Основные мотивации к вожатской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Стоит отметить, что вожатство является достаточно сложным видом деятельности. Ведь эта работа связана с постоянным общением с детьми, причем, с большим их количеством, причем всегда с разными. А ведь у каждого ребенка свой характер, а найти подход нужно ко всем.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть работы

1.1 История возникновения детских оздоровительных лагерей и вожатства 5

1.2 Образ идеального вожатого 6

2. Методологический раздел

2.1 Актуальность темы 8

2.2 Проблема исследования 8

2.3 Цель 9

2.4 Задачи 9

2.5 Объект 9

2.6 Предмет 9

2.7 Интерпретация понятий 9

2.8 Операционализация понятий 10

2.9 Гипотезы 11

3. Методический раздел

3.1 Стратегический план 12

3.2 Методы исследования 12

3.3 Выборка 12

3.4 Метод сбора эмпирических данных 13

4. Аналитический раздел

4.1 Результаты социологического исследования 15

Заключение 25

Список использованных источников 26

Приложение А (обязательное) 28

Приложение Б 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Методология.2012г..docx

— 84.54 Кб (Скачать)
 

        2.7 Интерпретация основных понятий:

Вожатый - педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской общественной организации в СССР появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионервожатый, «вожатый пионеров». В настоящее время термин «вожатый» не имеет нормативного определения. [5]

Педагогические  отряды — сообщества, команды, клубы вожатых, студентов педагогических учебных заведений, а так же в школах.[20]

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.[13]

Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.[13]

Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.[4]

Внутренняя  мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.[4]

Положительная и отрицательная  мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.[19]

Устойчивая  и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.[21]

        2.8 Операционализация понятий:

 
Теоретическое определение
 
Мотивация
 
Эмпирический  признак
 
Группа  мотивов
 
Виды  мотиваций
 
Фактор
- Мотив достижения

- Мотив саморазвития

- Мотив самоутверждения

- Материальная мотивация

- Трудовая мотивация

 
Эмпирический  признак
 
«Полюс» мотиваций
 
Устойчивость
 
Фактор
- Положительные

- Отрицательные

- Устойчивые

- Неустойчивые


 

        2.9 Гипотезы исследования:

  1. Главными мотивами, побуждающими студентов заниматься вожатской деятельностью, является материальная мотивация.
  2. Студенты, выбирая вожатскую деятельность, в большей мере руководствуются положительной мотивацией.
  3. Школа Вожатого для любого начинающего студента себя в этой сфере является неотъемлемым этапом на пути к вожатству.
  4. Многие студенты, вступая в АПО ИСИ, пользуются внешними мотивациями.
  5. Члены АПО ИСИ считают, что вожатство интересная деятельность.
 
 
 
 
 

3. Методический раздел  

      3.1 Стратегический план.

     В данном исследовании применена комбинация разведывательной и описательной стратегии. Первая направлена на формулирование должной системы гипотез и  предполагает изучение литературных источников по данной теме, а также анализ вторичных  социологических данных. Вторая стратегия  нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта и предмета исследования, их важных количественных и качественных характеристик, что предполагает проведение собственного эмпирического исследования. [15]

     3.2 Методы сбора первичной информации.

         Сбор первичной социологической информации был осуществлен посредством анкетного опроса. Данные, полученные в ходе опроса, помогут определить особенности мотиваций студентов к вожатской деятельности.

            Анкетирование является наиболее распространенным методом в практике социологического опроса. Преимущество этого метода состоит в обеспечении стопроцентного возврата анкет, в получении респондентами дополнительной информации и консультации по заполнению анкет. Анкетный опрос – один из наиболее оперативных методов сбора информации. Кажущаяся «легкость» составления анкеты делает его наиболее популярным методом опроса. Инструментом анкетного опроса является социологическая анкета, содержащая систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, выявляющих количественно-качественные характеристики объекта и предмета исследования. [14]

       3.3 Выборка.

