Одиночество как социальная проблема пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Группы самопомощи – это небольшие, привязанные к определённому месту группы, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5 – 7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих её членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Пожилые люди как социальная группа
1.2. Основные социальные проблемы людей пожилого возраста
1.3. Одиночество людей пожилого возраста, как социальная
проблема
1.3.1. Изучение проблемы общения как одного из факторов одиночества людей пожилого возраста
ГЛАВА II. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НА ДОМУ ОДИНОКИМ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НА ДОМУ
2.1. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты одиноких пожилых граждан
2.2. Опыт оказания надомных услуг одиноким пожилым гражданам в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ НОВЫЙ.docx

— 79.12 Кб (Скачать)

Решение об отказе в социальном обслуживании на дому может быть обжаловано в  суде в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Граждане  пожилого возраста, принимаемые на социальное обслуживание на дому, их законные представители должны быть ознакомлены  с перечнем и содержанием предоставляемых  социальных услуг, условиями и правилами  их предоставления и оплаты, а также  с правилами поведения граждан  при социальном обслуживании на дому. В договоре на обслуживание оговариваются  виды и периодичность предоставляемых  социальных услуг, условия их оплаты, права и обязанности сторон и  иные условия.

Технологии  предоставляемых на дому социальных услуг имеет свою особую специфику  в каждом регионе. Заслуживает, на мой  взгляд, внимания опыт по созданию новой модели социального обслуживания в г. Минске. Данная модель приближена к распространенной за рубежом форме, когда организация предоставления социальных услуг на дому разделена на четыре составляющие блока:

-обеспечение  доставки продуктов питания, лекарств, товаров и др.;

-выполнение  работы по дому, которое можно  характеризовать как обслуживание;

-предоставление  личных и бытовых услуг (гигиенические  услуги, купание, одевание и др.);

-оказание  услуг по сохранению социальных  связей с прежним местом работы  пожилого человека, предоставление  лечебно-профилактической помощи  в центрах здоровья или поликлиниках, транспортных услуг, организация  досуга.

Развиваются и другие модели надомного обслуживания. Например, в целях приближения  социальной помощи к месту проживания граждан в структуре центров  социального обслуживания создаются  филиалы (отделения).

Такие филиалы становятся организаторами всей работы с пожилыми людьми на территории их проживания. Они предоставляют  целый ряд услуг, фактически выполняя все основные функции центра:

-социальное  обслуживание на дому;

-срочное  социальное обслуживание – это  материальная помощь, доставка лекарств  и выписка угля пожилым людям,  помощь в оформлении пенсии, субсидий  и льгот;

-вызов  психолога, юриста и других  специалистов на дом;

-проведение  клубов и мини-клубов по интересам;

-организация  волонтерской помощи.

В отдельных  регионах активно развиваются участковый, бригадный методы обслуживания на дому, практикуется посещение пожилых  людей на дому психологом, организуется мобильная социальная помощь гражданам, проживающим в труднодоступных  регионах. Здесь следовало бы отметить, что социальное обслуживание в сельской местности значительно отличается от городской. Удельный вес одиноких пожилых людей в сельской местности выше, чем в городской. В сельской местности имеется специфика характерных для большинства жителей проблем, связанных с развитием инфраструктуры. В основном они живут в частных домах, где нет централизованного водоснабжения, отопления. Жителям села трудно добираться до районного центра. Разбросанность населенных пунктов, плохое состояние дорог порождают серьезные трудности социальным службам для обслуживания одиноких лиц. В условиях социально-экономических преобразований в стране многие проблемы жизнеустройства селян обострились и приобрели затяжной характер, существенно снизили уровень их жизни, адаптационные возможности. Поэтому не случайно здесь еще живучи традиционные формы помощи и взаимопомощи, закреплявшиеся в общественном сознании в течение многих столетий, различные виды общинной поддержки каждого человека, оказавшегося в условиях социального неблагополучия.

Технологии  социального обслуживания населения, адаптируясь к условиям села, должны учитывать все эти особенности, включая сохранившиеся народные традиции и обычаи в сфере помощи нуждающимся в этом лицам. Так, в  Республике Беларусь организуются комплексные  выездные бригады, временные объединения  специалистов различных профессий, работающих в социальных службах, учреждениях  здравоохранения, бытовых предприятий  для оказания услуг гражданам  по месту проживания.

Во многих регионах возрождается тимуровское  движение, в практику работы вводится привлечение студентов и учащихся старших классов для оказания помощи подопечным. Например, студенты филиала РГСУ в г. Минске шефствуют  над ветеранами войны и труда, оказывают им помощь в уборке квартиры, обработке садовых участков и  выполнении других хозяйственных работ. А в г. Борисове Минской обл. учащиеся старших классов участвуют в  оказании таких видов помощи, как  мытье и оклеивание окон, вскапывание  огородов в частном секторе, сбор и выдача продуктов питания.

С учетом возрастающих потребностей пожилых  людей в оздоровительных и  реабилитационных услугах развивается  сеть социально-оздоровительных центров  и социально-реабилитационных отделений. Учреждения работают в статусе межрайонных, что позволяет охватывать оздоровительными мероприятиями жителей многих сельских районов одновременно.

Характерным для Республики Беларусь является и  то, что в целях развития социально-оздоровительных  услуг традиционные отделения дневного пребывания преобразуются в социально-реабилитационные отделения, меняются подходы к проблемам  пожилых людей, сущности оказываемой  помощи, вместо модели обслуживания «Досуг и питание» развивается модель «Реабилитация  и оздоровление пожилых людей».

В Республике Беларусь приоритетным направлением в  социальном обслуживании пожилых стало  развитие малокомплектных сельских домов для ветеранов, которые  имеются во всех сельских районах  и крупных населенных пунктах. На базе центров врача общей практики открываются отделения временного проживания граждан пожилого возраста. Преимущество сельских домов малой  вместимости в организации социального  обслуживания пожилых людей заключается  в том, что здесь не нарушается привычный уклад жизни сельского  жителя, проживающие находятся под  постоянным патронажем специалистов, наличие своего подсобного хозяйства  существенно улучшает качество питания  клиентов. Кроме того, такая форма обслуживания менее затратна, эффективна. Сельские дома ветеранов привлекательны для всего населения, становятся центром духовного общения, очагами культурного досуга всех пожилых людей села.

Сегодня проблема организации социального  обслуживания пожилых граждан, проживающих  в отдаленных территориях, является одной из наиболее актуальных и значимых в деятельности учреждений социального  обслуживания. Как видим, в ряде регионов ее пытаются решать путем создания «мобильных бригад», которые формируются  из специалистов центра и периодически выезжают в отдаленные села для оказания гражданам пожилого возраста необходимых  социально-бытовых услуг. В других случаях пожилым людям предоставляется  возможность заказать необходимые  социальные услуги по телефону.

Все большую  роль в поддержке одиноких пожилых  граждан в городской местности  играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб  социально-бытового назначения, которые  являются перспективной моделью  структуры жизнеобеспечения пожилых  людей в условиях старения населения. В таких домах создаются условия  для проживания и самообслуживания, для предоставления проживающим  медицинской помощи, для активного  образа жизни, в том числе посильной  трудовой деятельности.

Фактическое здоровье пожилых людей самым  непосредственным образом сказывается  на их способности участвовать в  жизни общества. По разным оценкам, только 22% пожилых людей практически  здоровы, в целом по Республике Беларусь граждане старших возрастов нуждаются  в различной помощи, в том числе  требуется постоянная посторонняя  помощь и уход.

Что касается взаимопомощи в Республике Беларусь, то она здесь была бы естественным принципом решения человеческих проблем, однако развитию движения добровольцев в нашей стране препятствуют отсутствие сотрудничества между различными общественными и государственными организациями, дублирование их деятельности, отсутствие координации, единого информационного пространства, несовершенство правовой базы в области взимания налогов и защиты от произвола чиновников, преступных элементов, а также нехватка финансовых средств (нередко общественные инициативы финансируются зарубежными странами и фондами).

Социальные  работники должны быть осведомлены  о наличии подобных учреждений в  своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся. Не следует также забывать, что  в настоящее время различные  группы поддержки нуждающихся организуются при религиозных организациях различных  конфессий.

Наряду  с расширением сети групп добровольной помощи, оказываемой пожилыми людьми, необходимо всячески развивать систему  профессиональной помощи стареющим  людям. Специализация в этой области  требует серьезной подготовки. Деятельность государственных организаций социальной защиты пожилых людей базируется на уже упоминавшихся законах, в которых достаточно подробно расписаны основные виды социального обслуживания пожилых людей.

