Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Понятие фокус группы. Применение метода фокус группы в различных типах
социологических исследований. Групповая динамика и этнодемографический подход как
основные методологические принципы использования метода фокус группы.
Разновидности фокус группы (формализованная, полуформализованная,
неформализованная). Групповая дискуссия как способ получения социальной информации.
Приемы организации групповой дискуссии. Методы «снежного кома», видеозаписи,
«одностороннего зеркала» как основные формы организации работы в фокус группе.
Структура групповой дискуссии: вводная часть («разминка»), основная часть
(фокусированное обсуждение), заключительная часть (подведение итогов). Использование
закономерностей внутригрупповой коммуникации для оптимизации дискуссии. Функции
модератора групповой дискуссии.

Содержание

Введение
Теоретико-методологические основы фокус-группы как качественного метода сбора информации
История возникновения метода
Достоинства и недостатки метода
2. Организация фокус-групп
2.1 Состав и численность фокус-группы
2.2 Процедура проведения
2.3 Устройство помещения
2.4 Функции и качества модератора
2.5. Процесс отбора респондентов
3. Возможность применения фокус-групп в
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая МиМСИ Марина.docx

— 67.72 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение

Краткий обзор групповых  качественных социально-психологических  методов.

Название  метода Суть  метода Кол-во участ- 
ников в группе
Наличие модера- 
тора (веду- 
щего)
Области применения Дополнительная  информация
Фокус-группы Групповое фокусированное полустандарти- зированное интервью в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию. 6-12 чел. есть Получение предварительной  информации по интересующей теме.

Выработка исследовательских  гипотез.

Изучение  восприятия определенных объектов.

Стимулирование  новых идей и творческих концепций.

Используемый  в фокус-группах метод групповой дискуссии лежит в основе практически всех групповых методов социальной психологии
Peer-группы Переходный  метод от индивидуальных интервью к групповым 2-4 чел. есть аналогично Создают возможность получения  более детальной  информации от каждого  участника
Номинальные группы Вариант 1. Результаты индивидуальных интервью одних участников обсуждаются другими  участниками.

Вариант 2. Участники собираются в единую группу, но отвечают на вопросы по одному, без непосредственного взаимодействия друг с другом.

до 12 чел. есть Получение предварительной  информации по интересующей теме.

Выработка исследовательских гипотез.

Изучение  восприятия определенных объектов.

Стимулирование  новых идей и творческих концепций.

Чаще  всего используются в тех случаях, когда нельзя собрать  вместе интересующую группу (известных  политиков, ученых, чиновников, специалистов и т.п.)
Десантные группы Проведение  групповых обсуждений в реальной

обстановке

6-12 чел. есть аналогично Используются  для создания обстановки, близкой к действительности
Брэйнсторминг Метод группового коллективного  продуцирования новых  идей. При этом процесс  выдвижения идей отделен  от процесса их критической  оценки и отбора от 3 чел. необяза-тельно Самые разнообразные: от решения  научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов  поведения в определенных ситуациях Процедура проводится в два  этапа: 1. выдвижение идеи; 2. оценка идей. Этап 2 лучше проводить  через несколько  дней
Синектические группы Дискуссию начинают синекторы, стараясь представить различные точки зрения по поводу темы беседы. Постепенно включаются остальные. В ходе дискуссии вырабатывается групповое решение более 10 чел. 4-5 синек-торов Анализ  характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной  стратегии, создание рекламных конструктов Специальные техники: “личные  аналогии”, “заглавие  книги”, “примерное отступление” и др.
Дельфи-группы Выдвижение  идей о будущем  с целью прогноза, основанных на коллективном мнении экспертов. Суммирование прогнозов в статистической форме. Определение ключевых положений. Передача материалов для следующего обсуждения.   нет Разработка  прогнозов в социально-экономической  и политической сферах Процедура повторяется либо до достижения единой точки зрения, либо до отсутствия дальнейших изменений в индивидуальных прогнозах
Группы  конфликта Специально  комплектуются таким  образом, чтобы спровоцировать столкновение различных  мнений 6-12 чел. есть Сопоставление различных стилей жизни, взглядов, мнений.

Выработка новых идей.

При наборе участников в  отличие от фокус-групп отсутствует принцип гомогенности
Группы  обсуждения без лидера Групповое обсуждение проблемы без участия ведущего 6-10 чел. нет Получение предварительной  информации по интересующей теме.

Выработка исследовательских  гипотез.

Изучение  восприятия определенных объектов.

Стимулирование  новых идей и творческих концепций.

При проведении таких  групп участникам могут даваться как  общие, недетализированные, так и очень подробные инструкции
Адаптационные группы Ориентированы на определение того, в какой мере употребление товаров определяется их социальной или  потребительской ценностью 6-12 чел. есть Для определения факторов отношения к тому или иному товару, явлению Наиболее  часто применяется  для изучения феномена престижного потребления
Расширенные креативные группы (ECG) Выполнение  группой различных  проективных заданий  с их последующим  обсуждением. 6-10 чел. есть Анализ  характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной  стратегии, создание рекламных конструктов Проективные техники: интуитивные  ассоциации, рисуночные техники, коллажи, ролевые  игры, психогеометрические и цветовые тесты, антропоморфные методики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прикладная  часть

     Применение  метода фокусированного  интервью в социологическом  исследовании:  
 
 
 
 
 

Информация о работе Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики)