Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Общественное мнение - понятие, на протяжении последних десятилетий практически полностью отсутствовавшее в политическом лексиконе советского общества. Сегодня вокруг него идут горячие споры: существовало ли общественное мнение в стране в эпоху Сталина и Брежнева? Существует ли оно сегодня? Одни на эти вопросы отвечают положительно, другие отрицательно. Однако правы и те, и другие, коль скоро в рамках европейской цивилизации данное понятие наделено не одним, а двумя различными смыслами: с одной стороны, это - политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти, представляет собой один из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой - это всего лишь со
Введение
Глава I. Сущность и содержание общественного мнения
История развития и изучения общественного мнения
Функции общественного мнения
Глава II. Влияние общественного мнения на принятие решений органами государственной власти
Изучение и анализ общественного мнения
Общественное мнение на примере предвыборных опросов 1993г.
Заключение
Список используемой литературы
Российские
исследователи также потерпели
поражения в попытке
Прогноз партийных предпочтений. Как правило, российские исследователи работали с выборкой всех включенных в списке избирателей. Однако они имели тенденцию анализировать только предпочтения намеривающихся голосовать. В своих прогнозах основные центры исследования выборов единодушно отдавали предпочтения победе прореформистским партиям. Ожидалось, что партия Гайдара соберёт 30% голосов, блок Явлинского – 20%. Ожидалось, что коммунисты и агрария разделят между собой 6 – 8% и другими партиями. Либерально демократическая партия Жириновского была вовсе проигнорирована.
Большинство
других организаторов опросов были
убеждены, как и ВЦИОМ в бесспорной
победе проправительственных партий.
Социологи «Московских
Оптимистичный
прогноз победы проправительственных
сил большинством опросных организаций
никого не удивил в России. Это случилось,
потому что ноябрьские данные были
согласованны с информацией о
партиях поддержке их лидеров, содержащейся
в течение предшествующего
Только несколько исследователей, большинство из которых более или менее были враждебны режиму Ельцина, выразили недоверие прогнозируемой победе демократов. Однако их суждения были отвергнуты большинством средств массовой информации как примитивный пропагандистский трюк.
Результаты выборов. Если сравнить результаты выборов с прогнозом исследователей, то главным ошеломляющим событием стал успех ультранационалистической партии Жириновского, что не было прогнозировано. 12 декабря 1993 либеральные демократы получили 23,9% голосов и стали бесспорными победителями.
В течение четырех десятилетий, когда эмпирические исследования были распространены в России, российские социологи никогда не были посрамлены, до декабря 1993г.. В течении месяца после выборов интеллектуалы в Москве были самым серьёзным образом вовлечены в обсуждение того, что случилось. Многие из них выдвинули всевозможные теории, иногда взаимоисключающие друг друга в попытке обвинить тех, кто проводил опросы общественного мнения.
Рассмотрения
возможного провала российских организаторов
опросов можно было осуществить
только на опубликованных данных, большинство
из которых в средствах массовой
информации и реже через бюлютени,
публикуемые опросными
Теории
причин ошибочного прогнозирования
результатов выборов
Другая теория, используемая многими организаторами опросов для объяснения своего фиаско, выдвигает гипотезу о внезапном сдвиге в настроения избирателей. Теория основывается на том, что многие избиратели изменили свое мнение за 10 дней до выборов. К подобным объяснениям прибегало большинство социологов из Никарагуа и Великобритании, которые попали в аналогичную ситуацию.
Например, Р. Ю Левада настаивал после выборов, что поддержка Жириновского составила 2% в конце октября, а к началу ноября – уже 9%.Наконец Жириновский «сделал рывок», результатом чего стала его победа на выборах.
Сторонники теории «качелей» (т.е. внезапного сдвига настроений людей), утверждают, что несколько групп электората решили голосовать за Жириновского в последний момент.
Телевизионная теория имела под собой некоторые основания. Однако вклад телевидения преувеличивается теми, кто приписывает ему основную роль в исходе выборов. Выдвигались такие предположения, что последние дни перед выборами
В. В. Жириновский получив эфирное время, смог убедить народные массы голосовать за свою партию. Но эта теория также была опровергнута т. к лидеры других партий, которые заняли вторые третьи позиции не так часто появлялись на экране.
Скрытые избиратели. Значительное место в провале организаторов опросов занимает их неспособность определиться со скрытыми избирателями. После проведения опросов его организаторы анализировали ответы только тех избирателей, кто выразил политические предпочтения. Они игнорировали все другие категории респондентов, включая тех, кто не собирался голосовать, и тех, кто не определился с политическими предпочтениями. Организаторы опросов так же игнорировали тех, кто отказался общаться с интервьюером. Таким образом, они анализировали только часть выборки, которая касалась потенциальных участников выборов.
Искренность респондента. Другим значительным вкладом в провал опросных центров была их неспособность преодолеть нежелание значительного числа респондентов вести себя искренне с интервьюером. Миллер пришёл к аналогичному выводу, изучая подобную ситуацию в Никарагуа.
Когда советские социологи начинали свои первые опросы в 60-х гг., они серьёзно беспокоились об искренности респондентов. Они допускали, что граждане, живущие в полицейском государстве, не часто предрасположены, говорить откровенно, особенно в тех случаях, когда сознавали, что вопрос несёт идеологическую нагрузку.
С началом гласности в 1985 г.
доверие советских социологов
к своим респондентам начало
расти. После официального
Факторы стыда. Если некоторые респонденты были неискренне из-за страха перед официальной властью, то огромное количество людей не хотело показывать своего истинного отношения к Жириновскому или коммунистам из-за воздействия «социальной желательности» или «стыда». Много россиян, которые горячо ранее поддерживали демократов, теперь поддерживают оппозицию. Однако они стыдятся признать радикальные изменения своих взглядов. «Стыдливые» консерваторы не были склонны сообщать организаторам опросов свои истинные предпочтения.
В
случае с Россией отказ значительного
числа россиян правдиво отвечать
на вопросы, является, может быть, главной
причиной искажения при измерении
отношений к современным
Выборка. Еще одной теорией провала была теория о выборке, т. к. опубликованные сообщения о проведённых опросах дают слабую уверенность, что процедура выборки получила то внимание, которое требуется. Нужно заметить, что большинство опросов проведено в больших городах (Москва, Санкт - Петербург). Объясняется это большей доступности респондентов. По сравнению с деревнями и малыми городами организаторы опросов облегчили себе задачу, проводя опросы в крупных городах. Трудность с транспортом, не говоря уж о криминальной обстановке делают труднодоступными некоторые районы. Б. Грушин отмечает эту проблемы, как главный фактор, снижающий качество российских опросов.
Данные, касающиеся результатов выборов, показывают, что националисты и коммунисты имели успех в маленьких городах и сельской местности. В этих населённых пунктах проживает примерно две трети всех избирателей. Нужно отметить, что в Москве и Петербурге прогнозы опросов и действительные результаты не были такими ошибочными.
В
целом же качество выборки в российских
опросах вызывает серьёзное беспокойство.
Слишком много опросов
Организаторы опросов и политическая борьба. С самого начала эмпирических исследований социологи в Советском Союзе были очень серьёзно политически ангажированы. Это верно и для настоящего времени. Б. Грушин (1993) обвинил своих коллег в открытом включении «в суетливую возню лоббистов, за поддержку различных лидеров и групп, которые отчаянно боролись за влияние и власть в обществе». Эта точка зрения была поддержана почти всеми участниками круглого стола» в Российской академии наук в феврале 1993 г. Среди союзников режима был ВЦИОМ, который открыто, объявил себя поддерживающим «Выбор России». Подобным же образом ВЦИОМ поддерживал Ельцина в его конфронтации с парламентом на кануне апрельского референдума, так же как и период сентябрьско-октябрьского кризиса.
Конечно,
социологи и организаторы опросов,
которые придерживались консервативной
точки зрения, злорадствовали по поводу
поражения своих социальных коллег
(чьим прогнозам они так же доверяли
до выборов). А Дмитриев и Ж. Тощенко,
известные как верные сторонники
КПСС, использовали декабрьское фиаско,
что бы обвинить либеральных
организаторов опросов в
В заключение нужно сказать, что имеется несколько гипотез, почему российские опросные центры не смогли спрогнозировать результаты декабрьских выборов. Несмотря на то, что успешные выступления Жириновского по телевидению имели определённое значение, кажется невероятным считать их главным элементом провала опросов. Как в никарагуанском, так и в английском случае теория сдвига, смены настроений не кажется адекватной реальности, для того, что бы принять её в расчёт.
Главный
фактор, характеризующий провал российских
организаторов опросов, связан с
проблемами методологии и методики.
Серьёзные изъяны были допущены в
процедуре выборки, но может быть
даже, более важной была не искренность
многих респондентов, которые не желали
демонстрировать свои действительные
политические предпочтения, а также
торопливое, некритичное отношение
организаторов опросов к
Наконец,
кажется вероятным, что политическая
деятельность ведущих опросных центров
поможет объяснить, почему их руководители
не беспокоились об этих проблемах
и свои данные воспринимали некритически.
Хочется верить, что с утверждением
демократии российские организаторы опросов
будут больше внимания обращать на
необходимость разделения роли исследования
и политики.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. В современной России есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Теперь можно смело сказать что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.
Информация о работе Общественное мнение в принятии решений органами государственной власти