Окружающий мир подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Главным содержанием подросткового возраста является переход из детства во взрослость. У подростков (13-16 лет) появляются уже другие интересы и занятия. Они по-другому смотрят на мир, часто в их поведение проявляется агрессия, идёт борьба с родителями. Подростков уже не интересуют всевозможные детские игры, книги и т.д. Они начинают осваивать новые интересы, более взрослые.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Глава I. Окружающий мир подростка
Кто такой подросток?.............................................................................................................
Сверстники…………………………………………………………………………………………………………………………..
«С кем поведёшься»……………………………………………………………………………………………………………
Целевые установки и направление интересов…………………………………………………………………
Уличная компания……………………………………………………………………………………………………………….
Глава II. Физиологические особенности подростка
Фазы переходного возраста……………………………………………………………………………………………….
Трудности переходного возраста………………………………………………………………………………………
Глава III. Внутренний мир подростка
Что и как чувствует подросток…………………………………………………………………………………………...
Целевые установки……………………………………………………………………………………………………………..
Прекрасное в мире подростка…………………………………………………………………………………………….
Подростковые депрессии……………………………………………………………………………………………………
Глава IV. Взрослая жизнь
Ответственность в мире взрослых…………………………………………………………………………………….
Нравственность и взросление……………………………………………………………………………………………
Глава V. Увлечение и кумиры
Показ алкоголя в кино, подталкивание подростков к выпивке………………………………………
Спортивные интересы подростков…………………………………………………………………………………..
Глава VI. Как вести себя с подростком………………………………………………………………………………………….
Итоги социальных опросов……………………………………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы ………

Работа содержит 1 файл

Реферат по Основам социологии..docx

— 53.27 Кб (Скачать)

Хотя, сам того не осознавая, подросток очень нуждается  во влиянии сильных чувств, той  необычной радости, которую может  дать искусство. Он еще не умеет относиться к нему более тонко, первое, что  хочется – сделать что-то подобное, а это не так-то хорошо получается. Но именно такой подход и сформирует творческий подход, активную деятельность, энтузиазм.

4.Подростковые  депрессии

Каждый год приблизительно 4 из 100 подростков переживают серьезные  депрессии. Несомненно, время от времени  каждый из нас грустит или чувствует  себя грустным. Но если ребенок находится  в подавленном состоянии большинство  времени, у него возникают проблемы с оценками, отношениями с семьей и друзьями, алкоголем, наркотиками, или сексом и контролем над своим поведением.

Клиническая депрессия - тяжелое заболевание, которое может  затронуть любого, включая подростков. Она может затронуть мысли, чувства, поведение, и все здоровье целиком.

Большинству подростков с депрессией можно помочь лечением. Но наиболее угнетенные из них никогда  не получают помощь, в которой они  нуждаются. И если депрессию не лечить, ситуация может ухудшиться, продлиться дольше и будет препятствовать ребенку  получить максимум от жизни. Помните, что  подросток бывает подростком только раз в жизни.

Существует два  вида депрессии:

1) собственно грусть, называемая главной депрессией, или психической или реактивной  депрессией,

2) маниакальная депрессия  или биполярное расстройство, когда  на смену чувству расстройства  и апатии приходит потребность  активной психической деятельности, а иногда совершения опрометчивых  поступков.

Если у подростка  наблюдаются некоторые из этих признаков, длятся несколько недель, или вызывают большие изменения в его повседневной жизни, то такому ребенку необходимо обратиться к кому-то, кто может  помочь, например, к школьному психологу.

