Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 07:57, курсовая работа
Главным содержанием подросткового возраста является переход из детства во взрослость. У подростков (13-16 лет) появляются уже другие интересы и занятия. Они по-другому смотрят на мир, часто в их поведение проявляется агрессия, идёт борьба с родителями. Подростков уже не интересуют всевозможные детские игры, книги и т.д. Они начинают осваивать новые интересы, более взрослые.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Глава I. Окружающий мир подростка
Кто такой подросток?.............................................................................................................
Сверстники…………………………………………………………………………………………………………………………..
«С кем поведёшься»……………………………………………………………………………………………………………
Целевые установки и направление интересов…………………………………………………………………
Уличная компания……………………………………………………………………………………………………………….
Глава II. Физиологические особенности подростка
Фазы переходного возраста……………………………………………………………………………………………….
Трудности переходного возраста………………………………………………………………………………………
Глава III. Внутренний мир подростка
Что и как чувствует подросток…………………………………………………………………………………………...
Целевые установки……………………………………………………………………………………………………………..
Прекрасное в мире подростка…………………………………………………………………………………………….
Подростковые депрессии……………………………………………………………………………………………………
Глава IV. Взрослая жизнь
Ответственность в мире взрослых…………………………………………………………………………………….
Нравственность и взросление……………………………………………………………………………………………
Глава V. Увлечение и кумиры
Показ алкоголя в кино, подталкивание подростков к выпивке………………………………………
Спортивные интересы подростков…………………………………………………………………………………..
Глава VI. Как вести себя с подростком………………………………………………………………………………………….
Итоги социальных опросов……………………………………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы ………
Одно из самых больших затруднений состоит в том, что дети живут в трех средах (семья, школа, улица), ценности, которых не только разные, но даже противостоят друг другу. Взрослые одной среды — родители, преподаватели, старшие братья и друзья — не уважают взрослых, принадлежащих другой среде. Это оказывает негативное влияние на развитие ребенка и является источником насилия. Другими словами, родители с раннего детства являются эталоном для детей. Подрастая, дети начинают понимать, что социальный статус их родителей не так высок, как им хотелось бы. Они перестают уважать родителей и не слушаются их. Школа же рассматривает малейшее отступление от своих правил как нарушение дисциплины и отторгает таких детей. Порой самим родителям не хватает интеллекта, чтобы наладить контакт с подростком. Нет взаимопонимания между учителями и родителями.
Особенности взаимоотношений в семье естественным образом преломляются в воспитании ребенка. Ребенок чаще всего воспитывается в условиях малой опеки со стороны родителей, нередко приближающейся к полной безнадзорности. Его занятия, отдых, времяпрепровождение не регламентируются. Родители не занимаются формированием интересов, вкусов, наклонностей ребенка, мало интересуются его успехами в школе, участием в общественной работе, не имеют постоянного контакта с классным руководителем и другими учителями. Очень часто такие родители даже не знают, с кем дружит их сын или дочь. И не приходится удивляться тому, что еще задолго до знакомства с наркотиками дети из явно или скрыто неблагополучных семей большую часть свободного времени, а нередко и учебное, проводят на улице.
Именно там, в уличных
компаниях, они находят для себя
"авторитеты", которых, к сожалению,
не смогли дать ни семья, ни школа. В
такой компании и проходит формирование
"ценностей", к которым впоследствии
стремится подросток, складывается
стиль его поведения в
Подростки предпочитают
делиться многими своими проблемами
не с родителями, а с друзьями.
Чаще всего к советам своих
друзей они прибегают, когда возникают
трудности в общении с
Большинство школьников объединены в компании сверстников по месту учебы или по месту жительства - в одном большом доме (“дворовая компания”) или городском микрорайоне (“уличная компания”). Нередко компании по месту учебы и жительства совпадают. Не все дворовые и уличные компании по своему характеру являются асоциальными. Однако сегодня наиболее распространенны компании, объединяющие подростков на основе общих развлечений: дискотеки, клубы, азартные игры, совместное проведение дней рождений и других праздников.
Нынешняя криминальная ситуация, особенности детской, подростковой и молодежной преступности, ее заметный рост в конце 80-х — начале 90-х годов — все это в значительной степени является следствием ослабления и нарушения процесса социализации молодежи в обществе.
Процесс социализации детей и подростков в нашем обществе все сильнее смещается с воспитательных моментов в собственном смысле слова (т.е. с процессов формирования системы ценностей личности и ее личностных качеств) к познавательным. На индивида обрушиваются потоки знаний о мире, людях, обществе и пр. Но не каждый взрослый человек (тем более — подросток) способен выловить в этих потоках сведения о тех или иных системах ценностей и правилах морали, самостоятельно сформировать эмоциональное, ценностное отношение к ним.
Проблема социализации
подростков в современных условиях
требует для своего решения серьезных
и глубоко продуманных
Глава II. Физиологические особенности подростка
1.Фазы переходного возраста
Подростковый возраст условно подразделяют на три подпериода:
Первый – это период подготовки, второй – непосредственно переходной возраст, третий – постпереходный возраст (постпубертатный), который характеризуется завершением биологического и физиологического формирования. Первый из обозначенных периодов можно условно приравнять к младшему подростковому возрасту, а постпубертатный период относят к поре юношества.
Временные рамки
или возрастные ориентиры для
обозначения этого периода не
всегда можно применять с точностью
до года. Но, в общем, психологи указывают
такие цифры: от одиннадцатилетнего
до пятнадцати семнадцатилетнего возраста.
Опять-таки не следует забывать о
том, что существуют индивидуальные
ритмы для каждого организма
и характер протекания их. Половые
различия также сказываются в
характере протекания и длительности:
для девочек он наступает раньше
на пару лет и проходит не так
остро, длится меньшее количество времени.
У мальчиков пубертатный
Прежде всего, это резкая смена проявляется в росте, развитии половых признаков. В целом, когда мы говорим о девочке, что она уже стала девушкой, а вчерашний мальчик – «возмужал и окреп». Этот возраст определяется растущим интересом к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется растущая сексуальная активность. Теперь гуляния по вечерам начинают мотивироваться встречами и свиданиями, а не футболом и скакалкой. А прихорашивания перед зеркалом – совсем не минута времени, как это было раньше.
Для подростка становятся
весьма актуальными проблемы возвращения
прежних страхов – внешний
вид, застенчивость, неумение чего-то делать
и так далее, вплоть до фобий –
открытого или закрытого
2.Трудности «переходного возраста»
Проблеме взаимоотношений с
Положительный ответ на этот вопрос лежит
на поверхности. Всего лишь воспользуйтесь
следующими советами:
- следует принять стремление подростка
стать взрослым. Перестройка отношений
с подростком на взрослый лад позволит
добиться его расположения, он обязательно
начнет прислушиваться и пойдет к вам
на встречу.
- определите личное пространство подростка,
вторжение в которое для вас будет запрещено.
Это вовсе не означает, что вы потеряете
контроль над его взаимоотношениями с
друзьями и делами в школе. Просто попробуйте
наряду с предоставлением свободы дать
подростку понять ответственность за
строительство личной жизни.
- наблюдайте за настроением молодого
человека. Когда он будет весел и жизнерадостен,
спросите его о причинах такого настроения.
Он с удовольствием поделится с вами своими
эмоциями, при этом, с каждым разом он будет
все больше и больше вам доверяться и приоткрывать
дверь в свой личный мир. Не забывайте,
что, в случае неудач, эта дверь останется
открытой, и вы сможете не только узнать
о том, что произошло, но предложить пути
решения проблемы, которые будут услышаны!
- помните, что нельзя ребенку мешать взрослеть,
нельзя с ним постоянно нянчиться. Это
станет преградой к осознанию собственной
ответственности. Вы не сможете постоянно
его оберегать. Придет время, когда он
сам начнет оберегать вас.
- обратите внимание на организацию вашего
жилого пространства. Подросток должен
иметь свой уголок. Пусть это даже будет
отдельная полка в столе, но она должна
быть и доступ к ней должен быть организован
только с разрешения подростка. Это подчеркнет
его право на организацию личного пространства,
даст возможность почувствовать свою
особенность, а также еще больше сблизит
вас. Также, не забывайте про карманные
деньги. Сэкономьте на подарке, но предоставьте
подростку возможность самому распорядиться
деньгами.
- и самое главное, продемонстрируйте подростку,
что вы уважаете его личное время. Для
этого определите несколько часов, когда
ребенок может заниматься только своими
делами. И не забывайте спрашивать о его
планах. Это избавит вас от желания подростка
сбежать из дома ради свершения личных
дел. Обязательно советуйтесь с подростком,
если принимаемые решения касаются всей
семьи.
Следование этим советам поможет, улучшит
ваши взаимоотношения, но все же это не
панацея для решения всех проблем. Уважайте
подростка как личность, и он отплатит
вам тем же!
Глава III.
Внутренний мир подростка
1.Что и как чувствует подросток?
Вопрос очень актуальный для переходного возраста и для понимания сути этого процесса для человека. Очень интенсивно развивается чувственная сфера и сфера чувств.
В этот период подростку свойственно начать «всерьез» увлекаться чем-либо. Будь то девочка или мальчик, будь то музыка, будь то написание стихов. И к такого рода увлечениям и заявлениям ребенка о них в самом серьезном тоне нужно подойти без иронии. Пусть даже с губ будет готова слететь добрая шутка («как ты вырос, мой мышонок!»), которая необидна и понятна взрослому человеку, поостерегитесь – не давайте волю улыбке. Чувства подростка сродни бутону цветка – ничего нежнее и ранимее нет. Любой почудившийся ему оттенок смысла будет немедленно расти, как на дрожжах и превращаться в «действительно имевшее место оскорбление его чувств», а потом спровоцирует замкнутость и недоверие.
Чувства должны развиваться. И пусть путь этот сложен и не раз он ранит и заставляет плакать в подушку, а то и мучиться бессонными ночами, но без чувств, без их закалки и воспитания, человек не станет полноценным человеком. Человек, не проявляющий эмоций – не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения – взаимопонимание, ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться.
Чувства развиваются постепенно, сначала это подражательный рефлекс со стороны ребенка. Он видит, что мама плачет – и тоже начинает плакать. В обществе, в непрекращающемся потоке общения у подростка в чувствах постепенно формируется нравственность: обида, когда обидели маленького ребенка, когда сделали гадость тебе или близкому и так далее. Но для подростков характерно только самое начало этого процесса, они чувствуют лишком сильно, что позже проходит, чувства становятся более спокойными, а им начинают предшествовать рассуждения.6
2.Целевая установка
Подросткам, как никому другому необходима целевая установка. В период, когда ребенок так много говорит о своей свободе и требует ее, причем не всегда приемлемыми для взрослых способами, установка поможет решить многие конфликты родителей и детей.
Внутренний стержень,
царь в голове, голова на плечах, ясный
разум – как ее не назови, это
все равно будет целевая
Занимаясь целевой установкой ребенка, родители должны четко понимать, что им придется пожертвовать огромной массой своего свободного времени. В этот период нет понятия «он взрослый и сам все может». Если подросток проявляет желание заняться спортом, значит необходимо не только поспособствовать его поступлению в хорошую школу (так вы сможете определить его окружение и тренера), но и искренне болеть за его успехи, и поднимать повешенный из-за неудач нос. Если увлечением стал компьютер, значит можно показать галереи компьютерной графики или научить писать простенькие программы. Если музыка, то не кружок в школе, а первые «серьезные» записи, которые прослушиваются всей семьей. Кстати, если они действительно того стоят, то почему бы не познакомить чадо со своим школьным товарищем, который тоже когда-то играл?
В подростковом возрасте, как бы плоско это не звучало, существует только два направления: на созидание и на разрушение. Оба они очень сильны. Куда потянется ребенок, что будет руководить его действиями в сложнейший жизненный период – во многом зависит от чуткого отношения родителей.
3.Прекрасное в мире подростка
Влияние семьи в вопросе привитых эстетических вкусов находится, по существу, на первом месте. Массовая культура, не даст ребенку должного представления о том, насколько широки горизонты у образованного человека, о том, что значит уровень, что значит красота в ее вечном значении. Все это важно для последующего человека и личности. В период подросткового возраста сознание еще открыто для всего нового. Этот хороший момент, когда еще «тяжелый рок» не стал единственным, что в принципе считает возможным слушать отпрыск, будет жаль упустить. Нельзя сказать, что рок или дискотека – это плохо. Это тоже веяние времени, от него никуда не денешься, но ведь помимо этого есть еще искусство и его огромное наследие. Родители, любящие музыку, ставящие ее дома с самого детства ребенка, несомненно, сформируют и у него представление о том, что это важная часть духовной жизни, которая огромна и необъятна. Походы в театр или оперу, а не только в красочный цирк, то же помогут растущему человечку более тонко понимать мир, рассматривать события масштабнее, смотреть более пристально. Походы всем классом – большой и шумной толпой – обычно накладывают особый отпечаток: поделиться своими впечатлениями или нет, ведь вдруг начнут смеяться. Либо восприятие формируется на самом простом уровне: что делали персонажи, и было ли интересно. Так будет укореняться уверенность, что нужно просто вкратце пересказать, что там было, да как.