Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Основная цель работы состоит в раскрытии содержания понятий лидерства и руководства, в проведении сравнительного анализа концепций лидерства и путей их реализации в современных условиях.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология
§ 1.1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………..5
§ 1. 2. Типология лидерства………………………………………………………...9
Глава II. Практические аспекты изучения лидерства
§ 2.1. Макиавеллизм в управлении……………………………………………….16
§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства …………………………..19
Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика
§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда………………………………………...22
§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход………………26
§ 3.3. Реализация основных концепций лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..29
Заключение …………………………………………………………………………30
Список источников и литературы ………………………………………………...31
- убеждение в том, что при общении с другими можно и нужно манипулировать, манипуляция – не только естественный, но и наиболее эффективный способ взаимодействия.
- конкретные навыки и умения манипуляции, построенные на понимании психологии партнера.
В 1986 г. американский ученый Д. К. Симонтон, основываясь на биографической информации о 39 президентах США (от Дж. Вашингтона до Р. Рейгана), выявил характеристики, свойственные политическим лидерам. Изначально в список черт, возможно, связанных с лидерством, он включил 300 качеств. В результате последующего анализа ему удалось выбрать 14 черт, которые наблюдались у всех президентов США, чьи биографии он изучал. 15Среди этих черт неизменно присутствовал макиавеллизм.
Такая популярность лидеров-макиавеллистов может объясняться их способностью быстро ориентироваться в ситуации и гибко менять свое поведение в соответствии с ней. Эта способность макиавеллистов была выявлена в работах 1980-х гг. и подтверждена данными дальнейших исследований. Эксперименты А. Дрори и Ю. Глускиноса, проведенные в 1980 г., показали, что лидеры-макиавеллисты, обычно склонные отдавать много приказов, в сложных ситуациях меняли свое поведение: становились менее директивны и просили подчиненных о помощи чаще, чем лидеры-немакиавеллисты.16
Современные американские исследователи разработали коэффициент измерения уровня макиавеллизма, основанный на таких показателях, как слабая роль эмоций в межличностных отношениях, пренебрежение конвенциональной моралью, отсутствие идеологических убеждений, наслаждение, получаемое от манипулирования другими людьми. За пределами американского контекста ситуации, благоприятные макиавеллизму, легко обнаружить в условиях тиранических, абсолютистских и тоталитарных режимов.
В
психологических теориях
а)
представления о качествах
б) представления о том, как макиавеллист оценивает других людей (их мотивацию, интеллект, нравственность, податливость психологическим воздействиям и т.д.).17
Эти два типа представлений существуют и в научных (эксплицитных) теориях макиавеллизма, и в имплицитных теориях макиавеллизма, имеющихся у обычных людей.
Российские и западные исследователи демонстрируют высокое сходство представлений об установках и поведении человека с максимально выраженными макиавеллистскими чертами. В рамках фундаментальной оппозиции "содействие - противодействие" психологически принципиально важна личная оценка своих действий по оказанию помощи (противодействия) другим субъектам.
Большие макиавеллисты констатируют более частое сожаление об оказанной ими кому-то помощи, чем респонденты с меньшим уровнем макиавеллизма.
На
основании вышеизложенного, автор
определяет макиавеллизм как черта, поведенческая
установка, выражающаяся в использовании
психологической манипуляции в качестве
основного средства достижения своих
целей, часто в ущерб интересам других
субъектов.18
§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства
Объяснить
однозначно, что такое власть трудно,
так как власть проявляется в
нашей жизни в различных
В гражданском смысле, власть это право и возможность человека или группы людей подчинять что-то или кого-то своей воле и распоряжаться им.19
Существует множество концептуальных подходов, которые определяют феномен власти через различные процессы и явления, происходящие в организации.
Бихевиоризм рассматривает власть как особый тип социально-ролевого поведения, структурализм трактует власть как одну из разновидностей отношений между двумя структурными единицами организации: управляющими и управляемыми. Инструменталистские концепции видят во власти способность и возможность использовать определенные средства, вплоть до насилия, для достижения поставленных целей.
В рамках функционального подхода ее рассматривают как функцию согласования, реализации и достижения общих целей и интересов внутри организации.
Для волевой концепции характерно определение власти как способности реализовывать свою волю в совместном действии при реальном или предполагаемом сопротивлении со стороны других участников данного действия.