Глава IV.Взрослая жизнь

1.Ответственность  в мире взрослых

Если говорить о  поведении подростка, то основным моментом, который важно акцентировать  и разъяснить, будет его самостоятельность. Он очень хочет делать все так, как хочется ему, как ему кажется  правильным. И в этом он прав –  в дальнейшем ему придется так  жить. Но тут есть один каверзный  момент. К самостоятельности дети готовы, они жаждут ее, а вот к  ответственности – нет. И нужно  эти понятия сплавить в сознании ребенка, пока не поздно. Иначе проявляемая  самостоятельность станет просто очередной  забавной игрой, а для родителей  – мукой. Важно, чтобы подросток  помнил о причинно-следственных связях: я сделал это, а в результате получилось так и так. Чтобы не были вокруг плохими учителя, приятели, мама или  папа. Если же ему хочется самостоятельности, то разрешите это, помогите советом, но предупредите, что отныне ваша ответственность делится. И если в результате вечеринки с друзьями будет причинен урон квартире, то с этим придется что-то делать ему самому. А если под книжку захотелось съесть всю сковородку котлет, то, значит, вся семья, в том числе и он, на пару дней перейдут на исключительно овощное меню. Все это не нужно демонстративно и с надрывом показывать, гневно сверкать глазами, раздражаться и нервничать. Любой разумный человек, особенно тот, который всматривается в закономерности происходящего, увидит самый простой пример (а не очень тонкие намеки после трех попущений добрых родителей). Но еще больше он оценит спокойное объяснение этих закономерностей. И если разговор будет вестись мягко и уважительно по отношению к нему – тем лучше он прочувствует сказанное и тем безболезненнее воспримет. Часто понимание своих ошибок скрывается за крикливой бравадой. Либо напоказ отвергается с объяснениями «устаревших взглядов». Но в душе каждый из нас понимает и чувствует происходящее совсем иначе.

2.Нравственность  и взросление

Процесс формирования норм нравственности – один из важнейших. В отношении подросткового возраста этот вопрос встает особенно остро.

Подражание, являющееся основой поведения еще малыша, повторение и автоматизация некоторых  понятий (вежливо говорить, извиняться, если виноват и пр.) – остается делом пройденного этапа. Подросток пропускает все происходящее, а также требования общества и родителей через призму своего формирующегося сознания. Приказы сделать что-то немедленно, отложив то, чем он только что занимался, уже неактуальны и вредны. Такое школярство не даст плодов, так как это просто принуждение, да и будет воспринято в штыки. Нужно мотивировать. Пояснять, что сейчас нужно помочь маме, которая готовит обед, придя после работы уставшая для него, ребенка, и папы. Ведь ребенок любит маму и, наверное, захочет ей помочь? Эта ситуация будет более очевидной. У подростков возникают сложности в целеполагании, они не всегда видят эту взаимосвязь между своими поступками и чувствами других. И важно подбирать слова во время объяснения, казалось бы, очевидных моментов. Вырвавшееся в порыве раздражения слово даст нежелательный результат: обиду, нежелание понять, отказ от подобных объяснений в принципе. Когда нормы нравственности формируются, еще существует разрыв между их теоретическим освоением и практической реализацией. Не стоит объяснять еще раз (в пятый, двадцатый?), что он поступил неправильно. Поможет обсуждение вопроса о том, а что же помешало? И как с этим дальше быть? Для нравственного костяка и его освоения в жизни на самом деле нужно много сил, нужно вдумчивое отношение – понимание, а не подчинение какому-то правилу. И нельзя забывать о том, что кроме разговоров, которые могут успокоить родителя, важны действия – ведь именно они определяют личность.

ГлаваV. Увлечение и кумиры

1.Показ  алкоголя в кино  подталкивает подростков  к выпивке

Просмотр фильмов, в которых герои употребляют  алкоголь, подталкивает подростков к  ранним экспериментам со спиртным. Первое в своем роде исследование специалистов Дартмутской медицинской  школы охватило более 600 фильмов  и 5000 подростков.

Руководивший работой  профессор педиатрии Джеймс Сарджент в одном из своих предыдущих исследований установил, что просмотр "алкогольсодержащих" фильмов является таким же значимым фактором риска алкогольной инициации для подростков, как пьющие родители и сверстники.

Теперь же риски  были конкретизированы. Из 601 исследованной  картины 92 процента содержали сцены  употребления спиртных напитков. При этом в фильмах категории G (рекомендованных для семейного просмотра) такие эпизоды встречались в 52 процентах случаев, категории PG (на такие фильмы дети допускаются только в сопровождении взрослых) - в 89 процентах, категории PG-13 (на такие фильмы дети до 13 лет допускаются только в сопровождении взрослых) - в 92 процентах и категории R (на такие фильмы дети до 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых) - в 95 процентах случаев.

