Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 16:54, диссертация

Описание работы

Выбор мною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Содержание

I. Теоретический и статистический аспекты инвалидности
1.1. Определение инвалидности
1.2. Статистика инвалидности
II. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами
2.2. Основные законы об инвалидности в РФ
III. Практические меры социальной защиты инвалидов
3.1. Среда обитания без барьеров
3.2. Льготы и компенсации
3.3. Медицинское обслуживание
3.4. Обеспечение жильем
3.5. Занятость и обучение инвалидов
3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение
3.7. Социальное обслуживание
IV. Реабилитация инвалидов
4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации
4.2. Виды реабилитации
4.3. Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов
Заключение

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

4. Постановление Правительства  РФ «О предоставлении бесплатного  социального обслуживания и платных  социальных услуг государственными  социальными службами» № 739 от 24.06.1996г.

5. Указ Президента РФ «О мерах  по профессиональной реа-билитации  и обеспечению занятости инвалидов»  № 394 от 25.03.1993г. 

6. Федеральный закон «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации» №  195-ФЗ от 10.12.1995г. 

7. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении фор-мирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от12.08.1994г.

8. Указ Президента РФ «О мерах  по обеспечению государ-ственной  поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)

9. Указ Президента Российской  Федерации «О научном и информационном  обеспечении проблем инвалидности  и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г. 

10. Постановление Министерства  социальной защиты населения  РФ «О пенсион-ном обеспечении  детей, находящихся на полном государственном содержа-нии» № 1--6-у от 23.06.1995г.

11. Постановление Министерства  труда РФ «Об утверждении примерного  Положения об индивидуальной  программе реабилитации инвалида»  № 42 от 14.12.1996г.

12. Приказ Министерства образования  РФ от 18.06.2001г. № 2417 «О реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. "Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для ин-валидов"»

13. Письмо Министерства образования  РФ от 25.03.1999г. № 27/502--6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального об-разования»

14. Разъяснение Минтруда РФ и  Фонда социального страхования  РФ от 4.04.2000г. №3/02--18/05--2256 «О порядке  предоставления и оплаты дополнительных  выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (утв. постановлением Минтру-да РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. № 26/34)

15. Постановление Минтруда РФ  от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении  Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздорови-тельных центров граждан пожилого возраста и инвалидов»

16. Постановление Минтруда РФ  от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях  по созданию и организации  деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения»

17. Приказ Минздрава РФ и Минтруда  РФ от 25.02.1998г. №50/18 «Об утверждении  формы направления детей в  возрасте до 16 лет на освидетельство-вание  в учреждения медико-социальной  экспертизы»

18. Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»

19. Постановление-приказ Минтруда  РФ, Минздрава РФ и Минобразования  РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»

20. Приказ Минобразования РФ  и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г.  №268/146 «Об освобождении от итоговой  аттестации выпускников 9,11 (12) классов  общеобразовательных учреждений»

21. Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын-ках труда»

22. И другие нормативно-правовые  акты РФ и субъектов РФ.

III. Практические меры  социальной защиты инвалидов

3.1. Создание среды  обитания без барьеров

Критерием оценки политики в отношении  инвалидов может слу-жить доступность  для инвалида физической среды, включая  жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информа-ции и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Од-нако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соот-ветствующие меры.

В России сформирована и реализуется  фе-деральная целевая программа  «Формирование доступной для  инва-лидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная  база -- всего лишь предпосылка для  большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализа-цию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально-про-странственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.

На сегодняшний день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предпри-ятий -- производителей технических средств  для реабилитации ин-валидов. Разработано  более 150 новых технических средств  протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвали-дов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим -- «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла -- коляски с изме-няемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствован-ные модели тростей и костылей.

Закон «О социаль-ной защите инвалидов  в РФ» обязывает власти создавать  инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфра-структуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректирован-ных с целью учета в них требований доступности зданий и сооруже-ний для инвалидов. В регионах России местными экспертными орга-нами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооруже-ний в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружени-ям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.

В соответствии с законом местные  власти не должны выдавать лицензии тем  автотранспортным предприятиям, которые отказыва-ются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным пла-ном благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что «организации неза-висимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспече-нию доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмот-рены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социаль-ной инфраструктуры.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы  также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдель-ные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Таким образом, на сегодняшний день основы формирования сре-ды жизнедеятельности инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельно-сти» был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой сре-ды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроитель-ных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.

Чтобы социальное обслуживание инвалидов осуществлялось в цивилизованных условиях, вопрос среды обитания требует своего немедленного решения. Необходимо всячески привлекать к нему внимание общественности, властей и журналистов.

3.2. Льготы и компенсации

В соответствии с законодательством о социальной защите инвали-дов им предоставляется значительное количество прав, льгот и ком-пенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.

По форме предоставления:

· Имеющие «моральную» форму (преимущественное или перво-очередное право в  чем-либо).

· Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарства-ми или бесплатное пользование поликлиниками).

· Имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).

По периодичности предоставления:

· Имеющие одноразовый характер или предоставляемые с боль-шой  периодичностью (бесплатная установка  телефона, капиталь-ный ремонт или  предоставление жилой площади).

· Имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости  жилой площади, коммунальных услуг).

· Имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или  в два года в междугородном  транспорте, санаторно-курорт-ное лечение  или его компенсация).

· Имеющие постоянный характер (льготы на проезд в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).

По категориям льгот:

· По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате посо-бий.

· По получению, приобретению, строительству и содержанию жи-лых помещений.

· По коммунально-бытовым услугам  и торговому обслуживанию.

· По медицинскому, протезно-ортопедическому  обслуживанию, са-наторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

· По обеспечению транспортными  средствами и оплате проезда.

· По трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда.

· По пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ-ных и спортивно-оздоровительных  учреждений.

· По получению услуг учреждений социального обслуживания, со-циальной и юридической помощи.

Реалии же таковы, что значительное количество инвали-дов в настоящее  время не получают необходимой для  возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются.

В России права людей с ограниченными  возможностями на уча-стие в жизни  общества и защита их интересов закреплены федераль-ным законодательством  и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет усло-вий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудо-ваны (хотя право на образование гарантировано Конституцией Рос-сийской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образо-вании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причи-нам не в полной мере реализованы и иные права и возможности ин-валидов.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

3.3. Медицинское обслуживание

В соответствии с основами законодательства Российской Феде-рации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г., ста-тья 27, люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-ин-валиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, про-тезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и пе-реподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бес-платную медико-социальную помощь в учреждениях государствен-ной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -- на содержание в учреждениях системы социальной за-щиты населения.

Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной меди-цинской  помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом норма-тивных актов Правительства Российской Федерации.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает  санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный  комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией диф-ференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий позволил провести рациональную медицин-скую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инва-лидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-ку-рортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и ме-дицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной путевки ин-валидами нередко растягивается на годы.

Различают социально-медицинскую  и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособ-ности удовлетворить  свои основные жизненные потребности. Вто-рая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором -- государственные и муниципальные органы здравоохранения.

Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказыва-ются как в стационарах, так и на дому. К стационарным учреждени-ям относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, геронтологические центры, пси-хоневрологические и другие стационарные учреждения. С 1997г. при центрах социального обслуживания стали разви-ваться специализированные отделения социально-медицинского об-служивания на дому.

В области реализации инвалидами своего права на здоровье необ-ходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не ми-нистерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, граждан-ским и профессиональным кодексами на врачей возложены не толь-ко лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.

Информация о работе Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации