Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа
Цель работы – исследовать понятие и особенности организационного консультирования.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
определить понятие организационного консультирования, выявив его специфику
рассмотреть основные модели и методы, применяемые в организационном консультировании
выявить специфику отбора и работы консультантов в исследуемом объекте
ВВЕДЕНИЕ
1.Определение организационного консультирования
1.1 Сущность и специфика изучаемого явления
1.2 Основные подходы
2. Модели и методы организационного консультирования
2.1 Экспертное консультирование
2.2 Процессное консультирование
2.3 Обучающее консультирование
3. Консультант и его работа
3.1 Обучение консультанта
3.2 Специфика работы консультанта по организационному развитию
3.3 Особенности отбора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра
социологии и политологии
Контрольно-курсовая работа по дисциплине
«Социология организаций»
на тему:
«Организационное
консультирование»
Студент гр. 820481 Гмыза А.А.
Научный руководитель: канд. филос. наук,
доц. Лях В.И..
Тула
2010
План
ВВЕДЕНИЕ
1.Определение организационного консультирования
1.1 Сущность и специфика изучаемого явления
1.2 Основные подходы
2. Модели и методы организационного консультирования
2.1 Экспертное консультирование
2.2 Процессное консультирование
2.3 Обучающее консультирование
3. Консультант и его работа
3.1 Обучение консультанта
3.2 Специфика работы консультанта по организационному развитию
3.3 Особенности отбора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная контрольно-курсовая тема посвящена теме «Понятие организационного консультирования. Консультант и его работа». Актуальность поставленной проблемы обусловлена тем, что растущая сложность и увеличивающийся темп общих экономических изменений, условий ведения бизнеса порождают специфические проблемы, при решении которых все чаще и чаще предприниматели испытывают необходимость в помощи консультантов.
Объект данного исследования – явление организационного консультирования, предметом выступают особенности и основные аспекты организационного консультирования.
Цель работы – исследовать понятие и особенности организационного консультирования.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
Можно сказать, что разработанность данной темы велика, т.к. в результате того, что, расширяются старые и появляются новые учреждения и организации, возникает необходимость в их профессиональном организационном консультировании.
Изучением
проблемы организационного консультирования
занимались такие ученые, как: Н.И.Лапин
и B.C. Дудченко, Н.О.
Токмакова и М.В. Андриянова,
Бисвас С. и Твитчелл Д., Н.Н. Григорьева,
Г. Щекин, А. В. Леонова, О. Н. Чернышева,
и многие другие.
Консультационная деятельность направлена на обслуживание потребностей экономики и управления:
Консультационная деятельность основана на профессиональных взаимоотношениях обладающего знаниями и информацией эксперта и клиента, у которого есть проблемы и потребности. Консультант оказывает помощь клиенту в повышении эффективности его деятельности и создании стоимости как путем предоставления информации и рекомендаций, так и путем предоставления своих услуг в достижении поставленных целей. Исходя из этого, консалтинг можно охарактеризовать как помощь руководителям фирм при разработке комплексных и системных решений проблем, связанных с организацией управления сложными системами в различных сферах деятельности.1
Организационное консультирование или бизнес консультирование - это комплекс мероприятий, направленных на изучение процессов, происходящих в организации с целью выявления основных проблем в функционировании компании и нахождение внутреннего потенциала и ресурсов для эффективного решения этих проблем.2
1.1СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ
Организационное консультирование — это процесс взаимодействия между консультантом и клиентом, в результате которого проводятся организационные изменения:
Консультирование организаций включает в себя следующие аспекты:
Таким
образом, важной частью любого консультационного
процесса должна быть помощь высшему
руководству и всей организации
в определении проблем и
Консультационная деятельность в организациях имеет свои особенности.
Рассмотрим ее специфику прежде всего с точки зрения особенностей клиентов, консультантов, консультант-клиентских отношений, а также внешних по отношению к консультационной деятельности условий.
У организаций как у клиентов практически отсутствует четко и корректно сформулированный запрос на организационное развитие, не определены основные цели и задачи обращения к консультанту. Опыт показывает, что чаще всего запрос руководителей учреждений формулируется в виде следующих высказываний: "Нам надо не потерять лица"; "Скажите, как активизировать людей на зарабатывание прибыли"; "Надо, чтобы у сотрудников была деловая ориентация, чтобы они шли "в ногу со временем"; "Сделайте так, чтобы все проблемы не замыкались на управляющем", "Что делать, если наши нововведения вызывают у всех раздражение и стресс".5
Специфика консультирования организаций заключается в сложности и многообразии решаемых ими проблем. Предметом анализа здесь становятся и проблемы достижений прибыли, и удовлетворение потребностей населения, и регуляция денежных потоков в интересах государства.6
В зависимости от различных признаков организационное консультирование может быть представлено широким набором типов консультационной деятельности, представленным в таблице 1(см. приложение). Типология необходима для более точной идентификации каждого нового вида организационного консультирования. Системность характеристик, даваемых каждому новому виду консультирования, позволит сравнить его возможности и оценить его эффективность по отношению к другим.7
1.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Специфика социологического подхода к управлению и организации состоит во взгляде на эти сферы со стороны человека, персонала, руководителей. Многие консультанты руководствуются сегодня тезисом: "развитие организации через развитие персонала". Действительно, без качественных изменений в сознании людей, без изменения характера их взаимодействия и деятельности ни в управлении, ни в организации в целом ничего не изменится. Поэтому "человекоориентированные" средства, методы и формы работы именно социологов дают сегодня наиболее ощутимые результаты в практике.8
Существует
множество способов применения консультирования
к ситуациям и проблемам
Функциональный подход.
С точки зрения функционального подхода, консультирование — вид деятельности, направленный на оказание помощи клиенту с учетом его интересов. При этом консультант не отвечает за то, каким образом клиент использует его услугу, то есть ответственность несет не консультант, а клиент.9
Этот подход рассматривает управленческое консультирование как любую форму оказания помощи организации-клиенту, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. Это допускает, что такая помощь может оказываться лицами, выполняющими самую разнообразную работу. Управленческое консультирование здесь – метод, обеспечивающий практические советы и помощь руководящим работникам в совершенствовании практики управления и повышения индивидуальной производительность и эффективности работы организации в целом.
Профессиональный подход.
Данный подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу. Управленческое консультирование при таком подходе – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, обладающих профессиональными знаниями и навыками, которые помогают организации клиенту выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений.10
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования:
1) экспертное;
2) процессное;
3) обучающее.
Модель выбирается в зависимости от решаемой проблемы, особенностей клиентской организации, качеств консультантов (навыков, опыта, личностных качеств).
В конкретных
проектах или на их различных стадиях
могут также применяться