Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа
Группы самопомощи – это небольшие, привязанные к определённому месту группы, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5 – 7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих её членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь.
Введение
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Пожилые люди как социальная группа
1.2. Основные социальные проблемы людей пожилого возраста
1.3. Одиночество людей пожилого возраста, как социальная
проблема
1.3.1. Изучение проблемы общения как одного из факторов одиночества людей пожилого возраста
ГЛАВА II. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НА ДОМУ ОДИНОКИМ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НА ДОМУ
2.1. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты одиноких пожилых граждан
2.2. Опыт оказания надомных услуг одиноким пожилым гражданам в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
Психологическое консультирование – это непосредственная работа с пожилыми и старыми людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологическое консультирование ориентировано, прежде всего, на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, являющихся нередко причиной жизненных трудностей и конфликтов.
Этот вид помощи имеет следующие цели:
-способствовать
изменению поведения, чтобы,
-развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с различными жизненными обстоятельствами;
-обеспечить
эффективное принятие жизненно
важных решений и научить
-развивать
умение завязывать и
-улучшать
качество жизни клиентов
-облегчить
реализацию и повышение
Необходимо специально привлечь внимание к тому, что сфера деятельности социальных работников, в решении разнообразных вопросов, связанных с пожилым и старым человеком, крайне обширна. Зачастую даже при самой жесткой ее регламентации возникают неожиданные ситуации и проблемы, которые требуют сиюминутного и моментального решения. Требования, которые предъявляют теоретики социальной работы социальным работникам, очень высокие, что зачастую делаются выводы об абсолютной (20%) и относительной (80%) профессиональной непригодности претендентов на социальную работу с пожилыми людьми. Так, по мнению некоторых ученых, социальные работники исходно должны обладать такими личностными качествами, как:
-«нравственность
(потребность поступать в
-честность на словах и на деле;
-совестливость,
совесть – чувство моральной
ответственности за свое
-объективность
– избегать излишней
-справедливость
– социальный работник должен
всегда быть справедливым в
отношении своего клиента,
-тактичность
– качество личности, которой
приходится иметь дело с
-терпимость
– моральное качество, характеризующееся
уважительным отношением к
-внимательность и наблюдательность;
-выдержка и самообладание;
-доброта и любовь к людям;
-самокритичность- умение анализировать свою деятельность, умение исправлять свои ошибки, не ища самооправдание;
-адекватность
самооценке, т.е. реальное понимание
своих профессиональных и
-терпение, обязательное при работе со старыми людьми, плохо видящими или слабо слышащими;
-коммуникабельность
– способность быстро и
-оптимизм и сила воли;
-эмоциональная устойчивость - самообладание, способность к саморегуляции, что позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности;
-стремление к самосовершенствованию;
-творческое мышление» [30, с. 259].
Создается впечатление, что единственное, о чем забыли ученые, - это требование, прежде всего, добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.
Согласно американским теоретикам социальной работы, социальный работник должен:
«1) заниматься практикой в рамках целей и задач социальной работы, имея на то специальное разрешение;
2) опираться на собственное здравомыслие;
3) соблюдать
профессиональную
4) признавать
многообразие человеческих
5) стремится к личному и профессиональному совершенствованию;
6) осуществлять практику, опираясь на знания и нравственные принципы;
7) рассматривать личность во всей ее полноте;
8) обращаться к клиентам с достоинством;
9) индивидуализировать клиентов;
10) уделять все внимание клиентам;
11) развивать сильные стороны клиентов;
12) максимально вовлекать клиентов в процесс лечения;
13) максимально развивать способность клиента принимать решения;
14) максимально
использовать имеющиеся в
15) защищать
конфиденциальный характер
16) постоянно
оценивать происходящие
17) быть
подотчетным клиенту,
Как видно, американцы более прагматично подходят к подбору специалистов по социальной работе, для них более значимыми являются профессиональные способности и в меньшей степени – нравственно-этические качества.
Как известно, существует два основных подхода или направления в социальной работе с пожилыми и старыми людьми.