      При проведении анкетирования будет использована квотная выборка, так как в данном случае она наиболее полно удовлетворяет цели, задачам и гипотезам исследования. В выборке будут представлены респонденты (студенты – члены АПО ИСИ)  с учетом признака их в составе определенного педагогического отряда.

     Генеральная совокупность (N) – количество студентов членов АПО ИСИ из следующих 4 самых многочисленных педагогических отрядов: «KELEN», «Надежда», «Бриз», «Алые парса», входящих в состав АПО ИСИ  - 92 человека.

     Погрешность выборки (∆) = 10%. Такой процент погрешности обусловлен стремлением минимизировать затраты при проведении исследования, но вместе с тем сохранить репрезентативность выборки в рамках данной генеральной совокупности. Выборочная совокупность (n) рассчитана по формуле:  n = 0,96 / ((10/100)2 + 0,96/92) = 47,524 ≈ 48 человек.

Педагогический  отряд Количество  человек Количество  опрашиваемых
«KELEN» 25 14
«Алые паруса» 24 13
«Надежда» 21 10
«Бриз» 22 11

 

     Выборка будет иметь пилотажный характер, т.к. погрешность выборки ∆  составляет 10%. [14] 
 

    3.4 Метод обработки эмпирических данных.

     В настоящем исследовании данные будут обрабатываться в обобщенном виде с использованием программы обработки данных MO Excel. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Аналитический раздел 

     4.1 Результаты социологического исследования.

         В курсовой работе мною было проведено исследование с помощью анкетирования, в котором приняло участие 48 студентов, членов Ассоциации Педагогических отрядов Историко-социологического института.  Из них было отобрано 4 из 7 самых многочисленных педагогических отряда. Было опрошено 14 человек из педагогического отряда «KELEN», 13 человек из педагогического отряда «Алые паруса», 11 человек из педагогического отряда «Бриз», и 10 человек из педагогического отряда «Надежда».

         Целью исследования было определить особенности мотиваций студентов к вожатской деятельности.

        На вопрос « Сколько смен в лагере Вы обработали?» были предложены следующие варианты ответов:

  1. «1-4 смены» - «KELEN» 21,4%; «Алые паруса» 23,1%; «Надежда» 70%, «Бриз» 45,5%
  2. «5-8 смены» - «KELEN» 28,6%; «Алые паруса» 38,5%; «Надежда» 20%, «Бриз» 9,1%
  3. «9-11 смены» - «KELEN» 42,9%; «Алые паруса» 30,8%; «Надежда» 10%, «Бриз» 27,3%
  4. «Больше 10 смен» - «KELEN» 7,1%; «Алые паруса» 7,7%; «Надежда» 0%, «Бриз» 18,2 %

Диаграмма 1. Количество смен отработанных в лагере. 

       Следующим был вопрос «Почему Вы решили стать вожатым?» Респондентам было предложено выбрать не более 3 вариантов ответа. Мнения распределились следующим образом:

  1. «Друг вступил (-а) в Ассоциацию педагогических отрядов и ей (ему) понравилось» - «KELEN» 14,3%; «Алые паруса» 7,7%; «Надежда» 40%, «Бриз» 36,4 %
  2. «Всегда мечтал (-а) стать вожатым (-ой), еще, когда сам (-а) был (-а) ребенком» - «KELEN» 35,7 %; «Алые паруса» 30,8%; «Надежда» 30%, «Бриз» 36,4 %
  3. «Хотел (-а) бы заработать деньги» - «KELEN» 0%; «Алые паруса» 7,7%; «Надежда» 40%, «Бриз» 36,4 %
  4. «Это, прежде всего, опыт и навыки работы с детьми и коллективом» - «KELEN» 50%; «Алые паруса» 38,5%; «Надежда» 20%, «Бриз» 9,1 %
  5. «Другое _________________»
 

Диаграмма 2. Причины выбора вожатской деятельности. 

Проанализировав данные ответы респондентов можно сделать  вывод, о том, что члены АПО  ИСИ в большинстве стали вожатыми потому что,  это, прежде всего, для  них опыт и навыки работы с детьми и коллективом.  

      Следующий вопрос: «Прошли ли Вы обучение в Школе Вожатского Мастерства?»  На этот вопрос были предложены следующие варианты ответов:

    1. «Да» - «KELEN» 78,6 %; «Алые паруса» 100%; «Надежда» 100%, «Бриз» 63,6 %

    2. «Нет» - «KELEN» 21,4 %; «Алые паруса» 0%; «Надежда» 0%, «Бриз» 36,4 %

Диаграмма 3. Обучение в Школе Вожатского Мастерства. 

Исходя  их этих данных можно сделать вывод, о том, что п/о «Надежда», «Алые  паруса» 100% прошли ШВМ, а п/о «KELEN» и «Бриз» не все прошли ШВМ.

       Следующий вопрос: «Как Вы считаете, Школа Вожатского Мастерства является неотъемлемым этапом на пути к вожатству?» При анализе этого вопроса мы получили следующие данные:

  1. «Да» - «KELEN» 78,6 %; «Алые паруса» 100%; «Надежда» 90%, «Бриз» 63,6 %
  2. «Нет» - «KELEN» 21,4 %; «Алые паруса» 0%; «Надежда» 10%, «Бриз» 36,4 %
 

    Диаграмма 4. Необходимость Школе Вожатского Мастерства. 

       Из выше предложенных данных можно сделать вывод, о том, что наша гипотеза подтвердилась. И доказательством этому было то что, большинство вожатых их педагогических отрядов «KELEN», «Алые паруса», «Надежда», «Бриз» ответили на этот вопрос положительно.

     Далее следовал табличный вопрос, «Применяете ли Вы информацию из Школы Вожатского Мастерства на практике?», и респондентам надо было выбрать предложенные утверждения. Были получены следующие результаты: 
 
 

 
 
 
 
Применяю
 
Иногда  применяю
 
Редко применяю
 
Не  применяю
 
1
Игры  из ШВМ «KELEN» -  64,3%

«Алые паруса» - 69,2%

«Надежда» - 90%

«Бриз» -  54,5 %

«KELEN» -  7,1%

«Алые паруса» - 23,1 %

«Надежда» - 10%

«Бриз» -   9,1%

«KELEN» -  0%

«Алые паруса» - 7,7%

«Надежда» - 0%

«Бриз» -  0%

«KELEN» -  0%

«Алые паруса» - 0%

«Надежда» - 0%

«Бриз» -  0 %

 
2
Мероприятия из ШВМ «KELEN» -  42,9%

«Алые паруса» - 53,1%

«Надежда» - 50%

«Бриз» -  9,1 %

«KELEN» -  14,3%

«Алые паруса» - 61,5%

«Надежда» - 40%

«Бриз» -  45,5 %

«KELEN» -  14,3%

«Алые паруса» - 7,7%

«Надежда» - 10%

«Бриз» -  9,1 %

«KELEN» -  0%

«Алые паруса» - 0%

«Надежда» - 10%

«Бриз» -  0 %

 
3
Советы  по вожатской деятельности «KELEN» -  50%

«Алые паруса» - 53,8%

«Надежда» - 70%

«Бриз» -  23,7 %

«KELEN» -  14,3%

«Алые паруса» - 30,8%

«Надежда» - 20%

«Бриз» -  27,3 %

«KELEN» -  7,1%

«Алые паруса» - 15,4%

«Надежда» - 10%

«Бриз» -  9,1 %

«KELEN» -  0%

«Алые паруса» - 0%

«Надежда» - 0%

«Бриз» -  0 %

 
4
Знания  детской психологии 
 
«KELEN» -  57,1%

«Алые паруса» - 53,8%

«Надежда» - 70%

«Бриз» -  27,3 %

«KELEN» -  0%

«Алые паруса» - 30,8%

«Надежда» - 20%

«Бриз» -  36,4 %

«KELEN» -  14,3%

«Алые паруса» - 15,4%

«Надежда» - 10%

«Бриз» -  0%

«KELEN» -  0%

«Алые паруса» - 0%

«Надежда» - 0%

«Бриз» -  0 %

Информация о работе Основные мотивации к вожатской деятельности