В рамках коммуникативной концепции рассматривают власть как результат совместного взаимодействия субъектов.
Рассмотрение
понятия влияния через
Из
данного параграфа, автор делает
следующий вывод, что эффективная жизнедеятельность
организации невозможна без эффективного
функционирования в ней системы власти.
Лидер организации, используя властные
полномочия, способен поддерживать целостность
и единство организации, обеспечивать
участие всех членов организации в деятельности,
направленной на осуществление единой
цели.
Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика
Различают несколько подходов к изучению лидерства.
1. Подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено.
2. Поведенческий подход (1940–50-е гг.) рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
3. Ситуационный подход (начало 1960-х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.
4.
Современные подходы
(1990-е гг.) постулируют эффективность
адаптивного руководства – руководства,
ориентированного на реальность. Оно означает
применение всех известных стилей управления,
методов и способов влияния на людей, сообразуясь
с конкретной ситуацией. Это позволяет
трактовать лидерство не только как науку,
но и как искусство управления.
§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта
Решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.
Основными ситуационными теориями лидерства являются модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и др.
В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в результате анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.
Одной из первых теорий ситуационного подхода стала модель руководства Ф. Фидлера. Она сосредоточила внимание на ситуации и выделила три фактора, влияющие на поведение руководителя:
− отношения между руководителем и подчиненными (степень доверия и уважения);
− структура задачи (регламентация труда);
− власть руководителя (объем должностных полномочий).
Фидлер
классифицировал лидеров групп
по их отношению к «наименее
Т. Митчелл и Р. Хауса разработали «Подход «Путь-Цель»», согласно которому руководитель может добиться большей производительности от подчиненных, демонстрируя личную выгоду последних при достижении организационных целей;
П. Херси и К. Бланшар являются авторами известной «Теории жизненного цикла», предлагающей выбирать стиль взаимодействия с подчиненным в зависимости от «зрелости» последнего – т.е. сочетания его желания нести ответственность за выполнение поставленной цели и наличия у него необходимого профессионального опыта и образования. Анализируя различные сочетания ориентации на рабочие задачи и человеческие взаимоотношения, П. Герси и К. Бланшар выделили следующие стили руководства: приказной, тренировочный, участия в управлении (поддерживающий) и делегирования, соответствующие уровням развития работников.
В. Врум и Ф. Йеттон – авторы «Модели принятия решений», согласно которой стиль управления меняется в зависимости от того, насколько подчиненные вовлечены в принятие решений. Она выделяет пять стилей лидерства, представляющих континуум, от автократического стиля принятия решений (AI и АИ), консультативного (CI и СИ) и до группового (стиля полного участия) (GII):
А1 – менеджер сам решает задачу и принимает решение, используя имеющуюся у него информацию;
А2 – менеджер сам решает задачу, но сбор и первичный анализ информации осуществляется подчиненными;
С1 – менеджер принимает решение путем индивидуальных консультаций с отдельными подчиненными;
С2 – аналогично стилю С1, но консультации проводятся в групповой форме;
G2 – решение принимает группа, в которой менеджер играет роль «председателя».
Применение каждого из этих стилей зависит от ситуации (проблемы), для оценки которой разработаны семь последовательно используемых в процессе принятия решения критериев: значение качества решения; наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия эффективного решения; степень структурированности проблемы; значение причастности подчиненных для принятия эффективного решения; вероятность поддержки автократического решения руководителя; степень мотивации подчиненных при решении проблемы; вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
Подобно другим ситуационным теориям, модель Врума–Йеттона получила поддержку многих теоретиков менеджмента, но в то же время подверглась серьезной критике. Многие отмечают, что модель объясняет, как принимать и исполнять решение, а не как достигнуть эффективности и удовлетворенности подчиненных.
Большое
распространение и популярность
в литературе об управлении имеет
классификация поведения
22
Ситуационные теории лидерства имеют важное практическое значение, поскольку утверждают множественность оптимальных стилей лидерства в зависимости от ситуации. Они указывают на отсутствие единого универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в зависимости от ситуационных факторов. Менеджер должен уметь проявить гибкость и найти оптимальное решение, не полагаясь только на интуицию или привычную манеру поведения, а приспосабливаясь к требованиям конкретной ситуации. В настоящее время прочно утвердилось мнение, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества. Они гораздо труднее поддаются коррекции, чем, например, методика принятия решений.