Сторонники первого подхода считают, что все клиенты одинаковы. Разница заключается лишь в характере, степени немощности и необходимых им услугах, поэтому социальная работа должна исходить из этих потребностей клиентов старческого возраста. Потребности старых людей могут различаться:
-по
типам – отсутствие продуктов,
невозможность приобрести их
самостоятельно; плохое, неблагоустроенное
жилище или его полное
-по
степени – необходимость
В соответствии
с обозначенными определенными
условиями планируются и
Сторонники второго подхода в основу социальной работы кладут различие, а не сходство пожилых людей. Согласно этой точке зрения, клиенты пожилого и старческого возраста должны рассматриваться, прежде всего, как индивиды, личности, чьи неповторимые черты, характеристики и цели должны находиться в центре внимания. Исходя из этого постулата, планируются действия для каждого конкретного человека, а не для целых групп пожилых людей. Совершенно очевидно, что для реализации такого подхода необходима не только разносторонняя профессиональная подготовка, но и определенные личностные качества социальных работников.
Вне всякого сомнения, качество социальной работы не зависит от того или иного подхода, в любом случае добросовестное исполнение трудовых обязанностей является единственным мерилом профессиональной пригодности социального работника. Ответственность и соблюдение всех законодательно установленных норм – основные требования к профессиональной компетенции лиц, избравших своей деятельностью оказание помощи пожилым и старым людям.
При этом социальные работники должны:
-предоставлять
полную свободу выбора
-соблюдать
уважительное отношение ко
-выказывать
доброжелательную
-не
допускать фамильярно-
-избегать установления слишком близких, доверительных отношений;
-не навязывать свою точку зрения и свою волю старому человеку.
Особенно строго необходимо придерживаться следующего правила – соблюдать полную откровенность и информированность обо всем, что касается выполнения просьб и поручений старого человека, относиться к ним с полной серьезностью и ответственностью. Никогда нельзя забывать о том, что самым острым напоминанием старому человеку о беспомощности, бесправности и полной зависимости служит отсутствие информации «по его делу». Проявляя интерес к мелочам повседневной жизни, которые так важны для старых людей, предлагая им выбор, необходимо способствовать самостоятельности и активности хотя бы в делах обыденных, повседневных, именно такой подход способствует формированию и укреплению в старых людях чувства комфортности, благополучия и благодарности к социальному работнику.
Социальный работник обязан уже при первом знакомстве уведомить пожилого клиента о том, какими социальными полномочиями обладает в оказании ему помощи и разрешении тревожащих или беспокоящих его вопросов.
Воздержание
от опрометчивых обещаний, заверений
в способности очень быстро решить
все эмоциональные, материальные, физические
и другие потребности старых людей,
а также урегулировать
В свою очередь, социальный работник не только не обязан выполнять все без исключения требования и капризы старого человека, но должен уметь использовать свой авторитет, чтобы в уважительной для старого человека форме объяснить ему сущность социальной работы - активизация физических и психологических возможностей клиента. Каким бы старым ни был клиент, его необходимо убедить в том, что главным в социальном обслуживании на дому является помощь ему как можно дольше сохранять независимость в самом элементарном самообслуживании, освободив от более утомительных и жизнезатратных действий. И это возможно только при его активном участии, пассивность же, требование удовлетворения всех потребностей в уходе приведут к отрицательному результату, а именно к обездвиженности и полной зависимости, а возможно, и необходимости в стационарном социальном обслуживании. Такая принципиальная позиция социального работника исключает обострение взаимоотношений и возникновение конфликта, а пожилой клиент учится понимать, что социальный работник – не бесплатный слуга, а партнер, компаньон, который по долгу службы обязан:
-способствовать его собственной активности;
-помогать ему самостоятельно справляться с жизненными трудностями;
-внушать
чувство защищенности и
-избегать инфантилизма, т.е. стремления иметь, как в детстве, покровителя и исполнителя всех желаний и капризов.
2.2. Опыт
оказания надомных услуг
Помощь
государства стареющим
Отделение
социальной помощи на дому занимает особое
место среди центров
Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Согласие
на социальное обслуживание лиц, признанных
в установленном законом
В недельный
срок с момента получения обращения
руководитель учреждения организует обследование
материально-бытовых условий
На основе
вышеперечисленных документов и
с учетом состояния здоровья, степени
утраты способности к
Информация о работе Одиночество как социальная проблема пожилых людей