Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в раскрытии содержания понятий лидерства и руководства, в проведении сравнительного анализа концепций лидерства и путей их реализации в современных условиях.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология

§ 1.1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………..5

§ 1. 2. Типология лидерства………………………………………………………...9

Глава II. Практические аспекты изучения лидерства

§ 2.1. Макиавеллизм в управлении……………………………………………….16

§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства …………………………..19

Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика

§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда………………………………………...22

§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход………………26

§ 3.3. Реализация основных концепций лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..29

Заключение …………………………………………………………………………30
Список источников и литературы ………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

концепции лидерства.doc

— 249.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

по  ______________________управлению персоналом______________________

(наименование  дисциплины) 

на тему: Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях

                              
 

Дмитрий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

Введение  …………………………………………………………………………….3

Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология

§ 1.1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………..5

§ 1. 2. Типология лидерства………………………………………………………...9

Глава II. Практические аспекты изучения лидерства

§ 2.1. Макиавеллизм в управлении……………………………………………….16

§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства …………………………..19

Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика

§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда………………………………………...22

§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход………………26

§ 3.3. Реализация основных концепций лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..29

Заключение …………………………………………………………………………30  

Список  источников и литературы ………………………………………………...31 

                                                    

Введение

                Задача  лидера – настроить на общие цели.расставить всех по своим местам,                                                                                    помочь поверить в собственные силы».

Лесков  Н. С.

     Для повышения конкурентоспособности бизнеса, большей управляемости предприятия, выработки стратегии дальнейшего развития необходимо грамотно выстроить бизнес-процессы, разработать оптимальную оргструктуру, собрать сплоченную команду управленцев и создать в коллективе здоровый психологический климат. Все это в состоянии обеспечить только лидер-руководитель, умеющий правильно расставить управленцев в сложной иерархической структуре крупного предприятия. Одним из вопросов, который задавали себе многие исследователи: «Лидерами рождаются или становятся, и есть ли эффективные способы развития лидерского потенциала?» Большое количество исторических примеров показывает, что многие известные лидеры слепили себя своими собственными руками. Значит, лидерский потенциал можно формировать и развивать. Как известно, мы можем управлять теми системами, структуру которых мы знаем. Следовательно, необходимо понять из чего состоит лидерство. Об основах лидерства, понятии, сущности, типологии и концепциях лидерства пойдет речь в курсовой работе, тема которой звучит как: Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях.

     Основная  цель работы состоит в раскрытии содержания понятий лидерства и руководства, в проведении сравнительного анализа концепций лидерства и путей их реализации в современных условиях.

      Работа состоит из введения, трех глав, заключения и Списка использованных источников и литературы.

      Первая  глава определяет понятие, терминологию, типологию лидерства.

      Во  второй главе речь идет о теоретических аспектах изучения лидерства, а именно рассматривается макиавеллизм в управлении и диапазон стилей лидерства, и развитие лидерского потенциала.

      Третья  глава является основной и содержит в себе многообразие существующих концепций  лидерства и их сущность, в частности  рассматриваются ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта, модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда, концепции харизматического лидерства и др.

      Теоретической и методологической базой данной работы стали труды российских и  зарубежных ученых, специалистов по управлению, а также актуальные разработки в области теории и методов системного анализа, экономико-математического моделирования, теории маркетинга, многомерной статистической обрабатывания данных, теории сегментирования рынка и теории управления.

      В период перестройки проблема политического  лидерства обрела у отечественных  авторов известную популярность, это работы: Афанасьева М.Н., Васильева С.Н., Волобуева Д.О., Кулешова С., Сокола С.С., Пищулина Н.П. и Трофимова М.Н.

      В настоящее время акцент в изучении проблемы лидерства делается больше на социологический и психологический аспекты, это видно в работах Власова В.И., Медведева М.И., Казакова М.А., Штукиной Т.А., Фуре Р.Ф., Богатова Е. В., Федоровой М.Ю., Тихенького В.Г., Дилигенского Г.Г., Гозмана А.Я.

      Наиболее  значимыми для исследования автора стали общесоциологические и  философские работы Ашина Г.К., Кудряшовой Е., Шестопал Е., Блонделя Ж., Такера Р. 
 
 

Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и  типология

§ 1.1. Понятие и содержание лидерства

                 Быть лидером – значит помогать людям яснее понять свои цели и убеждать людей в том, что именно ты способен привести их к этим целям.

