Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в раскрытии содержания понятий лидерства и руководства, в проведении сравнительного анализа концепций лидерства и путей их реализации в современных условиях.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология

§ 1.1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………..5

§ 1. 2. Типология лидерства………………………………………………………...9

Глава II. Практические аспекты изучения лидерства

§ 2.1. Макиавеллизм в управлении……………………………………………….16

§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства …………………………..19

Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика

§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда………………………………………...22

§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход………………26

§ 3.3. Реализация основных концепций лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..29

Заключение …………………………………………………………………………30
Список источников и литературы ………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

концепции лидерства.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход

     Подход  с позиции личных качеств объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. На основе анализа результатов двадцати исследований было выявлено свыше восьмидесяти таких характеристик (физических, интеллектуальных, личностных, психологических). При этом наиболее общими чертами, которые отличают эффективного лидера от тех, кого он ведет за собой, являются честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности и знания. Особенно очевидно эти качества проявляются у известных выдающихся лидеров (теория великих людей).23

     Однако  личные качества не гарантируют успех, а их относительная важность в  значительной мере зависит от других факторов, включая ситуацию, в которой оперирует менеджер. Вместе с тем в рамках данного подхода был сделан первый шаг и подведена научная база под осуществление процессов найма, отбора и продвижения персонала по личным качествам. Концепции личных характеристик находят отражение в различных программах оценки деловых качеств и развития работников.

     Поведенческий подход указывает на то, что эффективное руководство зависит не столько от личных характеристик менеджера, сколько от адекватности ситуации его поведения, уровня квалификации и предпринимаемых действий. Поведенческий подход акцентирует внимание на стиле лидерства, под которым понимается совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Стиль отражает степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал, привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.24

     К числу основных поведенческих моделей  лидерства относятся теория «X» и «Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р. Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутана, теория Э. Фляйшмана и Э. Харриса и др.

     Содержание  поведенческих теорий разнообразно, но большинство из них представляет поведение лидерства на основе двух основных характеристик:

     1. поведение, ориентированное на  человеческие отношения (уважение  к потребностям работников, забота  о развитии персонала);

     2. поведение, ориентированное на  выполнение производственных задач любой ценой (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных, недооценке необходимости развития персонала).25

     Одной из наиболее распространенных является теория лидерства К. Левина (1938 г.).

     Она выделяет три стиля лидерства:

     - авторитарный – характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;

     - демократический – опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

     - либеральный – отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

     Исследование  К. Левина дало основу для поисков  стиля управления, который может  привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей.

     В целом поведенческие теории лидерства  способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения. Задача организации представлялась не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми.

     Поведенческий подход заложил основы для классификации  стилей руководства, направил усилия менеджеров на поиск оптимального стиля, однако уже в начале 1960-х гг. стал рассматриваться как ограниченный, так как не учитывал целого ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой деятельности в той или иной ситуации.26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 3.3. Реализация основных концепций лидерства в современных условиях

     Современные подходы к эффективному лидерству включают концепцию субститутов и усилителей влияния, само- и сверхруководство, тренерский стиль, трансформационное руководство и харизматический подход.

     В частности, трансформационное руководство и харизматический подход появились в последние годы на основе попыток сформулировать качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяя увлекать за собой людей. Установлено, что те, кто идет за харизматическими лидерами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать значимых результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

     Современные специалисты в области менеджмента  считают, что лидерство – это  всегда определенное социальное отношение. В него следует включить по крайней  мере четыре переменных: характеристики лидера; позиции, потребности и прочие характеристики его последователей; характеристики организации (ее цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению); социальную, экономическую и политическую среду.27

     Таким образом, личностные особенности лидера не могут не рассматриваться в  более широком контексте. Участие в организации ведет к появлению социального «пласта» в анализе психологических характеристик лидерства и менеджмента.

     Новые экономические условия приводят к появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. Как и управление в целом, лидерство в какой-то мере является искусством, поэтому успешным окажется лидер, способный при необходимости изменить стиль руководства, т.е. ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды.

      Заключение

      Закончив  рассмотрение вышеобозначенной курсовой работы, автор приходит к следующим выводам:

     1. Слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». Лидерство это проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия.

     Ключевые  компетенции лидера: определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры); объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей); мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение).

      3. Различают три типа лидерства: деловое лидерство, которое характерно для групп, возникающих на основе производственных целей; эмоциональное лидерство, возникающее в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения и ситуативное лидерство.

     4. В науке выделяют следующие подходы лидерства: -подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено; поведенческий подход (1940–50-е гг.) рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным; ситуационный подход (начало 1960-х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик; современные подходы (1990-е гг.) постулируют эффективность адаптивного руководства – руководства, ориентированного на реальность. Новые экономические условия приводят к появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства.

Список  источников и литературы

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды.  М.: Финансы и статистика, 2002. С. 544 с.

2. Аширов Д.А. Организационное поведение. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 360

3. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. С. 135

4. Егорова М.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств [Электронный ресурс] // Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Серия 10, Дифференциальная психология. 2009. Вып. 1/2.

5. Захарова Т.И. Организационное поведение.  М.: ЕАОИ, 2008. С. 330

6. Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психол. 2002. № 6. С. 54.

7. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом.  М.: ЕАОИ, 2008. С. 200

8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.  11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. С. 336

9. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. М.: Инфра-М, 2009. С. 301

10. Менеджмент организации. Учебное пособие под ред. Ланкина В.Е. Таганрог, ТРТУ, 2006. С. 265

11. Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 192

12. Мунтян М.А. Конспекты лекций по политологии. М., ИСН, 2007. С. 175

13. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. СПб. 2008. С. 167.

14. Общий и специальный менеджмент.  Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 568

15. Ольшанский Д.В. Политико-психологическая типология лидерства. Политическая психология. М. 2002 г.

16. Организационное поведение.  Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. СПб.: Питер, 2004. С. 432

17. Основы менеджмента.  Под ред. Афоничкина А.И. СПб.: Питер, 2007. С. 528

18. Полукаров В.Л.Основы менеджмента. М.: Кнорус, 2008. С. 240

19. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - СПб., Питер, 2007. С. 173

20. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. Учебник. 3-е изд. Перераб. М., Кнорус, 2011. С. 414

21. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Избранные труды. Кострома, КГУ, 2008. С. 208

22. Управление персоналом в современных организациях.  Джеральд Коул. М.: Вершина, 2004. С. 352

23. Downton, J. (1973), Rebel Leadership: Commitment and Charisma in the Revolutionary Process, New York: Free Press. 

Информация о работе Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях