Одиночество как социальная проблема пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Группы самопомощи – это небольшие, привязанные к определённому месту группы, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5 – 7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих её членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Пожилые люди как социальная группа
1.2. Основные социальные проблемы людей пожилого возраста
1.3. Одиночество людей пожилого возраста, как социальная
проблема
1.3.1. Изучение проблемы общения как одного из факторов одиночества людей пожилого возраста
ГЛАВА II. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НА ДОМУ ОДИНОКИМ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НА ДОМУ
2.1. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты одиноких пожилых граждан
2.2. Опыт оказания надомных услуг одиноким пожилым гражданам в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ НОВЫЙ.docx

— 79.12 Кб (Скачать)

Итак, теоретические  подходы к одиночеству классифицируют на следующие группы [28, 135]:

•психодинамические;

•феноменологические;

•экзистенциально  – гуманистические;

•социологические;

•интеракционистские;

•когнитивные;

•интимные;

•теоретико-системные.

Психодинамические модели: Сторонники теории: Зилбург, Салливан, Ф. Фромм – Рейхман. В своём анализе одиночества исходят главным образом их клинической практики и, вероятно, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие.

Феноменологическая  теория: Сторонник теории: Карл Роджерс. Рассматривает одиночество как проявление слабой приспособляемости личности. Причина одиночества находится внутри индивида.

Экзистенциальный  подход: Сторонник теории: Мустакас. Оценивает одиночество положительно. Рассматривает одиночество как продуктивное, творческое состояние человека.

Социологический подход: Сторонники теории: К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер. Считают одиночество нормативным – общим статистическим показателем, характеризующим общество.

Интеракционистский подход: Сторонник теории: Р. С. Вейс. Установил два типа одиночества: эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности. Социальное одиночество – социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности.

Когнитивный подход: Сторонник теории: Энн Пепло. Одиночество наступает в том случае, когда индивид осознаёт несоответствие между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

Интимный  подход: Сторонники теории: Дерлега и Маргулис. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта.

Системный подход: Сторонник Дж. Фландерс. Расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория подчиняет оба мотива поведения – индивидуальный и ситуативный.

Существуют  различные типы и степени одиночества [28, 54]:

•эмоциональные  характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций, как  счастье, привязанность, и наличие  негативных эмоций, таких, как страх  и неуверенность.

•тип  ущербности определяет природу недостающих  социальных отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Для данного  измерения возможна и дальнейшая дифференциация на три подкатегории: чувство ущербности, вызванное отсутствием  интимной привязанности, чувство опустошённости и чувство покинутости.

•временная  перспектива – третье измерение  одиночества. Его также подразделяют на три подкомпонента:

1.степень,  до которой одиночество переживается  как неизменное;

2.степень,  до которой одиночество переживается  как временное; 

3.и степень,  до которой индивид примеряется  с одиночеством, усматривая причину  одиночества в других.

В древние  времена, когда существование людей  было общинным, коллективным, родовым, можно выделить три основные формы  одиночества.

Это, во-первых, обряды, ритуалы, испытания, воспитание одиночеством, которые имели место  практически у всех племён и народов. В условиях полной жизненной растворённости индивида в своём племени или роде обряды изоляции были тем средством, которое позволяло человеку осмыслить и осознать себя, психологически обособиться. Значение таких обрядов сохранилось на многие века и в существенно изменённом виде дошло до наших дней.

Во-вторых, это наказание одиночеством, выражавшееся в изгнании из рода и обрекавшее наказанного почти на верную смерть.

В-третьих, это добровольное уединение.

Среди различных типологий временной  перспективы, наиболее удачны работы социологов Дж. Янг и Бек (1978 г.) – различали  три типа одиночества:

1.Хроническое  одиночество развивается тогда,  когда в течение длительного  периода времени индивид не  может установить удовлетворяющие  его социальные связи. Хроническое  одиночество испытывают люди, которые  «не были удовлетворены своими  отношениями в течение двух  и более лет подряд».

2.Ситуативное  одиночество зачастую наступает  в результате значительных стрессовых  событий в жизни. Ситуативно-одинокий  человек после короткого периода  дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

3.Преходящее  одиночество – наиболее распространённая  форма этого состояния, относящегося  к кратковременным и случайным  приступам чувства одиночества.

Янг и  его коллеги полагали, что люди, чьё одиночество носит хронический  характер, обычно имеют меньше близких  отношений, чем те, у кого одиночество ситуативного характера. Они считали, что хроническое одиночество связано с долговременным когнитивным отношением с другими людьми, а не с временной ответной реакцией на новую среду [28, 56].

У Гирсона и Перлмана (1979 г.) другое понимание к типам одиночества:

1.«Безнадёжно  одинокие, полностью не удовлетворённые  своими отношениями люди». Этот  тип одиноких людей испытывает  чувство обездоленности – потерю  связей, поэтому, очевидно, большинство  разведённых мужчин и женщин  попадают под данную категорию.

2.«Периодически  и временно одинокие люди».  Этот тип объединил часть никогда  не состоящих в браке мужчин  и женщин. Они считают своё  одиночество переходящим и реже  чувствуют себя покинутыми, чем  другие одинокие.

3.«Пассивно  и устойчиво одинокие люди».  Это смирившиеся со своим положением  люди, принимающие свои социальные  лишения как неизбежность. Большинство  из них – это овдовевшие  люди, которые считают себя покинутыми  и не винят других в своём  положении.

Таким образом, данная типология подтверждает целесообразность различия одиноких индивидов  на основе временной перспективы  их одиночества.

Среди различных типологий дефицита социальных отношений, наиболее интересна работа Роберта С. Вейса. Вейс полагал, что «существует фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество». Он назвал эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе – отсутствием доступного круга социального общения [28, 76]:

Вейс считал, что особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, бывает тревожное беспокойство, а особым признаком одиночества, порождённого социальной изоляцией, - ощущение намеренного отторжения.

Довольно  полно раскрыли феномен одиночества  как свойства личности исследователи  Ю. Швалб и О. Данчева. Они рассмотрели характерные черты трёх взаимоисключающих типов личности, выявляя факторы, которые приведут человека либо к счастливой, окружённой близкими друзьями, многофункционально насыщенной жизни, либо к одинокому существованию:

1).«Рефлексивно  – обособленное» или «рефлексивно  – уединённое «Я». Это личность, характеризующаяся развитым самосознанием,  развёрнутой иерархически, структурированной  системой ценностей. Главенствующее  место в этой иерархии занимают  этико-культурные ценности, выражающиеся  в направленности личности на  творчески созидательные виды  деятельности и понимание другого  человека. В целом такая личность  характеризуется гуманистической  позицией в мире.

2).«Монадный» тип. По уровню развития самосознания, целенаправленности и рефлективности он во многом сходен с предшествующим типом, но отличительной особенностью является его закрытость от других. Этот тип замкнутого на самом себе «Я». Люди с таким типом самосознания отличаются постоянным стремлением к самоутверждению. Нравственно – этические категории не выступают для них основанием при постановке и решении жизненных целей и задач. Своё «Я» всегда оказывается более ценным и значительным, чем любой другой человек. Но в отличие от первого типа этот тип чреват глубокими психологическими и социальными конфликтами.

Постоянное  стремление к утверждению своего «Я», отсутствие развитой потребности  в других людях приводят к тому, что со временем сам человек начинает «выпадать» из межличностных контактов  и общения.

3)«Патологически  конфликтный» или «разрывный»  тип. Он характеризуется относительно  низким уровнем развития самосознания  и рефлексии, несформированностью механизмов целеполагания. Люди этого типа не способны активно строить собственную жизнь, находятся во власти внешних и независимых от них обстоятельств, а их жизнедеятельность в целом носит характер реактивного поведения [28, 81].

Таким образом, одиночество – это характерное  для человека очень важное явление, требующее внимательного изучения. Каждый тип одиночества – это  особая форма самосознания, свидетельствующая  о разрыве основной сети отношений  и связей, составляющей жизненный  мир личности. Знание типов одиночества  важно с точки зрения объяснения этого явления, возможности узнать многосторонность переживаний одинокого  человека, способность более тщательного  анализа феномена одиночества, его  источников, а также необходимость  оценить сферу воздействия одиночества  на жизнь.  

1.3 Одиночество людей  пожилого возраста,

как социальная проблема 

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной  потребности быть самим собой  и иметь время и возможность  заниматься собственными проблемами и  взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное  ухудшением здоровья и страхом смерти [5, 14].

В целях  наилучшего приспособления к среде  человек должен иметь и того, к  кому он лично привязан, и широкую  сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Все исследователи  сходятся на том, что одиночество  в самом общем приближении  связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в  одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе  и в кругу семьи, хотя одиночество  среди старых людей и может  быть связано с уменьшением числа  социальных контактов с друзьями и детьми.

Исследования, проведенные Перланом и его коллегами, вывели гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большое на благополучие, чем контакты с родственниками.

Контакты  с друзьями и соседями снижали  их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности  и ощущение, что тебя уважают и  другие [5, 24].

Уровень и причины одиночества в понимании  пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и  старше понимают значение термина «одиночество»  не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых  одиночество ассоциируется со снижением  деятельности, обусловленной нетрудоспособностью  или невозможностью передвижения, а  не с отсутствием социальных контактов.

Старость  в реальной жизни - это зачастую такой  период, когда необходима помощь и  поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов, придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ.

Информация о работе Одиночество как социальная проблема пожилых людей