Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 16:54, диссертация

Описание работы

Выбор мною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Содержание

I. Теоретический и статистический аспекты инвалидности
1.1. Определение инвалидности
1.2. Статистика инвалидности
II. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами
2.2. Основные законы об инвалидности в РФ
III. Практические меры социальной защиты инвалидов
3.1. Среда обитания без барьеров
3.2. Льготы и компенсации
3.3. Медицинское обслуживание
3.4. Обеспечение жильем
3.5. Занятость и обучение инвалидов
3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение
3.7. Социальное обслуживание
IV. Реабилитация инвалидов
4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации
4.2. Виды реабилитации
4.3. Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов
Заключение

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

3.4. Обеспечение жильем

Конституция Российской Федерации, провозглашает  в числе основных прав и свобод человека и граждани-на право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов -- важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.

Согласно статье 40 Конституции  РФ, малоимущие и иные категории  граж-дан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплат-но или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, отно-сятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к за-кону было принято Постановление Правительства РФ «О предо-ставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммуналь-ных услуг» от 27.07.1996г. № 901.

Основные положения таковы:

· льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидно-сти;

· инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;

· при предоставлении жилого помещения  инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индиви-дуальной программы реабилитации (ИПР), состояние  их здоро-вья, а также другие обстоятельства;

· дополнительная жилая площадь  в виде отдельной комнаты предоставляется  инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;

· предоставление инвалиду жилого помещения  в домах государст-венного или  муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Весьма болезненный вопрос в  отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также  людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет -- защита их прав на жилье.

Проблема обеспечения инвалидов  жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая об-становка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жи-лищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содей-ствии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права лю-дей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъ-ектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям.

3.5. Занятость и обучение  инвалидов

Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно-стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида -- пра-во на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населе-ния в Российской Федерации», направленными на создание инвали-дам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей до-ход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима актив-ная государственная политика, направленная на содействие занято-сти инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными воз-можностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость -- неоправданно низкой.

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоя-щее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов Федерации квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организаци-онно-правовых форм. По информации Министерства труда и соци-ального развития Российской Федерации, в 2000г. в рамках установленной квоты трудоустроено около 12 000 инвалидов.

В рамках федеральной целевой программы  содействия занятости населения  России территори-альными органами Министерства труда и социального  развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс та-ких мер, как оказание консультативных и профориентационных ус-луг; помощь в поиске работы; профессиональное обучение; квотиро-вание рабочих мест.

Однако ныне проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограничен-ными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной пла-ты, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с ут-рачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обостре-ния заболевания и снижению трудоспособности.

Одно из ос-новных направлении поддержки  инвалидов -- профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной  полити-ки в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов -- важнейшие аспекты их профессиональной реабилита-ции. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо ока-зываются невостребованными. В значительной мере это обусловле-но следующими причинами:

· специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориен-тируясь на пожелания самих инвалидов;

· инвалиды не имеют доступа к  информации о показаниях и проти-вопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной про-фессиональной сфере;

· специальные образовательные  учреждения системы социальной защиты населения непрестижны и не дают перспектив для после-дующего трудоустройства  на хорошо оплачиваемые должности;

· образовательные учреждения не приспособлены  под инвалидов, чьи психосоматические  возможности требуют особой инфраструк-туры помещений, специального оборудования учебных мест и осо-бой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формиру-ются противопоказания для приема в образовательные учрежде-ния.

В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости  населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.

В соответствии с установленной  квотой для приема на работу работодатели обязаны:

· создавать или выделять рабочие  места для трудоустройства инва-лидов;

· создавать инвалидам условия  труда в соответствии с индивиду-альной программой реабилитации;

· предоставлять в установленном  порядке информацию, необходи-мую  для организации занятости инвалидов.

В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантиру-ется государственная  поддержка (предоставление налоговых  и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обла-дают правом на льготное налогообложение, финансовое и матери-ально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% -- освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, нало-га на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.

3.6. Финансирование и  пенсионное обеспечение

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвали-дов остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной систем-ной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны -- Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполне-ния обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Фе-дерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения раз-личных бюджетных статей и предусматривает возможность недофи-нансирования по отдельным статьям.

В рамках реформы пенсионной системы  России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) суще-ствует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.

Размер государственной пенсии исчисляется как производная  от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории  пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих огра-ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при на-ступлении инвалидности вследствие военной травмы, -- 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Феде-ральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно муж-чины и женщины).

В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенси-онном обеспечении  в Российской Федерации», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам  назначается в следующем размере:

· инвалидам с детства, имеющим  ограничение способности к тру-довой  деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим огра-ничение способности  к трудовой деятельности 3-й степени, де-тям-инвалидам -- 100% размера базовой  части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 ста-тьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

· инвалидам, имеющим ограничение  способности к трудовой дея-тельности 1-й степени, -- 85% размера базовой  части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и жен-щины), но не менее 400 рублей в месяц.

Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудо-вую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как  сум-ма ее базовой, страховой и накопительной частей.

Инвалиды, получающие социальную пенсию, находят-ся в наихудшем положении. Таким образом, налицо расхождение  пенсионного законодательства и  требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном  минимуме в РФ», со-гласно которой  устанавливаемые минимальные размеры оплаты тру-да, пенсий, как и оказание необходимой государственной социаль-ной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума.

В настоящее время пенсионное обеспечение  инвалидов в России не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.

Пенсии выполняют исключительно  функцию социальной поддержки ин-валидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.

Несовершенство существующей системы  финансового обеспече-ния политики в отношении инвалидов приводит к недофинансиро-ванию отдельных  мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.

Основное преимущество пенсии как  социального вида помощи инвалиду -- законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность  выплат.

Все ос-тальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с огра-ниченными  возможностями, не гарантируют обязательности финан-сирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.

3.7. Социальное обслуживание

Согласно российскому законодательству, социальное обслужива-ние -- это деятельность соответствующих служб по социальной под-держке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, пси-холого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граж-дан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен фе-деральный перечень гарантированных государством социальных ус-луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-тру-довой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставле-ния  социальных услуг. Ими могут воспользоваться  бесплатно:

· одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установлен-ного для данного региона;

· инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

· инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход кото-рых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов  включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собст-венности.

Такие услуги оказываются только при  условии добровольного со-гласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы  спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Информация о работе Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации