Основные направления современной западной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Современный этап (50-е годы – настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей.

Содержание

Введение………………………………………………………..………3

1. Структурно-функциональный анализ…………………..………5

2. Теория социального конфликта………………………..………..11

3. Теория социального обмена………………………………..…….16

4. Теория символического интеракционизма……………..……...23

Заключение…………………………………………………………...27

Использованная литература……………………………….………28

Работа содержит 1 файл

к.р.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

«Ребенок, играющий в  игру, должен быть готов занять место  любого другого участника... разные игровые роли участников должны иметь определенные взаимоотношения друг с другом... Если он участвует в игре с мячом, он должен соотносить себя с каждой позицией, связанной с его собственной. Он должен знать, что собирается делать любой другой участник для выполнения своих игровых задач. Он должен знать и использовать все роли. Конечно, не все они одновременно представлены в сознании...

Роли других игроков, которые участник обобщает в себе, организуются в определенную совокупность, и эта совокупность контролирует соотнесение индивида ...Каждый из его актов детерминируется его обобщением в себе других, участвующих в игре... и по-другому игра не может состояться».

В игре ребенок учится играть роль «отдельного другого», затем в играх с ровесниками  — координировать свои действия с другими и видеть себя глазами группы. Посредством этого он привыкает рассматривать себя в более широком контексте, до тех пор, пока не научится играть роль «обобщенного другого», то есть видеть себя глазами общества.

Различные течения символического интеракционизма акцентируют свое внимание на различных частях этой теории. Чикагская школа сосредотачивается на самом течении взаимодействия и процесса интерпретации, раскрывая пути, которыми изменяются и раскрываются значения; школа университета Айовы, возглавляемая Манфредом Куном, пытается формализовать исследования и их результаты, разрабатывая измерительные процедуры и шкалы оценок, полагая, что человеческое «Я» стабильно и относительно неизменно. Идеи Дж.Мида при этом используются не как теория (для объяснения того, что наблюдается), а как простое описание — что же именно наблюдается. [4. С. 123-125]

В отличие от традиционных формул символического интеракционизма  функционалисты напоминают, что обществу присущи упорядоченность и повторяемость, которые ограничивает диапазон возможностей человека в совершении действий. В свою очередь конфликтологи указывают, что социальные структуры не являются нейтральными, а распределяют обязанности и привилегии между группами неравным образом. Для преодоления некоторых из этих трудностей ряд представителей символического интеракционизма, например Ш. Страйкер, предприняли попытку ввести в свою теорию структурные компоненты. Страйкер стремится объединить социальную структуру с индивидуумом посредством таких понятий, как “позиция” и “роль”.[2. С. 64]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Каждый теоретический  подход имеет свои преимущества и  недостатки, описывает особый аспект социальной реальности, направляя внимание на измерение социальной жизни, которое  другой подход игнорирует. Например, если функционализм основной упор делает на функции и дисфункции бедности в рамках крупного общества, то конфликтологи анализируют социальное неравенство, проистекающее из способа организации общества, а по мнению представителей символического интеракционизма, люди находят в некоторых обстоятельствах отклонения от того, что им кажется идеальным образом жизни, придают этим условиям негативный смысл и называют их “бедностью”. Следовательно, в каждом из подходов имеется свое понимание проблемы.

Кроме того, в каждой из теорий используется более эффективный по сравнению с другой подход к определенным аспектам социальной жизни. Подобно тому, как для плотника стамеска, рубанок и пила являются необходимыми инструментами, которые дополняют друг друга при строительстве дома, все три подхода – это полезные инструменты социологии, применяющиеся для описания и анализа человеческого поведения. [2.С. 64-65]

Общее место всей западной социологической мысли 80-х — 90-х годов — идея переломного характера современной эпохи и формулировка задачи создания новой социологической теории, которая была бы способна объяснить происходящие глобальные перемены в мире и спрогнозировать их течение. [1. С. 129]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

1. Социология:   учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под.ред проф. В.Н. Лавриненко – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Социология: Учебник / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.

3. Ритцер Дж. Современные  социологические концепции / учебник  5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

4. Громов И.А., Мацкевич  А.Ю., Семенов В.А., Западная теоретическая  социология/ учеб. пособие, издательство  «Ольга» 1996.

5 Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник / Под ред. Т.Н. Юдиной. – М.: Изд-во МГСУ “Союз”, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Основные направления современной западной социологии