Окружающий мир подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Главным содержанием подросткового возраста является переход из детства во взрослость. У подростков (13-16 лет) появляются уже другие интересы и занятия. Они по-другому смотрят на мир, часто в их поведение проявляется агрессия, идёт борьба с родителями. Подростков уже не интересуют всевозможные детские игры, книги и т.д. Они начинают осваивать новые интересы, более взрослые.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Глава I. Окружающий мир подростка
Кто такой подросток?.............................................................................................................
Сверстники…………………………………………………………………………………………………………………………..
«С кем поведёшься»……………………………………………………………………………………………………………
Целевые установки и направление интересов…………………………………………………………………
Уличная компания……………………………………………………………………………………………………………….
Глава II. Физиологические особенности подростка
Фазы переходного возраста……………………………………………………………………………………………….
Трудности переходного возраста………………………………………………………………………………………
Глава III. Внутренний мир подростка
Что и как чувствует подросток…………………………………………………………………………………………...
Целевые установки……………………………………………………………………………………………………………..
Прекрасное в мире подростка…………………………………………………………………………………………….
Подростковые депрессии……………………………………………………………………………………………………
Глава IV. Взрослая жизнь
Ответственность в мире взрослых…………………………………………………………………………………….
Нравственность и взросление……………………………………………………………………………………………
Глава V. Увлечение и кумиры
Показ алкоголя в кино, подталкивание подростков к выпивке………………………………………
Спортивные интересы подростков…………………………………………………………………………………..
Глава VI. Как вести себя с подростком………………………………………………………………………………………….
Итоги социальных опросов……………………………………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………….
Список используемой литературы ………

Работа содержит 1 файл

Реферат по Основам социологии..docx

— 53.27 Кб (Скачать)

Одно из самых  больших затруднений состоит  в том, что дети живут в трех средах (семья, школа, улица), ценности, которых не только разные, но даже противостоят друг другу. Взрослые одной среды — родители, преподаватели, старшие братья и друзья — не уважают взрослых, принадлежащих другой среде. Это оказывает негативное влияние на развитие ребенка и является источником насилия. Другими словами, родители с раннего детства являются эталоном для детей. Подрастая, дети начинают понимать, что социальный статус их родителей не так высок, как им хотелось бы. Они перестают уважать родителей и не слушаются их. Школа же рассматривает малейшее отступление от своих правил как нарушение дисциплины и отторгает таких детей. Порой самим родителям не хватает интеллекта, чтобы наладить контакт с подростком. Нет взаимопонимания между учителями и родителями.

Особенности взаимоотношений  в семье естественным образом  преломляются в воспитании ребенка. Ребенок чаще всего воспитывается  в условиях малой опеки со стороны  родителей, нередко приближающейся к полной безнадзорности. Его занятия, отдых, времяпрепровождение не регламентируются. Родители не занимаются формированием  интересов, вкусов, наклонностей ребенка, мало интересуются его успехами в  школе, участием в общественной работе, не имеют постоянного контакта с  классным руководителем и другими  учителями. Очень часто такие  родители даже не знают, с кем дружит их сын или дочь. И не приходится удивляться тому, что еще задолго  до знакомства с наркотиками дети из явно или скрыто неблагополучных  семей большую часть свободного времени, а нередко и учебное, проводят на улице.

Именно там, в уличных  компаниях, они находят для себя "авторитеты", которых, к сожалению, не смогли дать ни семья, ни школа. В  такой компании и проходит формирование "ценностей", к которым впоследствии стремится подросток, складывается стиль его поведения в соответствии с царящими в ней нормами, "наживается" опыт, который и определяет последующий  образ жизни, - бесцельное, пустое времяпрепровождение, курение, выпивки, случайные, беспорядочные  сексуальные контакты.

Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих  друзей они прибегают, когда возникают  трудности в общении с родителями, учителями или любимым человеком. Однако сфера влияния друзей у  многих подростков значительно шире. В сущности, для “трудного” подростка, от которого отказалась школа или  даже семья, компания друзей остается единственным институтом социализации. Поэтому характер компании является одним из главных факторов, задающих не только личностное, но и социальное развитие подростка.

Большинство школьников объединены в компании сверстников  по месту учебы или по месту  жительства - в одном большом доме (“дворовая компания”) или городском  микрорайоне (“уличная компания”). Нередко  компании по месту учебы и жительства совпадают. Не все дворовые и уличные  компании по своему характеру являются асоциальными. Однако сегодня наиболее распространенны компании, объединяющие подростков на основе общих развлечений: дискотеки, клубы, азартные игры, совместное проведение дней рождений и других праздников.

Нынешняя криминальная ситуация, особенности детской, подростковой и молодежной преступности, ее заметный рост в конце 80-х — начале 90-х  годов — все это в значительной степени является следствием ослабления и нарушения процесса социализации молодежи в обществе.