Были также опрошены 5000 учащихся в возрасте от 10 до 14 лет. Вопросы касались в том числе и о предпочитаемых ими фильмах, а также о том, пробовали ли подростки алкоголь. Затем группа не пробовавших спиртное детей отслеживалась в течение двух лет. Оказалось, что подростки, предпочитавшие более "алкоголизированное" кино, чаще и раньше начинали эксперименты с выпивкой.

Исследователи также  отметили, что дети смотрят кино гораздо чаще рекомендованного одного раза в неделю, что также накладывает  свой отпечаток на их алкогольное  поведение.

Профессор Сарджент подчеркнул, что полученные результаты необходимо знать прежде всего родителям подростков и учитывать степень влияния кино- и телефильмов на выбор детей. Работа спонсировалась Национальными институтами здравоохранения США.

2.Спортивные  интересы подростков  и возможность  их реализации  в условиях городского  муниципалитета

Задача вовлечения подростков в регулярные физкультурно - оздоровительные и спортивные занятия не может быть решена без учета спортивных интересов и потребностей подростков, без предоставления условий для эффективных и безопасных занятий. Социологические исследования выявили явное противоречие между желанием подростков заниматься и отсутствием необходимых для этого условий, однообразием видов занятий. Цель данного исследования - разработать рекомендации по формированию системы современных физкультурно-спортивных услуг для подростков в условиях городского муниципалитета.

Исследование проводилось  на базе общеобразовательных школ и  спортивных сооружений Восточного административного  округа Москвы. Использовался комплекс методов, таких как анализ литературы и нормативно-правовых актов по проблеме исследования, анкетный опрос, педагогическое наблюдение, социально-педагогический эксперимент, натурные обследования сооружений, методы математической статистики. В  анкетном опросе приняли участие 2509 школьников 12-17 лет, проживающих в  муниципальных районах "Измайлово " и "Северное Измайлово " г. Москвы.

Опрос показал, что  лишь 34% школьников занимаются в спортивных секциях и группах. Причем среди  мальчиков этот показатель составляет примерно 55%, а среди девочек - всего 19%. С возрастом, за пять лет - от 12 до 17 лет, этот показатель снижается у  мальчиков с 62,5 до 47%, а у девушек  с 22,5 до 16%.

Самым популярным у  мальчиков является футбол (более 17%), далее идут атлетическая гимнастика (9,3%), баскетбол (7,8%), плавание (7,3%), легкая атлетика и прыжки в воду (по 7,1%), каратэ (5,7%) и другие. У девушек - легкая атлетика (30,5%), спортивные танцы (9,5%), плавание (9,12%), теннис и таэквондо (по 8,8%) и др. Количество видов спорта у мальчиков 22, у девочек всего 14.

Среди причин, по которым  подростки не занимаются спортом, следующие: нет фитнес-центров и аквапарков по доступным ценам (15,0%), отсутствуют льготы на билеты на спортивные соревнования и мало спортивных секций по месту жительства (по 14,5%), нет условий для самостоятельных занятий (10,8%), отсутствуют пункты проката спортивного инвентаря (8,5%), мало крупных зрелищных мероприятий (7,8%), мало современных видов спорта (6,6%), а предлагаемые виды однообразны (6,1%). При этом коэффициент количества причин на одного респондента составил в среднем 1,6.

Наибольший интерес  подростки проявляют к потенциальным  занятиям футболом (12,9%), плаванием (5,7%), теннисом (3,9%), баскетболом (3,3%), хоккеем (2,4%), волейболом (2,4%), водным поло (2,4%), легкой атлетикой (1,8%), стрельбой из лука (1,8%), гимнастикой (1,8%), борьбой (1,6%), гольфом, тяжелой атлетикой и боксом (по 0,8%), дзюдо (0,7%).