1 октября  во всех странах мира отмечается  Международный день пожилых людей,  провозглашенный Генеральной Ассамблеей  ООН 14декабря 1990г. В Республике  Беларусь 1 октября впервые было  провозглашено Днем пожилых людей  Указом Президиума Верховного  Совета Республики Беларусь от 21 сентября 1992г. № 1825-12 (см. Приложение  № 7).

С того времени этот день отмечается ежегодно. Но что именно мы все отмечаем в  этот день? Что мы вкладываем в два  таких простых слова «пожилой человек»? Какая социальная поддержка оказывается людям, достигшим преклонного возраста?

В заключении хочется отметить выступление Валентины  Викентьевны Королевой, заместителя Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь.

«Старение населения – объективные общемировой  процесс. 20 век ознаменовался революционными изменениями в плане увеличения продолжительности жизни людей. Средняя ожидаемая продолжительность  жизни при рождении достигла 66 лет, увеличившись с 1950г. на 20 лет. Причем ожидается, что к 2050г. она возрастет еще  на 10 лет. Стремительный рост численности  населения мира в первой половине 21 века означает, что число людей  в возрасте старше 60лет, в 2000г. увеличится до почти 2 млрд. человек, а процентная доля населения мира, относимого к  категории пожилых людей, согласно прогнозам, увеличится с 10% в 1998г. до 15% в 2025г. В Европе в период с 1998 по 2025 год доля населения, относимого к  категории пожилых людей, увеличится с 20 до 28%. Самой быстрорастущей группой  пожилого населения является старшая  возрастная группа, т.е. лица 80 лет и  старше. Если в 2000г. их было 70 млн. человек, то, согласно прогнозам, за ближайшие 50 лет их число увеличится более чем в пять раз.

Справка. По классификации ООН государства, в которых для жителей старше 65 лет превысила 7%, относятся к странам со старым населением. В Республике Беларусь численность лиц старше 65 лет превышает 1,4 млн. человек и составляет 14,6%. Ожидается, что к 2030г. доля лиц в возрасте 60 лет и старше в нашей стране вырастет до 27%.

По состоянию  на 1 июля 2010г. в нашей стране проживало  более 2,5 млн. пенсионеров. Из них в  органах по труду, занятости и  социальной защите получали пенсии 2 млн. 464 тыс. человек. Среди них 155,8 тыс. одиноких граждан пожилого возраста; 578,7 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан; 40,7 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.

В республике 637 человека достигли 100 и более лет, из них 12 человек старше 110 лет (больше всего долгожителей в Гродненской обл.).

В связи  с этим мировое сообщество и каждая из стран в отдельности подходят к решению проблем старения с  особым вниманием с тем, чтобы  обеспечить пожилому населению возможность  жить в безопасных и достойных  условиях и продолжать участвовать  в жизни общества в качестве полноправных граждан. Особый интерес представляет и перспектива задействования огромного  потенциала старения в 21 веке.

Еще в 1982г. по решению Генеральной Ассамблее  Организации Объединенных Наций  была проведена Всемирная ассамблея  по проблемам старения, на которой  был одобрен первый Международный  план действий по проблемам старения, направленный на улучшение здоровья, социального обеспечения, занятости  и гарантированного дохода пожилых  людей, создание им условий жизни  в благоприятной экологической  среде. В 1991г. ООН приняла основополагающие принципы в отношении пожилых  людей – принципы независимости, участия в развитии общества, обеспечения  ухода и защиты со стороны семьи  и общества, реализации творческого  потенциала и достоинства личности (см. Приложение № 8).

Республика  Беларусь, активно участвуя в развитии международного сотрудничества в социальной области, в частности, по решению  проблем пожилых людей, поддержала указанные принципы ООН.

Проведение  Дня пожилых людей – это  лишь один из способов привлечения  мировой и нашей, белорусской, общественности к проблемам людей пожилого возраста, повышения степени информирования общественности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и  социальных потребностях пожилых людей, их вкладе, необходимости изменения отношения к пожилым людям; обеспечения людям пожилого возраста независимости, участия в жизни общества, необходимого ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и поддержания их достоинства. На решение этих и многих других проблем направлена деятельность государства в области пенсионного обеспечения и государственной адресной социальной помощи, социальной поддержки пожилых людей, социального обслуживания в стационарных учреждениях.

Информация о работе Одиночество как социальная проблема пожилых людей