Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 16:54, диссертация
Выбор мною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
I. Теоретический и статистический аспекты инвалидности
1.1. Определение инвалидности
1.2. Статистика инвалидности
II. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами
2.2. Основные законы об инвалидности в РФ
III. Практические меры социальной защиты инвалидов
3.1. Среда обитания без барьеров
3.2. Льготы и компенсации
3.3. Медицинское обслуживание
3.4. Обеспечение жильем
3.5. Занятость и обучение инвалидов
3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение
3.7. Социальное обслуживание
IV. Реабилитация инвалидов
4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации
4.2. Виды реабилитации
4.3. Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов
Заключение
3.4. Обеспечение жильем
Конституция Российской Федерации, провозглашает в числе основных прав и свобод человека и граждани-на право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов -- важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.
Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граж-дан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплат-но или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, отно-сятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.
Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к за-кону было принято Постановление Правительства РФ «О предо-ставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммуналь-ных услуг» от 27.07.1996г. № 901.
Основные положения таковы:
· льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидно-сти;
· инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;
· при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индиви-дуальной программы реабилитации (ИПР), состояние их здоро-вья, а также другие обстоятельства;
· дополнительная жилая площадь
в виде отдельной комнаты
· предоставление инвалиду жилого помещения в домах государст-венного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Весьма болезненный вопрос в
отстаивании имущественных прав
детей-инвалидов, в частности оставшихся
без попечения родителей, а также
людей с ограниченными
Проблема обеспечения
3.5. Занятость и обучение инвалидов
Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно-стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида -- пра-во на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населе-ния в Российской Федерации», направленными на создание инвали-дам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей до-ход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима актив-ная государственная политика, направленная на содействие занято-сти инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными воз-можностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость -- неоправданно низкой.
Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоя-щее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов Федерации квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организаци-онно-правовых форм. По информации Министерства труда и соци-ального развития Российской Федерации, в 2000г. в рамках установленной квоты трудоустроено около 12 000 инвалидов.
В рамках федеральной целевой программы
содействия занятости населения
России территори-альными органами
Министерства труда и социального
развития Российской Федерации по вопросам
занятости населения для лиц,
имеющих ограничение
Однако ныне проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограничен-ными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной пла-ты, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с ут-рачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обостре-ния заболевания и снижению трудоспособности.
Одно из ос-новных направлении поддержки
инвалидов -- профессиональная реабилитация,
важнейшая составная часть
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов -- важнейшие аспекты их профессиональной реабилита-ции. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо ока-зываются невостребованными. В значительной мере это обусловле-но следующими причинами:
· специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориен-тируясь на пожелания самих инвалидов;
· инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и проти-вопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной про-фессиональной сфере;
· специальные образовательные
учреждения системы социальной защиты
населения непрестижны и не дают
перспектив для после-дующего
· образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструк-туры помещений, специального оборудования учебных мест и осо-бой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формиру-ются противопоказания для приема в образовательные учрежде-ния.
В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.
В соответствии с установленной квотой для приема на работу работодатели обязаны:
· создавать или выделять рабочие
места для трудоустройства
· создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивиду-альной программой реабилитации;
· предоставлять в установленном
порядке информацию, необходи-мую
для организации занятости
В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантиру-ется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обла-дают правом на льготное налогообложение, финансовое и матери-ально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% -- освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, нало-га на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.
3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение
Самым слабым местом социальной политики
в отношении инвали-дов
В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) суще-ствует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.
Размер государственной пенсии исчисляется как производная от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих огра-ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при на-ступлении инвалидности вследствие военной травмы, -- 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Феде-ральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно муж-чины и женщины).
В соответствии со статьей 18 Закона «О
государственном пенси-онном
· инвалидам с детства, имеющим
ограничение способности к тру-
· инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой дея-тельности 1-й степени, -- 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и жен-щины), но не менее 400 рублей в месяц.
Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудо-вую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сум-ма ее базовой, страховой и накопительной частей.
Инвалиды, получающие социальную пенсию, находят-ся в наихудшем положении. Таким образом, налицо расхождение пенсионного законодательства и требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», со-гласно которой устанавливаемые минимальные размеры оплаты тру-да, пенсий, как и оказание необходимой государственной социаль-ной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума.
В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.
Пенсии выполняют
Несовершенство существующей системы
финансового обеспече-ния
Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду -- законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.
Все ос-тальные виды помощи, мероприятия,
затрагивающие людей с огра-
3.7. Социальное обслуживание
Согласно российскому
Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен фе-деральный перечень гарантированных государством социальных ус-луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-тру-довой реабилитацией.
Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставле-ния социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:
· одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установлен-ного для данного региона;
· инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;
· инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход кото-рых ниже прожиточного минимума.
Социальное обслуживание инвалидов
включает совокупность социальных услуг
(уход, организация питания, содействие
в получении медицинской, правовой,
социально-психологической и
Такие услуги оказываются только при
условии добровольного со-
Информация о работе Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации