Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Основная цель работы состоит в раскрытии содержания понятий лидерства и руководства, в проведении сравнительного анализа концепций лидерства и путей их реализации в современных условиях.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология
§ 1.1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………..5
§ 1. 2. Типология лидерства………………………………………………………...9
Глава II. Практические аспекты изучения лидерства
§ 2.1. Макиавеллизм в управлении……………………………………………….16
§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства …………………………..19
Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика
§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда………………………………………...22
§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход………………26
§ 3.3. Реализация основных концепций лидерства в современных условиях……………………………………………………………………………..29
Заключение …………………………………………………………………………30
Список источников и литературы ………………………………………………...31
Курсовая
работа
по
______________________управлен
(наименование
дисциплины)
на тему: Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях
Дмитрий
Оглавление:
Введение
…………………………………………………………………………….
Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология
§ 1.1. Понятие и содержание лидерства…………………………………………..5
§ 1. 2. Типология
лидерства………………………………………………………
Глава II. Практические аспекты изучения лидерства
§ 2.1. Макиавеллизм
в управлении……………………………………………….
§ 2.2. Властный аспект организационного лидерства …………………………..19
Глава III.Основные концепции лидерства, их сущность и специфика
§ 3.1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. Модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда………………………………………...22
§ 3.2. Подход с позиции личных качеств, поведенческий подход………………26
§ 3.3. Реализация
основных концепций лидерства в современных
условиях…………………………………………………………
Заключение
…………………………………………………………………………
Список
источников и литературы ………………………………………………...31
Введение
Задача
лидера – настроить
на общие цели.расставить
всех по своим местам,
Лесков Н. С.
Для повышения конкурентоспособности бизнеса, большей управляемости предприятия, выработки стратегии дальнейшего развития необходимо грамотно выстроить бизнес-процессы, разработать оптимальную оргструктуру, собрать сплоченную команду управленцев и создать в коллективе здоровый психологический климат. Все это в состоянии обеспечить только лидер-руководитель, умеющий правильно расставить управленцев в сложной иерархической структуре крупного предприятия. Одним из вопросов, который задавали себе многие исследователи: «Лидерами рождаются или становятся, и есть ли эффективные способы развития лидерского потенциала?» Большое количество исторических примеров показывает, что многие известные лидеры слепили себя своими собственными руками. Значит, лидерский потенциал можно формировать и развивать. Как известно, мы можем управлять теми системами, структуру которых мы знаем. Следовательно, необходимо понять из чего состоит лидерство. Об основах лидерства, понятии, сущности, типологии и концепциях лидерства пойдет речь в курсовой работе, тема которой звучит как: Основные концепции лидерства: сравнительный анализ и пути реализации в современных условиях.
Основная цель работы состоит в раскрытии содержания понятий лидерства и руководства, в проведении сравнительного анализа концепций лидерства и путей их реализации в современных условиях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и Списка использованных источников и литературы.
Первая глава определяет понятие, терминологию, типологию лидерства.
Во второй главе речь идет о теоретических аспектах изучения лидерства, а именно рассматривается макиавеллизм в управлении и диапазон стилей лидерства, и развитие лидерского потенциала.
Третья глава является основной и содержит в себе многообразие существующих концепций лидерства и их сущность, в частности рассматриваются ситуационные подходы к эффективному лидерству: континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта, модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея и Бланшарда, концепции харизматического лидерства и др.
Теоретической и методологической базой данной работы стали труды российских и зарубежных ученых, специалистов по управлению, а также актуальные разработки в области теории и методов системного анализа, экономико-математического моделирования, теории маркетинга, многомерной статистической обрабатывания данных, теории сегментирования рынка и теории управления.
В
период перестройки проблема политического
лидерства обрела у отечественных
авторов известную
В настоящее время акцент в изучении проблемы лидерства делается больше на социологический и психологический аспекты, это видно в работах Власова В.И., Медведева М.И., Казакова М.А., Штукиной Т.А., Фуре Р.Ф., Богатова Е. В., Федоровой М.Ю., Тихенького В.Г., Дилигенского Г.Г., Гозмана А.Я.
Наиболее
значимыми для исследования автора
стали общесоциологические и
философские работы Ашина Г.К., Кудряшовой
Е., Шестопал Е., Блонделя Ж., Такера Р.
