Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в раскрытии содержания понятий лидерства и руководства, в проведении сравнительного анализа концепций лидерства и путей их реализации в современных условиях.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология

§ 1.1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………..5

§ 1. 2. Типология лидерства………………………………………………………...9

Глава II. Практические аспекты изучения лидерства

§ 2.1. Макиавеллизм в управлении……………………………………………….16

§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства …………………………..19

Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика

§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда………………………………………...22

§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход………………26

§ 3.3. Реализация основных концепций лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..29

Заключение …………………………………………………………………………30
Список источников и литературы ………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

концепции лидерства.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

     Ключевые  компетенции лидера: определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры); объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей); мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение). 

§ 1. 2. Типология лидерства

     В современной науке существует множество попыток выделить какие-то типы и построить какие-либо типологии лидерства. Рассмотрим основные типологии первой половины XX века, так как именно они заложили основу для современных классификаций как лидеров, так и стилей лидерства, так и всего феномена лидерства в целом.

     Одним из первых Е.С. Богардус выделил следующие  типы:

     - автократический (в сильной организации),

     - демократический (представитель интересов группы),

     - исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу),

     - рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).6

     Чуть  позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал  лидеров несколько по-другому:

     - институциональный тип (лидер вследствие престижа занимаемой позиции),

     - доминирующий (получает и сохраняет свою позицию с помощью силы и влияния),

     - убеждающий (оказывает влияние на настроения подчиненных и побуждает их к действиям).7

     Затем С.С. Кичело выделил особый тип “лидера  без офиса” и назвал его “пророком”. Пророки выходят на авансцену  истории в смутные времена и, вызывая поддержку ведомых, становятся символами инициированного ими самими движения.

     Ф. Редл считал, что институциональные  и эмоциональные групповые процессы могут происходить только вокруг девяти типов личностей. В его  терминологии, это “патриарх”, “лидер”, “тиран”, “объект любви”, “объект агрессии”, “организатор”, “искуситель”, “герой” и “пример для подражания” (причем как позитивный, так и негативный).

     Дж.В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли:

     «законодательное (nomothetic) лидерство», когда роли и ожидания определяют нормативные измерения деятельности в общественных системах,

     «идеографическое лидерство», при котором потребности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности;

     «синтетическое лидерство», примиряющее конфликтующие стороны.

     В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали  следующие типы лидеров:

     - «формальный» (на официальных постах);

     - «известный» (считается влиятельным в обществе);

     - «влиятельный» (реально оказывающий влияние); - «общественный» (активно участвующий в самодеятельных организациях).8

     М. Конвей наблюдал лидеров толпы и  выделил три лидерские роли. Во-первых, это вожак (стремящийся “пасти”  толпу, находящуюся в гипнотическом  экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге — например, Наполеон). Во-вторых, представитель толпы (выражает известные устоявшиеся “правильные” мнения народа - например, Т. Рузвельт). В-третьих, толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чувствует толпа, ее скрытые страхи и переживания).9 Таким образом, из приведенного краткого обзора видно: в первой половине XX века типологии классифицировали лидеров одновременно как по выполняемой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (доминирующий - демократический).

     Более современные теории, в основном, изучают авторитарный и демократический  стили, чаще называя их по-другому: «ориентированный на задачу» и «ориентированный наличность».

     Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

     Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

     Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело, так как видится, возможно, более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

     По  характеру деятельности различают: 

     - Универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;

     - Ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

     Помимо  названных, нередко используется классификация  лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

     - «Один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

     - «Лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

     - «Хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

     - «Служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

     Типы  восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п. Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками. В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

     - конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

     -деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сфор-мировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);

     - нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).10

     Имеются и другие классификации лидерства  в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет  функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).11

     Интересной  представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Прыгиным. В  ее основу положены три различных  критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера. По содержанию различают: лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

     - лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

     - лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.12

     Наиболее  простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации  является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

     Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

     Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

     Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Практические аспекты изучения лидерства

§ 2.1. Макиавеллизм в управлении

     В данном параграфе курсовой работе рассмотрим интереснейший тип лидерства, получивший название «макиавеллизм», которому приписывалось стремление к властной позиции и неразборчивость в средствах на пути к ее достижению обладателям этого свойства.

     Термин  связан с именем Никколо Макиавелли, который в 1532 г. в книге "Монарх" выдвинул идею, что правителю не нужно беспокоиться при выборе средств, ведущих к необходимым конечным результатам, поскольку "цель оправдывает средства", когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.14

     Главные психологические составляющие макиавеллизма, как черты личности:

Информация о работе Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях