Основы социального прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.
Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретико-методологические основы социального прогнозирования………4
1.1.Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования………………………….4
1.2. Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства…………………………………………………………….6
2. Современное состояние социального прогнозирования в РФ…………….13
2.1. Система социальных прогнозов и программ в РФ……………………….13
2.2. Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества…16

1. Понятие документа……………………………………………………………....5
2. Классификация управленческой документации…………………………….....6
Вывод………………………………………………………………….……………15
Понятие гарантийного письма……………………………………………………16
Приложение №1…………………………………………………………………....18
Список использованной литературы………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 290.16 Кб (Скачать)

Перераспределение доходов  осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения  идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь  прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным  методам относятся благотворительные  фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования  и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Так как источниками доходов  населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия  по безработице), то особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется  индексация. [8, с.80-81]

Индексация – это установленный  государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий  частично или полностью возместить ему удорожание потребительских  товаров и услуг. Индексация доходов  направлена на поддержание покупательной  способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а  также молодежи.

Индексация доходов имеет  и существенные недостатки. Так, она  может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер [8, с.614].

Политика  занятости

Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень  занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

Фрикционная безработица  – безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами  временного увольнения; временная незанятость  в периоды перехода рабочих с  одной работы на другую.

Структурная безработица  – безработица, возникающая в  результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная  безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица  – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система  социальных амортизаторов, которые  государство применяет для обеспечения  экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы  и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости  государство предпринимает следующие  действия:

-  сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы;

-  рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости);

-  досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;

-  создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи;

-  ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

Все более важное значение приобретает:

-  создание бирж труда;

-  реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Следующим элементом системы  экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату  пособия, чтобы не устранить стимула  к поиску нового места работы и  избавить людей от жесткой экономической  нужды; на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

Наряду с прямыми существуют косвенные меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений и т.д. [2, с.83]

Социальная защита граждан

Социальная защита – поддержка  малообеспеченных слоев населения  и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную  регламентацию режима труда и  его оплаты, прав работника. Эта сторона  социальной защиты определяется уровнем  экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального  страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Принципы социальной защиты:

-  социальная ответственность общества и государства;

-  социальная справедливость в области трудовых отношений,

-  всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;

-  государственные гарантии социальной защиты;

-  экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;

-  заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;

-  многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

Государственная система  социальной помощи реализуется через  механизм социальных программ. Важнейшей  частью государственной программы  социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное  социальное страхование, а также  обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим  направлением политики пенсионного  страхования является осуществление  концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с  уровнем заработной платы работающего  населения. Тем самым удастся  воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены  работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства  входит обеспечение функционально  способной системы институтов страхования  на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как  важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах  составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых  является заработная плата, а это  означает, что они экономически уязвимы  и им не на что опереться, кроме государственной власти.

Политика развития социальных отраслей

Политика в области  жилищного хозяйства рассматривается  в современной экономике как  элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную  подвижность рабочей силы, что  в условиях существенных структурных  сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это  направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Политика государства  в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для  сохранения здоровья населения. В современных  рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

-  предотвращение массовых эпидемий;

-  обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;

-  пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Следует также отметить, что политика в области здравоохранения  тесно связана с таким элементом  социальной политики, как регулирование  доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность  медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся  обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются  на платной основе. При этом для  оплаты расходов на лечение создаются  специальные фонды, формируемые  за счет отчислений из заработной платы  работников.

Политика в области  образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В  развитых странах среднее образование  является обязательным и для большинства  населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как  на бесплатной (для определенных категорий  людей), так и на платной основе (для большинства населения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования в РФ
    1. Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения

 

Конкретные социальные проблемы определяются особенностями развития мировых социальных систем общественно-экономических  формаций. Эти процессы происходят ныне в условиях научно-технической  революции ее социально-экономических  последствий. Они и определяют общую проблематику социологических исследований: наблюдаемые, ожидаемые и желательные изменения в системе социальных потребностей, в социальной структуре, в социальной организации и управлении, в структуре времени и в жизненной среде общества, в образе жизни людей: повышение эффективности общественного производства и улучшение качества выпускаемой продукции; ликвидация существенных различий между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда; эффективная охрана окружающей среды; ликвидация антиобщественных явлений и т.п. В отличие от более развитых направлений прогнозирования в социологии относительно слабы исходные информационные массивы, необходимые для построения динамических рядов, значительно ниже уровень математизации исследований, что сужает возможность применения методов моделирования, существенно сложнее сами прогнозируемые явления, это приводит к уменьшению периода упреждения, вообще диапазона между кратко- и долгосрочными прогнозами, к преобладанию пока еще сугубо предварительных, ориентировочных, преимущественно качественных оценок, сравнительно слаба еще и организационная база социологического прогнозирования. В России разработкой таких прогнозов занимается лишь несколько отделов различных научных учреждений и сравнительно незначительное число исследователей. Требование комплексности социально-экономических прогнозов заставляет подтягивать период упреждения, точность и конкретность количественных и качественных прогнозных оценок в социологии до стандартного уровня передовых в данном отношении общественных дисциплин. Социологи - прогнозисты пытаются компенсировать суженные возможности экстраполирования и моделирования расширением практики анкетирования, в частности совершенствованием методик опроса экспертов и развитием практики опроса населения специально в целях прогнозирования, что почти не встречалось до настоящего времени в других отраслях прогнозирования. Продолжая эту линию, необходимо позаботиться о форсировании математизации социологических исследований, что создаст возможность более широкого применения методов моделирования.

Информация о работе Основы социального прогнозирования