Глава I. Основы лидерства: понятие, сущность и типология
§ 1.1. Понятие и содержание лидерства
Быть лидером – значит помогать людям яснее понять свои цели и убеждать людей в том, что именно ты способен привести их к этим целям.
Д. Джуран
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.
Исторически
концепции лидерства возникли из
попытки описать лидеров
Это представление нашло свое подтверждение в исследованиях первых форм правления: старейшины, вожди племен, восточные деспоты, политические лидеры античных городов-государств - все они были облечены абсолютным авторитетом. Данные исследования способствовали возникновению понятий «социального статуса» лидера и «иерархии» в системе лидерства. Огромное влияние на формирование современного знания о политическом лидерстве оказали работы, составившие классику общественно-политической мысли. Это Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Ш.Л. Монтескье, А. де Токвиль, Г.Ф. Гегель, Р.Э. Эммерсон, Г. Лебон, Г. Тард и многие другие. В своих представлениях о взаимоотношении политики и гражданского общества, государства и личности, о политико-организационных и конституционно-правовых механизмах политического устройства будущего общества они сумели довольно точно обозначить проблематику изучения деятельности политических лидеров.
События Нового времени вызвали появление иного взгляда на проблему лидерства. Прежде всего, революции XVIII - XIX веков деперсонализировали концепцию авторитета. Власть теперь предписывалась и определялась конституцией и законами, ею облекались не личность, но должность. Сфера действий и должностные обязанности лимитировались законодательными актами, так что произвольное проявление власти должно было быть пресечено. В результате были установлены границы персонального влияния, и твердо насаждалась институционализация власти.
Еще одним важным фактором, изменившим концепцию лидерства, стали открытия, сделанные в психологии на рубеже XIX - XX веков и в начале XX столетия, когда преобладали исследования сферы бессознательного и личностных черт характера лидера. Следующим шагом явилось создание теории о непостоянстве человеческого поведения, которая затем приняла форму теории социального взаимодействия.
В XIX веке проблема лидерства рассматривалась в рамках теории «Героя и толпы» Т. Карлейля, субъективной социологической школы Н. Михайловского и П. Лаврова; в рамках марксистской социологии К. Марксом в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», Г.В. Плехановым в работе «Роль личности в истории»; в теории массового общества и человека массы Ф. Ницше, Г. Тардом, Г. Лебоном и другими.
В 30-50 г.г. эксперименты Элтона Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Также приверженцем школы человеческих отношений и поведенческих наук является Мэри Паркер Фоллет.
В 50- 70 г.г. на первый план выходит эмпирическая школа, авторами которой являются Питер Друкер, В. Леонтьев, усилиями, которых разработана теория принятия решений и количественный подход, в которой широко использовались экономические методы и модели производственной концепции.
70-80 г.г. принесли веяния школы социальных систем, у основ которой стояли Саймон, Бернард, Барсенсон, разработавшие системный и ситуационный подходы.
Авторы Портер, Маслоу, Акофф в 70-90 гг. открывают теорию стратегий инновации, и лидерства в которой разработаны стратегии организации в рыночной экономике, как основы ее конкурентоспособности, исследована роль инновационного менеджмента, разработаны теории мотивации и лидерства.
Более подробно о существующих концепциях речь пойдет в третьей главе курсовой работе.
В основе концепций лидерства лежит определение термина «лидер», «лидерство».
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.1 Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».2
Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».3
А
также видение термина
Таким образом, автор определяет лидерство как проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия.
А лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Люди-лидеры обладают определенным набором черт характера. Характер лидера отличается энергичностью, способностью и упорством в достижении целей, мотивация к лидерству определяется ярко выраженным стремлением к влиянию на других и демонстрацией желания принимать на себя ответственность, также лидеру присущи честность и правдивость, открытость и прямолинейность в отношениях с другими людьми и последователями, уверенность в своих способностях, установка на большие задачи, оптимизм по поводу преодоления препятствий в их достижении, знания, связанные с работой (компании, отрасли, техники и т.п.), позволяющие лидеру принимать обоснованные решения и предвидеть их последствия, эмоциональная зрелость, сохранение спокойствия и хладнокровия в стрессовых ситуациях, реальное представление о собственных сильных и слабых сторонах, отсутствие эгоцентризма, нормальное восприятие критики.5