Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:26, курсовая работа
Социологическое образование можно оценивать не только по количеству кафедр, учебников и выпускников, но и степени его полезности для общества в целом и конкретно для студента, будущего профессионала. Критерий такой полезности — спрос на социологов-профессионалов на рынке труда. Агентства по подбору персонала оценивают этот спрос как крайне низкий: на протяжении всего последнего десятилетия он не превышает уровня 3,0–3,5 баллов (при десятибалльной оценке), что свидетельствует о невостребованности профессионального труда в этой области. Традиционной для социолога была педагогическая и академическая деятельность. Мощный источник спроса на социологический труд в прошлом — «заводская» социология. Сегодня социолог − профессионал востребован только в университетах и академических институтах. К социально−преобразующей деятельности эта работа имеет весьма далекое отношение. Власти, как правило, безразличны исследования, свидетельствующие о результатах ее собственной деятельности. Вновь на социологических дискуссиях актуализирован вопрос советских времен о социальной роли социолога.
Введение 4
1Социологическое образование в России 6
1.1Современное состояние российской социологии и
социологического образования 6
1.2 Образовательные стандарты и преподавание социологии 12
1.3 Влияние научных исследований на преподавание социологии 14
1.3.1 Центры повышения квалификации преподавателей 15
2 Опыт преподавания социологии в вузах России 17
2.1 Инновационные методы в преподавании социологии 17
2.2 Влияние преподавания социологии на формирование личности 21
Заключение 28
Библиографический список 30
Социология входит в блок социально−гуманитарных дисциплин, без знания которых в настоящее время немыслим специалист в любой области народного хозяйства. Она несет мощный герменевтический заряд, выявляя в общественной системе закономерности функционирования и развития социальных связей и отношений. Научить студента социологическому анализу – это означает дать прежде всего добротную теоретическую подготовку, цельный и стройный взгляд на общество и место человека в нем. Это тем более важно, если учесть, что за последние годы изучение теоретических проблем общества было ослаблено (что в немалой степени связано с кризисом общественных наук). Но определить свое место в обществе, стать полноправным гражданином и грамотным руководителем (в том числе и компетентным заказчиком исследования) выпускник любого вуза может только тогда, когда наряду с теорией он освоил и методику проведения социологического исследования.
Перед социологами страны стоит общая генеральная цель − формирование социологической культуры общества. Достижение этой благородной цели предполагает: развитие социологической науки, социологических исследований и институциональных практик, основанных на знаниях, внедрении их результатов в жизнь; социологическое образование в форме подготовки профессиональных социологов, осуществляемое на высоком уровне преподавания фундаментальных, прикладных дисциплин в сочетании с формированием культурного кругозора и гражданской позиции; всеобщее социологическое образование, дифференцированное по категориям населения; постоянную просветительскую миссию социологов, включая публицистику в средствах массовой информации; формирование социологического мышления руководителей, организаторов, специалистов всех отраслей хозяйства, широких слоев населения; консолидированные усилия социологов в решении социальных проблем, в достоверной, объективной, научной оценке фактов, в диагнозе недугов нашего общества и выдвижении стратегии и тактики избавления от них. Социологическое сообщество нуждается в заинтересованном отношении общества к результатам своей деятельности, поддержке социологической науки и социологического образования в России [15; с. 132].
В
данной главе мы выявили инновационные
методы в преподавании социологии и
их применение, а также рассмотрели
как влияет преподавание социологии на
формирование личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышесказанное, на наш взгляд, позволяет прийти к выводу, что в условиях трансформации основ нашего общества социология намного больше подходит на роль базовой учебной дисциплины, обязательной для каждого студента, чем какая−то другая наука. Перечислим некоторые аргументы в пользу социологии.
Социология является одновременно и социальной и гуманитарной дисциплиной.
Социология обладает различными теоретическими подходами, которые развивают критическое мышление на основе анализа социальных проблем, которые близки и понятны студентам.
В отличие от политологии и культурологии, социология дает более общие знания, не ограничиваясь отдельными сферами общественной жизни, и потому потенциально вызывает интерес у более широкого круга студентов.