Процесс социализации детей и подростков в нашем  обществе все сильнее смещается  с воспитательных моментов в собственном  смысле слова (т.е. с процессов формирования системы ценностей личности и  ее личностных качеств) к познавательным. На индивида обрушиваются потоки знаний о мире, людях, обществе и пр. Но не каждый взрослый человек (тем более — подросток) способен выловить в этих потоках сведения о тех или иных системах ценностей и правилах морали, самостоятельно сформировать эмоциональное, ценностное отношение к ним.

Проблема социализации подростков в современных условиях требует для своего решения серьезных  и глубоко продуманных программ, основанных, хотя бы отчасти, на научном  знании: программ по предотвращению социального  сиротства, по расширению сети детских  домов семейного типа (вместо казенных приютов, где никакой социализации не происходит), упрощение процедур усыновления, поддержки общественных инициатив по профилактике детской  и подростковой наркомании, алкоголизма. Одной из главных задач школьных, образовательных, просвещенческих и т.п. программ должна стать задача социализации подрастающего поколения.

Глава II. Физиологические особенности подростка

1.Фазы  переходного возраста

Подростковый возраст  условно подразделяют на три подпериода:

Первый – это  период подготовки, второй – непосредственно  переходной возраст, третий – постпереходный возраст (постпубертатный), который характеризуется завершением биологического и физиологического формирования. Первый из обозначенных периодов можно условно приравнять к младшему подростковому возрасту, а постпубертатный период относят к поре юношества.

Временные рамки  или возрастные ориентиры для  обозначения этого периода не всегда можно применять с точностью  до года. Но, в общем, психологи указывают  такие цифры: от одиннадцатилетнего до пятнадцати семнадцатилетнего возраста. Опять-таки не следует забывать о  том, что существуют индивидуальные ритмы для каждого организма  и характер протекания их. Половые  различия также сказываются в  характере протекания и длительности: для девочек он наступает раньше на пару лет и проходит не так  остро, длится меньшее количество времени. У мальчиков пубертатный возраст  занимает около четырех и даже пяти лет, а проходит намного активнее.

Прежде всего, это  резкая смена проявляется в росте, развитии половых признаков. В целом, когда мы говорим о девочке, что  она уже стала девушкой, а вчерашний  мальчик – «возмужал и окреп». Этот возраст определяется растущим интересом к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется  растущая сексуальная активность. Теперь гуляния по вечерам начинают мотивироваться встречами и свиданиями, а не футболом и скакалкой. А прихорашивания перед  зеркалом – совсем не минута времени, как это было раньше.

Для подростка становятся весьма актуальными проблемы возвращения  прежних страхов – внешний  вид, застенчивость, неумение чего-то делать и так далее, вплоть до фобий –  открытого или закрытого пространства. Мысли о суициде вертятся у  каждого второго. 

2.Трудности  «переходного возраста»

 
 
Проблеме взаимоотношений с подростками, находящимися в «переходном возрасте», посвящено немало исследований и  написано множество литературы. Тем  не менее, универсальное решение  данной проблемы еще не найдено. А  возможно ли это?  
 
Положительный ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Всего лишь воспользуйтесь следующими советами:  
 
- следует принять стремление подростка стать взрослым. Перестройка отношений с подростком на взрослый лад позволит добиться его расположения, он обязательно начнет прислушиваться и пойдет к вам на встречу.  
 
- определите личное пространство подростка, вторжение в которое для вас будет запрещено. Это вовсе не означает, что вы потеряете контроль над его взаимоотношениями с друзьями и делами в школе. Просто попробуйте наряду с предоставлением свободы дать подростку понять ответственность за строительство личной жизни.  
 
- наблюдайте за настроением молодого человека. Когда он будет весел и жизнерадостен, спросите его о причинах такого настроения. Он с удовольствием поделится с вами своими эмоциями, при этом, с каждым разом он будет все больше и больше вам доверяться и приоткрывать дверь в свой личный мир. Не забывайте, что, в случае неудач, эта дверь останется открытой, и вы сможете не только узнать о том, что произошло, но предложить пути решения проблемы, которые будут услышаны!  
 
- помните, что нельзя ребенку мешать взрослеть, нельзя с ним постоянно нянчиться. Это станет преградой к осознанию собственной ответственности. Вы не сможете постоянно его оберегать. Придет время, когда он сам начнет оберегать вас.  
 
- обратите внимание на организацию вашего жилого пространства. Подросток должен иметь свой уголок. Пусть это даже будет отдельная полка в столе, но она должна быть и доступ к ней должен быть организован только с разрешения подростка. Это подчеркнет его право на организацию личного пространства, даст возможность почувствовать свою особенность, а также еще больше сблизит вас. Также, не забывайте про карманные деньги. Сэкономьте на подарке, но предоставьте подростку возможность самому распорядиться деньгами.  
 
- и самое главное, продемонстрируйте подростку, что вы уважаете его личное время. Для этого определите несколько часов, когда ребенок может заниматься только своими делами. И не забывайте спрашивать о его планах. Это избавит вас от желания подростка сбежать из дома ради свершения личных дел. Обязательно советуйтесь с подростком, если принимаемые решения касаются всей семьи.  
 