Подростки нуждаются  в консультационных и медицинских  услугах (соответственно 11,7 и 9,4% опрошенных), спортивном питании (7,9%), пунктах проката  спортивного инвентаря и оборудования (7,8%). Они хотели бы после занятий  спортом иметь сеанс массажа (7,4%), гидромассажные процедуры (8,2%) или посетить сауну, солярий (соответственно 6,1 и 5,1%). Почти 6% опрошенных подростков указывают  на недостаточное количеством имеющихся физкультурно - спортивных клубов по интересам и столько же нуждаются в занятиях в непосредственной близости от дома.

В соответствии со статистической отчетностью выявлены виды спорта, численность занимающихся которыми за последние годы в Москве не снижается. Это такие виды, как бадминтон, волейбол, лыжи, плавание, аэробика, танцевальный спорт, теннис, атлетическая гимнастика, фигурное катание на коньках, в том числе спортивные танцы на льду, футбол, хоккей и некоторые другие. В последнее время активно расширяется сеть клубов по интересам: любителей бега, ходьбы, волейбола, стритбола, спортивных танцев на льду, футбола, хоккея, тенниса.

Перечень наиболее востребованных в последние годы москвичами видов спорта и физической активности, определенный по данным социологических  исследований, экспертным оценкам и  натурным обследованиям , содержит 16 наименований видов, не вошедших в перечень развивающихся видов в соответствии со статистической отчетностью. Это такие виды спорта, как синхронное плавание, мотоспорт, фигурное катание на коньках, туризм и ряд видов физкультурно - оздоровительной активности - аквааэробика, йога, сквош, общая физическая подготовка, скейтбординг, фитнес, шейпинг, катание на роликах, оздоровительный бег и ходьба, которые чаще всего культивируются в физкультурно-оздоровительных клубах.

ГлаваVI. Социологические опросы 

B Ставрополе провели социологический опрос среди 400 молодых горожан на тему "Наркомания в молодежной среде". Результаты принесли много неожиданного

В Ставрополе молодежная организация "Творческий союз "Звездный ветер" и Молодежная лига журналистов  провели социологический опрос  среди 400 молодых горожан на тему "Наркомания в молодежной среде". В результате опроса выяснилось, что  не менее 72 процентов опрошенных всех возрастов (12-24 года) имеют знакомых среди наркоманов. Число респондентов, пробовавших наркотики, с возрастом  увеличивается: 37 процентов подростков 12-15 лет; 48 процентов молодых людей 16-18 лет и 72,7 процентов - 19 до 24 лет. Причем молодые люди старше 17 лет - это в  основном студенты ставропольских вузов.

Неожиданный результат  получили исследователи из ответов  на вопрос: "Пробовали ли вы лечиться?". Неожиданность заключается в том, что пробовавшие лечиться, появляются уже в ранней возрастной группе - среди подростков 12-15 лет, употреблявших наркотики, пробовали лечиться 1,8 процента опрошенных. Это значит, что некоторые из детей осознают, что стали наркозависимыми и воспринимают это как беду. В следующих возрастных группах число пробовавших лечиться растет незначительно: 3,4 процента среди молодых людей 16-18 лет и 2,4 процента - среди 19-24-летних. Встревоженные результатами опроса, его инициаторы направили в администрацию города и правительство края письма с просьбой проинформировать общественность о действующих в крае антинаркотических молодежных программах и планах привлечения к решению проблемы общественных организаций города и края. Ответы пока не получены. Впрочем, инициаторы опроса на это и не рассчитывали, а письма послали с целью обратить внимание властей на проблему наркомании и продемонстрировать собственные реальные возможности участвовать в ее решении.

Глава VII.Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом?

1. Главное в отношениях  с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность  подстраиваться под постоянно  меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.

2. Время безоговорочного  авторитета родителей безвозвратно  ушло, поэтому командовать и руководить  больше не получится. Эта тактика  обречена на проигрыш. Вместо  этого регулятором отношений  будет являться ваш авторитет,  статус и конкретные действия.

Информация о работе Окружающий мир подростка