Необходимость использования информационных технологий в преподавании социологии диктуется временем. Фундаментальные цивилизационные изменения, начавшиеся в последней трети XX в., поставили на повестку дня вопрос о разработке и использовании новых технологий приобретения знаний, навыков, умений, которые соответствовали бы науке, ценностям и отношениям информационного общества. В эпоху развития общества, основанного на информации, многократно умножающего возможности доступа к данным и фактам, образование должно помочь каждому индивиду пользоваться этой информацией, отбирая, упорядочивая, накапливая и управляя ею. В процессе образования происходит отход от стандартизации и подражания в пользу индивидуализации, дифференциации.
Поиск новой системы (концепции) образования ведется в стремительно изменяющихся условиях. Перед студентами−социологами стоит задача научиться приобретать знания в условиях быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности, необходимо сочетать достаточно широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения неограниченного числа дисциплин. Преподаватели социологии в этих условиях должны вести постоянный информационный мониторинг, следить за литературой и т.п. Изменения в технологии образования являются не только технической необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос.
Главная задача преподавания социологии – научить студента социологическому анализу, или, что более точно, − помочь развитию социологического мышления. Так как есть опасность сведения содержания социологического анализа к анализу социологической информации, тогда как анализ в науке - это не просто изучение данных, это выявление общих черт, стремление к интеграции и комплексности в исследовании социального объекта. И в этом в какой-то мере заключается специфика социологии как науки.
В
данной курсовой работе мы оценили
современное состояние
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Бурлуцкая М.Г. Какому социологическому анализу мы учим студентов / М.Г. Бурлуцкая // Социс. – 2000. – № 8. – 126-132 с.
2 Выборнова В.В. Инновационные методики в преподавании социологии / В.В. Выборнова, А.В. Варбузов, Л.А. Орлова // Социс. – 2001. – № 3. – 123-126 с.
3 Головенко И.А. Преподавание социологии: историческая справка и вариант курса / И.А. Головенко // Социс. – 1992. – № 8. – 38 с.
4 Гущина Е.Н. Преподавание социологии в университете / Е.Н. Гущина // Социс. – 2005. – № 1. – 115 с.
5 Добреньков В.И. Социологическое образование и социологическое сообщество / В.И. Добреньков // Социс. – 2004. – № 4. – 113-116 с.
6 Качество социологического образования: проблемы и пути решения / под ред. проф. В.И. Добренькова. М.: КДУ, 2007.- 248 с.
7 Кондауров В.И., Социология: Курс лекций / В.И. Кондауров, А.С. Страданченков. – М., 2001. – 265 с.
8 Константиновский Д.Л. Программы национального фонда подготовки кадров и обновление социологического образования в России / Д.Л. Константиновский, А.А. Овсянников, Н.Е. Покровский // Социологический журнал. – 2004. – № 3-4. – 138-142 с.
9 Крухмалев А.Е., Инновационные образовательные технологии и методы в преподавании социологии/ А.Е. Крухмалев, Л.А. Орлова, А.В. Варбузов // Социс. – 2001. – № 10. – 125-133 с.
10 Кудряшов Ю. Информационные технологии – важный ресурс развития //Высшее образование в России. – 2007. - № 5. – С. 114.
11 Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии / Н.Р. Маликова // Социс. – 2002. – № 2. – 120-123 с.
12 Морозова Е.И. Социология и маркетинг / Е.И. Морозова // Социс. – 1991. – № 7. – 92-92 с.
13 Овсянников В.Г.Социологическое образование в России: проблемы и перспективы / В.Г. Овсянников // Социс. – 1993. – № 11. – 28-38 с.
14 Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии / Р.В. Рывкина // Социологический журнал. − 1997. − № 4.− 197 с.
15
Титаренко Л.Г. Методические аспекты совершенствования
преподавания социологии с учетом зарубежного
опыта / Л.Г. Титаренко // Социс. – 2000. –
№ 8. – 132 с.
Информация о работе Опыт преподавания социологии а ВУЗах России