Следование этим советам поможет, улучшит ваши взаимоотношения, но все же это не панацея для решения всех проблем. Уважайте подростка как личность, и он отплатит вам тем же!

Глава III. Внутренний мир подростка 

1.Что  и как чувствует  подросток?

Вопрос очень актуальный для переходного возраста и для  понимания сути этого процесса для  человека. Очень интенсивно развивается  чувственная сфера и сфера  чувств.

В этот период подростку  свойственно начать «всерьез» увлекаться чем-либо. Будь то девочка или мальчик, будь то музыка, будь то написание стихов. И к такого рода увлечениям и заявлениям ребенка о них в самом серьезном тоне нужно подойти без иронии. Пусть даже с губ будет готова слететь добрая шутка («как ты вырос, мой мышонок!»), которая необидна и понятна взрослому человеку, поостерегитесь – не давайте волю улыбке. Чувства подростка сродни бутону цветка – ничего нежнее и ранимее нет. Любой почудившийся ему оттенок смысла будет немедленно расти, как на дрожжах и превращаться в «действительно имевшее место оскорбление его чувств», а потом спровоцирует замкнутость и недоверие.

Чувства должны развиваться. И пусть путь этот сложен и не раз он ранит и заставляет плакать  в подушку, а то и мучиться бессонными ночами, но без чувств, без их закалки  и воспитания, человек не станет полноценным человеком. Человек, не проявляющий эмоций – не интересен  и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения – взаимопонимание, ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться.

Чувства развиваются  постепенно, сначала это подражательный рефлекс со стороны ребенка. Он видит, что мама плачет – и тоже начинает плакать. В обществе, в непрекращающемся потоке общения у подростка в  чувствах постепенно формируется нравственность: обида, когда обидели маленького ребенка, когда сделали гадость  тебе или близкому и так далее. Но для подростков характерно только самое начало этого процесса, они  чувствуют лишком сильно, что позже  проходит, чувства становятся более  спокойными, а им начинают предшествовать рассуждения.6

2.Целевая  установка

Подросткам, как никому другому необходима целевая установка. В период, когда ребенок так  много говорит о своей свободе  и требует ее, причем не всегда приемлемыми  для взрослых способами, установка  поможет решить многие конфликты  родителей и детей.

Внутренний стержень, царь в голове, голова на плечах, ясный  разум – как ее не назови, это  все равно будет целевая установка. Заключается она в том, что  подросток четко знает, что ему  интересно. Идеальный вариант –  закладывать ее еще с младшего школьного возраста, но, коль скоро  этого не случилось в подходящий момент, считать подростковый период безвозвратно потерянным – нельзя.

Занимаясь целевой  установкой ребенка, родители должны четко  понимать, что им придется пожертвовать огромной массой своего свободного времени. В этот период нет понятия «он  взрослый и сам все может». Если подросток проявляет желание  заняться спортом, значит необходимо не только поспособствовать его поступлению  в хорошую школу (так вы сможете  определить его окружение и тренера), но и искренне болеть за его успехи, и поднимать повешенный из-за неудач нос. Если увлечением стал компьютер, значит можно показать галереи компьютерной графики или научить писать простенькие  программы. Если музыка, то не кружок в  школе, а первые «серьезные» записи, которые прослушиваются всей семьей. Кстати, если они действительно того стоят, то почему бы не познакомить  чадо со своим школьным товарищем, который  тоже когда-то играл?

В подростковом возрасте, как бы плоско это не звучало, существует только два направления: на созидание  и на разрушение. Оба они очень  сильны. Куда потянется ребенок, что  будет руководить его действиями в сложнейший жизненный период –  во многом зависит от чуткого отношения  родителей.

3.Прекрасное в мире подростка

Влияние семьи в  вопросе привитых эстетических вкусов находится, по существу, на первом месте. Массовая культура, не даст ребенку  должного представления о том, насколько  широки горизонты у образованного  человека, о том, что значит уровень, что значит красота в ее вечном значении. Все это важно для  последующего человека и личности. В период подросткового возраста сознание еще открыто для всего  нового. Этот хороший момент, когда  еще «тяжелый рок» не стал единственным, что в принципе считает возможным  слушать отпрыск, будет жаль упустить. Нельзя сказать, что рок или дискотека  – это плохо. Это тоже веяние времени, от него никуда не денешься, но ведь помимо этого есть еще искусство и  его огромное наследие. Родители, любящие  музыку, ставящие ее дома с самого детства  ребенка, несомненно, сформируют и у  него представление о том, что  это важная часть духовной жизни, которая огромна и необъятна. Походы в театр или оперу, а  не только в красочный цирк, то же помогут растущему человечку  более тонко понимать мир, рассматривать  события масштабнее, смотреть более  пристально. Походы всем классом –  большой и шумной толпой – обычно накладывают особый отпечаток: поделиться своими впечатлениями или нет, ведь вдруг начнут смеяться. Либо восприятие формируется на самом простом  уровне: что делали персонажи, и было ли интересно. Так будет укореняться  уверенность, что нужно просто вкратце  пересказать, что там было, да как.

Информация о работе Окружающий мир подростка