Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Понятие фокус группы. Применение метода фокус группы в различных типах
социологических исследований. Групповая динамика и этнодемографический подход как
основные методологические принципы использования метода фокус группы.
Разновидности фокус группы (формализованная, полуформализованная,
неформализованная). Групповая дискуссия как способ получения социальной информации.
Приемы организации групповой дискуссии. Методы «снежного кома», видеозаписи,
«одностороннего зеркала» как основные формы организации работы в фокус группе.
Структура групповой дискуссии: вводная часть («разминка»), основная часть
(фокусированное обсуждение), заключительная часть (подведение итогов). Использование
закономерностей внутригрупповой коммуникации для оптимизации дискуссии. Функции
модератора групповой дискуссии.

Содержание

Введение
Теоретико-методологические основы фокус-группы как качественного метода сбора информации
История возникновения метода
Достоинства и недостатки метода
2. Организация фокус-групп
2.1 Состав и численность фокус-группы
2.2 Процедура проведения
2.3 Устройство помещения
2.4 Функции и качества модератора
2.5. Процесс отбора респондентов
3. Возможность применения фокус-групп в
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая МиМСИ Марина.docx

— 67.72 Кб (Скачать)

     План Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики).

     Введение

  1. Теоретико-методологические основы фокус-группы как качественного метода сбора информации
    1. История возникновения метода
    2. Достоинства и недостатки метода

  2.  Организация фокус-групп

     2.1 Состав и численность фокус-группы

     2.2 Процедура проведения

     2.3 Устройство помещения

     2.4 Функции и качества модератора

     2.5. Процесс отбора респондентов

     3. Возможность применения фокус-групп в

     Заключение

     Список  литературы

     Прикладная  часть

     Приложение

     Тема 8. Использование  метода фокус-группы в социологическом исследовании

     Понятие фокус группы. Применение метода фокус  группы в различных типах

     социологических исследований. Групповая динамика и  этнодемографический подход как

     основные  методологические принципы использования  метода фокус группы.

     Разновидности фокус группы (формализованная, полуформализованная,

     неформализованная). Групповая дискуссия как способ получения социальной информации.

     Приемы  организации групповой дискуссии. Методы «снежного кома», видеозаписи,

     «одностороннего зеркала» как основные формы организации  работы в фокус группе.

     Структура групповой дискуссии: вводная часть («разминка»), основная часть

     (фокусированное  обсуждение), заключительная часть  (подведение итогов). Использование

     закономерностей внутригрупповой коммуникации для  оптимизации дискуссии. Функции

     модератора  групповой дискуссии.

     Методические  процедуры проведения фокус группы. Подготовка программы групповой

     дискуссии (сценария фокус группы). Уточнение  тематики, отработка формулировок и

     систематизация  вопросов групповой дискуссии, организация  «структуры переходов».

     Определение числа групп, отбор участников фокус  группы, определение

     продолжительности, оптимального времени, места проведения дискуссии. Подготовка

     инструментария: программы групповой дискуссии, программы обработки и анализа  данных,

     когнитивных карт, аудиовизуальных и технических  средств. Распределение функции  в

     исследовательской команде. Отработка инструментария и стиля работы модератора в

     пилотажном  исследовании. Разработка инструкции для модератора.

     Методы  анализа данных фокус группы. Контент-анализ. Метод межгрупповых сравнений.

     Лингвистический анализ. Дискурс-анализ. Анализ видеоданных.

     Введение 

     Метод фокус-групп или групповое глубокое интервью относится к числу так называемых «гибких» или «качественных» методов социологического исследования. Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях.

     В настоящее время в развитых странах  «гибкие» методы опросов (индивидуальное и групповое интервью) сделались  не просто разновидностью исследовательских  методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей  функционирование институтов рынка (маркетинг) и институтов демократии (анализ и  коррекция политических имиджей).

     Степень научной разработанности: В последние годы отечественные социологи проявляют огромный интерес к познавательным возможностям, особенностям и перспективам использования, теоретико-методологическим основаниям метода “фокус-группа”, к разработке его методик и техник, к анализу и представлению результатов исследования. К такому выводу можно прийти, проанализировав ряд современных учебных пособий, монографий и статей, прежде всего таких авторов как Белановский С.А., Богомолова Н.Н, Дмитриева Е.В., Семенова В.В.

     Цель  исследования: рассмотрение теоретических и методологических основ метода фокус – групп с проведением собственного исследования.

     Задачи:

    1. Обзор теоретических основ и методологических принципов метода фокус-групп.
    2. Описание методики проведения фокус-группы, ее организация.
    3. Рассмотреть возможность применения фокус-групп с разработкой конкретной авторской методики.
    4. Сформулировать выводы и рекомендации.

     Теоретический объект: Описание проведения фокус-группы, как мягкого качественного метода сбора информации.

   Эмпирический  объект:. Использование метода фокус-группы в конкретном  исследовании

   Предмет: Возможность применения фокус-групп в конкретном маркетинговом исследовании

     Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, прикладная часть, приложение.

     В прикладной части данной курсовой работы будут подробнее рассмотрен метод фокус-группы в собственном исследовании, в основной части рассмотрим историю возникновения, методы, сложности, связанные с  проведением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Теоретико-методологические основы фокус-группы как качественного метода сбора информации

     Несколько слов

     Несколько определений фокус-групп:

     Р.Мертон (1956): 1. Интервьюируемые должны быть участниками некоторой определенной ситуации. 2. Характер, процессы, общая структура этой ситуации должны быть заранее проанализированы социологом. 3. На основе этого анализа должен быть составлен план интервью, в котором очерчиваются важнейшие вопросы и гипотезы. 4. Интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации1.

     И.Голдман (1962): Групповое глубинное фокусированное интервью: “групповое” означает число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами; “глубинное” означает поиск информации, более полной, чем та, которая бывает на уровне межличностного общения; “интервью” означает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации; ”фокусированное” означает, что интервью ограничено малым числом вопросов.

     Р.Крюгер (1994): Фокус-группа это сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер2.  
 

     
    1. История возникновения метода

     Метод глубокого группового интервью, или  фокус-групп, возник на пересечении ряда исследовательских традиций и занял определенное место среди других методов эмпирической социологии. Широкое применение этого метода в ряде областей обусловлено некоторыми его уникальными свойствами, которые и доныне являются предметом обсуждений и споров.

     Данный  метод, с одной стороны, новый (если вести отсчёт от его активного  применения в конце 80-х годов), с  другой – имеет длительную историю. Это связано с тем, что он берёт  своё начало от неформализованного интервью, описание которому, по мнению английского  учёного Р. Бюргеса, первым дал Х. Мэтью в середине XIX века. Это была попытка опубликования истории людей с их собственных уст. Затем неформализованное интервью получило своё развитие в ХХ веке.

     Так, раскрывая основные его положения, известные английские учёные и общественные деятели Сидней и Беатрис Вебб подчёркивали, «что интервью должно быть приятным для интервьюируемых, напоминая опрашиваемым одну из форм социального взаимодействия». Эту точку зрения в отношении характера неформализованного интервью разделял Ф. Цвейг, рассматривая его как интервью, где интервьюер – это друг и хороший собеседник, проявляющий интерес, понимание и симпатию по отношению к респонденту; а также метод, хорошо сочетающийся с наблюдением. Этот вид интервью разрабатывался как самостоятельный и дополнительный метод сбора информации в социологическом исследовании. Например, его использовал Богардус при проверке шкалы в качестве дополнительного.

     Впервые фокус-группа была применена Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом во время 2 мировой войны для изучения эффективности работы радио. Впоследствии Р. Мертон использовал данный метод для анализа эффективности пропаганды и фильмов по обучению армии. Первое теоретическое описание было сделано в 1946 году в книге «Фокусированное интервью» Р. Мертоном, П. Кендаллом, М. Фиске3. В дальнейшем (до середины 80-х) теоретико-методологических разработок фокус-групп не было. Всплеск интереса в конце 80-х годов к данному методу произошёл после его успешного применения в маркетинговых и социально-психологических исследованиях и связан с именами Д. Моргана, Р. Стьюарта, Р. Крюгера, Дж. Келли и др.

     За  несколько десятилетий, по сравнению  с опытом применения метода в начале 40-х годов, по мнению Р.Мертона, фокус-группы претерпели ряд существенных изменений. Эволюция данного метода осуществлялась через изменения понятия, его места в социологическом исследовании, соотношения с количественными методами и так далее. Существует мнение, что взаимодействие фокус-групп с количественными методами в настоящее время недостаточное: «во многих фокус-групповых исследованиях, набирающих всё большую популярность в маркетинговых исследованиях, количественные и качественные традиции не соединяются». 

     1.2. Достоинства и  недостатки метода  фокус-групп

     Основное  достоинство данного метода заключается  в возможности наблюдения процесса интеракции в ходе сбора данных. Взаимодействие участников позволяет  получать спонтанные и аргументированные  ответы, так как присутствие других людей оказывает стимулирующее  действие. Важное преимущество фокус-группы, например, перед индивидуальным интервью – это взаимодействие респондента не только с модератором, а, что более важно, с другими участниками. При этом отношений подчинённости в ней нет, и контроль над исследованием сосредоточивается не только в руках исследователя, а частично передаётся группе.

     Другое  достоинство состоит в том, что  в фокус-группе исследователь получает больше информации по изучаемой теме, которая лежит вне рамок гипотез, чему способствует групповая динамика. Эта незапланированная информация расширяет его представления об изучаемой проблеме.

     Таким образом, использование данного  метода позволяет получать обширную информацию, лежащую вне рамок выдвинутых в начале исследования гипотез, чему способствует групповая динамика. Кроме того, в данном методе нет отношений субординации, что способствует более полному раскрытию мнений участников.

     Наряду  с достоинствами данный метод  имеет и определённые ограничения. Фокус-группы позволяют сформулировать новые идеи и выдвинуть гипотезы, однако не дают возможность оценить степень распространённости полученных ответов среди респондентов.

     К тому же, в фокус-группах, в отличие, например, от наблюдения, поведение участников не может быть полностью свободным и естественным из-за присутствия модератора, теряется часть информации о реальном взаимодействии респондентов, которая может быть получена только методом наблюдения в естественном для них окружении.

     В результате анализа выявляются как  возможности, так и ограничения  метода фокус-групп. Недостатки сглаживаются, а достоинства приумножаются при правильном использовании метода, а, именно, его соответствии целям и задачам исследования. 
 

     2. Организация фокус-групп

     Организацию работы с интервьюерами специалисты  разбивают на следующие этапы: подбор интервьюеров; тренинг; обеспечение  документами для полевой работы; организация контроля над текущей  работой интервьюеров; подготовка интервьюерами  итоговых документов; проверка работы интервьюеров (валидизация). 

Информация о работе Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики)