зачастую полярных по своему содержанию. Количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые, по-моему мнению, наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.

Итак, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно  проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом:

-  в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70% респондентов). И это неудивительно, ведь инфляция в Росси по-прежнему находится на высоком уровне (8,8% по итогам 2009 года);

-  проблема роста безработицы, по сравнению с 2005 г., стала волновать значительно большую часть россиян (56% опрошенных в июне 2009 г. против 25% в 2008 г.). Такой результат также вполне объясним – в феврале 2009 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4%);

-  проблема бедности в июне 2009 г., несмотря на кризис, волнует меньшее количество людей, чем это было в 2005 г.

Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:

-  резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов

-  недоступность многих видов медицинского обслуживания;

-  кризис морали, культуры, нравственности;

-  коррупция, взяточничество;

-  рост наркомании;

-  рост платности, недоступность образования.

 

 

2.2. Влияние социальных  прогнозов на развитие современного  общества

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:

-  регулирование занятости населения;

-  политика государства в формировании доходов;

-  социальная защита граждан;

-  политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.

Более подробно указанные  направления рассмотрены ниже.

Политика государства в формировании доходов

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство  доходов характерно для всех экономических  систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца (рисунок 1), при построении которой по оси  абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим  процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Теоретическая возможность  абсолютно равного распределения  дохода представлена биссектрисой, которая  указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий  процент дохода. Это значит, что  если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Рисунок 1 – Кривая Лоренца

Кривая Лоренца демонстрирует  фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень  неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно  равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения  доходов в различные периоды  времени или между различными группами населения.

Государственная политика доходов  является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальные доходы характеризуют  уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения  цен.

Располагаемые доходы —  это номинальные доходы за вычетом  налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для  измерения динамики располагаемых  доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса  цен.

Реальные доходы характеризуют  номинальные доходы с учетом изменения  розничных цен (тарифов).

Реальные располагаемые  денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода  за минусом обязательных платежей и  взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

Трансфертные платежи  – выплата правительством или  фирмой домохозяйству или фирме  денег (или передача товаров и  услуг), взамен которой плательщик непосредственно  не получает товары или услуги.

Социальные трансферты —  это система денежных или натуральных  выплат населению, не связанных с  его участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и  введением минимальных ставок заработной платы.

Информация о работе Основы социального прогнозирования