Одиночество как социальная проблема пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Группы самопомощи – это небольшие, привязанные к определённому месту группы, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5 – 7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих её членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Пожилые люди как социальная группа
1.2. Основные социальные проблемы людей пожилого возраста
1.3. Одиночество людей пожилого возраста, как социальная
проблема
1.3.1. Изучение проблемы общения как одного из факторов одиночества людей пожилого возраста
ГЛАВА II. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НА ДОМУ ОДИНОКИМ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НА ДОМУ
2.1. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты одиноких пожилых граждан
2.2. Опыт оказания надомных услуг одиноким пожилым гражданам в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ НОВЫЙ.docx

— 79.12 Кб (Скачать)

Психологическое консультирование – это непосредственная работа с пожилыми и старыми людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных  с трудностями в межличностных  отношениях, где основным средством  воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологическое  консультирование ориентировано, прежде всего, на помощь клиенту в реорганизации  его межличностных отношений, являющихся нередко причиной жизненных трудностей и конфликтов.

Этот  вид помощи имеет следующие цели:

-способствовать  изменению поведения, чтобы, несмотря  на неизбежные социальные ограничения,  человек мог бы испытывать  удовлетворение от своей жизни;

-развивать  навыки преодоления трудностей  при столкновении с различными  жизненными обстоятельствами;

-обеспечить  эффективное принятие жизненно  важных решений и научить самостоятельно преодолевать разнообразные эмоциональные стрессы;

-развивать  умение завязывать и поддерживать  межличностные отношения;

-улучшать  качество жизни клиентов посредством  обучения оптимальному построению  межличностных отношений с ближайшим  окружением;

-облегчить  реализацию и повышение потенциала  личности, научить клиента контролировать  свое окружение и собственные  реакции, провоцируемые этим окружением.

Необходимо  специально привлечь внимание к тому, что сфера деятельности социальных работников, в решении разнообразных  вопросов, связанных с пожилым и старым человеком, крайне обширна. Зачастую даже при самой жесткой ее регламентации возникают неожиданные ситуации и проблемы, которые требуют сиюминутного и моментального решения. Требования, которые предъявляют теоретики социальной работы социальным работникам, очень высокие, что зачастую делаются выводы об абсолютной (20%) и относительной (80%) профессиональной непригодности претендентов на социальную работу с пожилыми людьми. Так, по мнению некоторых ученых, социальные работники исходно должны обладать такими личностными качествами, как:

-«нравственность  (потребность поступать в соответствии  с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить  людям благо);

-честность  на словах и на деле;

-совестливость,  совесть – чувство моральной  ответственности за свое поведение  и предостережение от чисто  формального отношения к своим  профессиональным обязанностям;

-объективность  – избегать излишней эмоциональности  в оценке проблем старого клиента;

-справедливость  – социальный работник должен  всегда быть справедливым в  отношении своего клиента, несмотря  на собственные симпатии и  антипатии;

-тактичность  – качество личности, которой  приходится иметь дело с людьми  слабыми, больными, раздраженными,  чье самолюбие уже в достаточной  мере задето теми или иными  обстоятельствами, в которых они  находятся;

-терпимость  – моральное качество, характеризующееся  уважительным отношением к интересам,  убеждениям, верованиям, привычкам  других людей, умение принимать  их такими, как они есть;

-внимательность  и наблюдательность;

-выдержка  и самообладание;

-доброта  и любовь к людям;

-самокритичность- умение анализировать свою деятельность, умение исправлять свои ошибки, не ища самооправдание;

-адекватность  самооценке, т.е. реальное понимание  своих профессиональных и социальных  возможностей разрешить все проблемы  клиента, с одной стороны, а  с другой – не занижать самооценку;

-терпение, обязательное при работе со  старыми людьми, плохо видящими  или слабо слышащими;

-коммуникабельность  – способность быстро и правильно  строить общение;

-оптимизм  и сила воли;

-эмоциональная  устойчивость - самообладание, способность  к саморегуляции, что позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности;

-стремление  к самосовершенствованию;

-творческое  мышление» [30, с. 259].

Создается впечатление, что единственное, о  чем забыли ученые, - это требование, прежде всего, добросовестно выполнять  свои профессиональные обязанности.

Согласно  американским теоретикам социальной работы, социальный работник должен:

«1) заниматься практикой в рамках целей и  задач социальной работы, имея на то специальное разрешение;

2) опираться  на собственное здравомыслие;

3) соблюдать  профессиональную объективность;

4) признавать  многообразие человеческих личностей;

5) стремится  к личному и профессиональному  совершенствованию;

6) осуществлять  практику, опираясь на знания  и нравственные принципы;

7) рассматривать  личность во всей ее полноте;

8) обращаться  к клиентам с достоинством;

9) индивидуализировать  клиентов;

10) уделять  все внимание клиентам;

11) развивать  сильные стороны клиентов;

12) максимально  вовлекать клиентов в процесс  лечения;

13) максимально  развивать способность клиента  принимать решения;

14) максимально  использовать имеющиеся в распоряжении  социального работника ресурсы;

15) защищать  конфиденциальный характер взаимоотношений  с клиентом;

16) постоянно  оценивать происходящие изменения;

17) быть  подотчетным клиенту, агентству  и общине» [30, с. 260].

Как видно, американцы более прагматично подходят к подбору специалистов по социальной работе, для них более значимыми являются профессиональные способности и в меньшей степени – нравственно-этические качества.

Как известно,  существует два основных подхода  или направления в социальной работе с пожилыми и старыми людьми.

Сторонники  первого подхода считают, что  все клиенты одинаковы. Разница  заключается лишь в характере, степени  немощности и необходимых им услугах, поэтому социальная работа должна исходить из этих потребностей клиентов старческого  возраста. Потребности старых людей  могут различаться:

-по  типам – отсутствие продуктов,  невозможность приобрести их  самостоятельно; плохое, неблагоустроенное  жилище или его полное отсутствие; недоступность медицинской помощи;

-по  степени – необходимость оказания  полного объема помощи или  в каких-то отдельных частях; кратковременная  или долгосрочная социальная  помощь.

В соответствии с обозначенными определенными  условиями планируются и осуществляются конкретные меры социальной помощи.

Сторонники  второго подхода в основу социальной работы кладут различие, а не сходство пожилых людей. Согласно этой точке  зрения, клиенты пожилого и старческого  возраста должны рассматриваться, прежде всего, как индивиды, личности, чьи  неповторимые черты, характеристики и  цели должны находиться в центре внимания. Исходя из этого постулата, планируются  действия для каждого конкретного  человека, а не для целых групп  пожилых людей. Совершенно очевидно, что для реализации такого подхода  необходима не только разносторонняя профессиональная подготовка, но и  определенные личностные качества социальных работников.

Вне всякого  сомнения, качество социальной работы не зависит от того или иного подхода, в любом случае добросовестное исполнение трудовых обязанностей является единственным мерилом профессиональной пригодности  социального работника. Ответственность  и соблюдение всех законодательно установленных  норм – основные требования к профессиональной компетенции лиц, избравших своей деятельностью оказание помощи пожилым и старым людям.

При этом социальные работники должны:

-предоставлять  полную свободу выбора пожилому  человеку наиболее важной для  него социальной проблемы;

-соблюдать  уважительное отношение ко времени  встречи с пожилым человеком;

-выказывать  доброжелательную заинтересованность  к прошлому пожилого клиента;

-не  допускать фамильярно-иронического  тона при общении с пожилым  клиентом;

-избегать  установления слишком близких,  доверительных отношений;

-не  навязывать свою точку зрения  и свою волю старому человеку.

Особенно  строго необходимо придерживаться следующего правила – соблюдать полную откровенность  и информированность обо всем, что касается выполнения просьб и  поручений старого человека, относиться к ним с полной серьезностью и  ответственностью. Никогда нельзя забывать о том, что самым острым напоминанием старому человеку о беспомощности, бесправности и полной зависимости  служит отсутствие информации «по его  делу». Проявляя интерес к мелочам  повседневной жизни, которые так  важны для старых людей, предлагая  им выбор, необходимо способствовать самостоятельности  и активности хотя бы в делах обыденных, повседневных, именно такой подход способствует формированию и укреплению в старых людях чувства комфортности, благополучия и благодарности к  социальному работнику.

Социальный  работник обязан уже при первом знакомстве уведомить пожилого клиента о  том, какими социальными полномочиями обладает в оказании ему помощи и  разрешении тревожащих или беспокоящих  его вопросов.

Воздержание от опрометчивых обещаний, заверений  в способности очень быстро решить все эмоциональные, материальные, физические и другие потребности старых людей, а также урегулировать родственные  или соседские взаимоотношения  клиента должно стать первой заповедью  социального работника.

В свою очередь, социальный работник не только не обязан выполнять все без исключения требования и капризы старого  человека, но должен уметь использовать свой авторитет, чтобы в уважительной для старого человека форме объяснить  ему сущность социальной работы - активизация  физических и психологических возможностей клиента. Каким бы старым ни был клиент, его необходимо убедить в том, что главным в социальном обслуживании на дому является помощь ему как  можно дольше сохранять независимость  в самом элементарном самообслуживании, освободив от более утомительных и жизнезатратных действий. И это возможно только при его активном участии, пассивность же, требование удовлетворения всех потребностей в уходе приведут к отрицательному результату, а именно к обездвиженности и полной зависимости, а возможно, и необходимости в стационарном социальном обслуживании. Такая принципиальная позиция социального работника исключает обострение взаимоотношений и возникновение конфликта, а пожилой клиент учится понимать, что социальный работник – не бесплатный слуга, а партнер, компаньон, который по долгу службы обязан:

-способствовать  его собственной активности;

-помогать ему самостоятельно справляться с жизненными трудностями;

-внушать  чувство защищенности и независимости;

-избегать  инфантилизма, т.е. стремления иметь,  как в детстве, покровителя  и исполнителя всех желаний  и капризов.

2.2. Опыт  оказания надомных услуг одиноким  пожилым гражданам в Республике  Беларусь

Помощь  государства стареющим гражданам  можно назвать официальной, формальной помощью, содержание которой описано  в уже указанных федеральных  законах; помощь семьи и друзей можно  рассматривать как неофициальную, частную социальную помощь стареющим  людям. Существует еще и добровольная социальная помощь, которая, в частности, и подразумевает создание групп  самопомощи.

Отделение социальной помощи на дому занимает особое место среди центров социального  обслуживания населения. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного  обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов  в этой сфере.

Социальное  обслуживание осуществляется при условии  добровольного согласия граждан  пожилого возраста на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь.

Согласие  на социальное обслуживание лиц, признанных в установленном законом порядке  недееспособными, дается их законными  представителями после получения  сведений о видах и формах социального  обслуживания, показаниях на получение  социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. При временном  отсутствии законных представителей решение  о согласии принимается органами опеки и попечительства.

В недельный  срок с момента получения обращения  руководитель учреждения организует обследование материально-бытовых условий проживания гражданина пожилого возраста, по результатам  которого составляется акт, запрашивает  из лечебно-профилактического учреждения заключение о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских  противопоказаний к социальному  обслуживанию на дому.

На основе вышеперечисленных документов и  с учетом состояния здоровья, степени  утраты способности к самообслуживанию, материального и семейного положения, дополнительных прав на меры социальной поддержки гражданина пожилого возраста, на получение социальных услуг в  недельный срок после поступления  всех необходимых документов, руководитель учреждения принимает решение о  его зачислении на постоянное или  временное социальное обслуживание на дому или выносит мотивированное решение об отказе в этом, о чем письменно извещается гражданин, его законный представитель, орган государственной власти, орган местного самоуправления или общественное объединение.

Информация о работе Одиночество как социальная проблема пожилых людей