Д. Джуран

      Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

      Исторически концепции лидерства возникли из попытки описать лидеров религиозных  сект и движений: Будды, Моисея, Иисуса, Мухаммеда, Кальвина и др. Согласно легендам и историческим фактам, они осуществляли, как правило, мессианерскую деятельность. Одинокая, драматическая личность, мобилизовывала и воодушевляла массы на познание новых целей и ценностей. Именно она становится прототипом идеального лидера.

      Это представление нашло свое подтверждение  в исследованиях первых форм правления: старейшины, вожди племен, восточные  деспоты, политические лидеры античных городов-государств - все они были облечены абсолютным авторитетом. Данные исследования способствовали возникновению понятий «социального статуса» лидера и «иерархии» в системе лидерства. Огромное влияние на формирование современного знания о политическом лидерстве оказали работы, составившие классику общественно-политической мысли. Это Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Ш.Л. Монтескье, А. де Токвиль, Г.Ф. Гегель, Р.Э. Эммерсон, Г. Лебон, Г. Тард и многие другие. В своих представлениях о взаимоотношении политики и гражданского общества, государства и личности, о политико-организационных и конституционно-правовых механизмах политического устройства будущего общества они сумели довольно точно обозначить проблематику изучения деятельности политических лидеров.

      События Нового времени вызвали появление  иного взгляда на проблему лидерства. Прежде всего, революции XVIII - XIX веков деперсонализировали концепцию авторитета. Власть теперь предписывалась и определялась конституцией и законами, ею облекались не личность, но должность. Сфера действий и должностные обязанности лимитировались законодательными актами, так что произвольное проявление власти должно было быть пресечено. В результате были установлены границы персонального влияния, и твердо насаждалась институционализация власти.

      Еще одним важным фактором, изменившим концепцию лидерства, стали открытия, сделанные в психологии на рубеже XIX - XX веков и в начале XX столетия, когда преобладали исследования сферы бессознательного и личностных черт характера лидера. Следующим шагом явилось создание теории о непостоянстве человеческого поведения, которая затем приняла форму теории социального взаимодействия.

      В XIX веке проблема лидерства рассматривалась  в рамках теории «Героя и толпы» Т. Карлейля, субъективной социологической  школы Н. Михайловского и П. Лаврова; в рамках марксистской социологии К. Марксом в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», Г.В. Плехановым в работе «Роль личности в истории»; в теории массового общества и человека массы Ф. Ницше, Г. Тардом, Г. Лебоном и другими.

      В 30-50 г.г. эксперименты Элтона Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Также приверженцем школы человеческих отношений и поведенческих наук является Мэри Паркер Фоллет.

     В 50- 70 г.г. на первый план выходит эмпирическая школа, авторами которой являются Питер Друкер, В. Леонтьев, усилиями, которых разработана теория принятия решений и количественный подход, в которой широко использовались экономические методы и модели производственной концепции.

     70-80 г.г. принесли веяния школы  социальных систем, у основ которой  стояли Саймон, Бернард, Барсенсон, разработавшие системный и ситуационный подходы.

     Авторы  Портер, Маслоу, Акофф в 70-90 гг. открывают теорию стратегий инновации, и лидерства в которой разработаны стратегии организации в рыночной экономике, как основы ее конкурентоспособности, исследована роль инновационного менеджмента, разработаны теории мотивации и лидерства.

     Более подробно о существующих концепциях речь пойдет в третьей главе курсовой работе.

     В основе концепций лидерства лежит  определение термина «лидер», «лидерство».

     В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

     Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.1 Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».2

     Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».3

     А также видение термина лидерства  Каца В., Эдингера Л., которые определяют лидерство как влияние на других людей.4

     Таким образом, автор определяет лидерство как проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия.

     А лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Люди-лидеры обладают определенным набором черт характера. Характер лидера отличается энергичностью, способностью и упорством в достижении целей, мотивация к лидерству определяется ярко выраженным стремлением к влиянию на других и демонстрацией желания принимать на себя ответственность, также лидеру присущи честность и правдивость, открытость и прямолинейность в отношениях с другими людьми и последователями, уверенность в своих способностях, установка на большие задачи, оптимизм по поводу преодоления препятствий в их достижении, знания, связанные с работой (компании, отрасли, техники и т.п.), позволяющие лидеру принимать обоснованные решения и предвидеть их последствия, эмоциональная зрелость, сохранение спокойствия и хладнокровия в стрессовых ситуациях, реальное представление о собственных сильных и слабых сторонах, отсутствие эгоцентризма, нормальное восприятие критики.5

Информация о работе Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях