Общественное мнение в принятии решений органами государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Общественное мнение - понятие, на протяжении последних десятилетий практически полностью отсутствовавшее в политическом лексиконе советского общества. Сегодня вокруг него идут горячие споры: существовало ли общественное мнение в стране в эпоху Сталина и Брежнева? Существует ли оно сегодня? Одни на эти вопросы отвечают положительно, другие отрицательно. Однако правы и те, и другие, коль скоро в рамках европейской цивилизации данное понятие наделено не одним, а двумя различными смыслами: с одной стороны, это - политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти, представляет собой один из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой - это всего лишь со

Содержание

Введение
Глава I. Сущность и содержание общественного мнения
История развития и изучения общественного мнения
Функции общественного мнения
Глава II. Влияние общественного мнения на принятие решений органами государственной власти
Изучение и анализ общественного мнения
Общественное мнение на примере предвыборных опросов 1993г.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - копия.docx

— 69.78 Кб (Скачать)

     Наконец, по решению ЦК КПСС о необходимости  развития социологии в СССР был создан Всесоюзный центр   изучения   общественного    мнения   во   главе   с Т. И.   Заславской,     заместителями     которой       стали Б. А. Грушин и Ю. А. Левада (в последствии  директор ВЦИОМ). Сюда пришли многие профессиональные социологи из академических институтов и других исследовательских структур.

     В стране создается несколько сетей  интервьюеров на базе региональных опросных структур, областных и региональных партийных школ, связанных с Академией  общественных наук при ЦК КПСС, продолжает работать созданная ранее сеть интервьюеров.

     Но  проведение общесоюзных, а позже–репрезентативных общероссийских опросов столкнулось  с множеством методологических трудностей, и, прежде всего проблемой обоснования  репрезентативных выборок.

     Лишь  к середине 90-х годов в каждом экономико-географическом регионе  России было создано по одному профессионально  подготовленному региональному  центру, проводящему опросы по заданию  или по контрактам московских и других (включая зарубежные) центров. Эти  службы стали опорными базами новых  общероссийских центров, например, фонда  «Общественное мнение» (А. А. Ослон, Е. С. Петренко), службы «Vox Populi» профессора Грушина, «Мониторинга общественного мнения» (Институт социологии) и др.

     Необычный проект: работа социологов на I Съезде народных депутатов СССР.

     Яркой страницей в истории нашей  отрасли социологии является работа исследовательских коллективов  Института социологии и ВЦИОМ  во время первого Съезда народных депутатов СССР (25 мая – 9 июня 1989г.): на кануне его открытия и на протяжении двух недель работы группа «Съезд» института (В. А. Мансуров) и аналогичная группа ВЦИОМа (А. Г. Левинсон) проводили ежедневные опросы общественного мнения граждан о том, как они относятся к происходящему на съезде.

     Впервые в мировой практике работа высшего  органа власти отражалась в опросах  населения, и депутаты имели возможность  соотносить свою позицию с оценками избирателей: результаты опроса оперативно обрабатывались и публиковались  в виде специальных выпусков для  участников съезда, а также в периодической  печати («Известия», «Вечерняя Москва»),  в вечерних выпусках теленовостей.

     Институт  социологии провёл семь раундов и  использовал метод телефонных опросов  в Москве, Ленинграде, Киеве, Таллине, Тбилиси и Алма-Ате. В каждом городе опрашивалось по 250-300 человек, номера отбирались по случайной выборке. Интервьюеры  региональных отделений Центра опрашивали людей по месту работы, на улицах и дома.

     Благодаря объединению сил двух ведущих  исследовательских центров уникальная историческая ситуация была зафиксирована  в динамике отношений, мнений и оценок населения страны.

     Но  уже через полгода, во время второго  Съезда народных депутатов СССР, такой  совместной работы не получилось –  мнение населения о съезде изучала  группа исследователей института, поэтому  частота опросов была реже. Однако теперь они проводились не только в городах, но и в сельской местности, было увеличено и число пунктов  опроса. Во время работы последующих  съездов центр внимания сместился  на опросы самих депутатов.

     Создание  независимых центров изучения общественного  мнения и включение в рыночные отношения. В конце лета 1990г образовалась независимая служба общественного мнения VP. К середине 1991г. она дополнила (а в некоторых регионах организовала «свои» коллективы) сеть региональных центров ВЦИОМа новыми опросными службами. Это позволило к середине 1991г. создать на территории России работающую, хотя и не очень надежно, инфраструктуру для проведения опросов общественного мнения.

     К этому времени действуют около  двух десятков служб общественного  мнения в Москве и Ленинграде, которые  эпизодически проводят всероссийские  опросы, а региональные центры продолжают множиться. Увеличился приток заказов  из-за рубежа, что способствует внедрению  западных стандартов, требований к  технологии проведения всероссийских  опросов общественного мнения. К  началу 1992г «белыми пятнами» оставались только малонаселённые территории и труднодоступные районы Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

     Во  второй половине 1992г. из ВЦИОМа выделилась интенсивно работающая фирма – фонд «Общественное мнение», которая  сразу стала проводить еженедельные опросы горожан России и не менее  двух всероссийских ежемесячно.

     В 90-е гг. исследования общественного  мнения всё чаще проводятся в мониторинговом режиме. Тематика опросов, проводимых столичными и региональными службами, расширяется от повседневного потребления  товаров и услуг до отношения  к властям. Наряду с общеупотребительным  методом интервью по месту жительства используются анкетирование, прессовые, почтовые опросы. Некоторые службы применяют телефонные опросы, другие – методы контент анализа, третьи специализируются на уличных опросах. Развитие рыночных отношений (с начала 1992г.) создало принципиально новую  ситуацию в деятельности служб общественного  мнения. Постепенно формируется рынок  услуг центров и групп изучения общественного мнения, их численность  стремительно возрастает. Началась конкуренция.

     Негативные  эффекты коммерциализации в этой области вольная или невольная  ангажированность, стремление «удержать» заказчика. В массовой печати появляются данные опросах о рейтингах политических лидеров, прогнозов итогов предстоящих  выборов и т. д. Нередко эти  данные расходятся, и иногда весьма существенно.

     Но  ещё более опасным становится манипулирование формулировками вопросов с заведомо предсказуемым результатом. В итоге – снижение авторитетов  опросов общественного мнения у  населения и политических деятелей. Последние начинают создавать собственные  службы, не доверяя конкурирующим  партиям.

     Социологическое сообщество уже в начале 90-х гг. вполне осознало эту опасность и  предприняло попытки как-то исправить  положение, т.е. найти средства профессионального  контроля за качеством опросов.

     В 1991г. состоялось заседание президиума ССА, принявшее решение образовать Ассоциацию исследователей общественного  мнения, в 1993г. эта попытка повторилась, но только в 1995г. появилась Российская ассоциация изучения общественного  мнения и маркетинга  (президент  Ю. А. Левада).

     Более      результативным      оказались    выступления в   печати   с    анализом    профессионального    уровня    проводимых    опросов (12 с.569-582).

     Теперь  не сложно понять, как и по какому пути развивалось общественное мнение, прежде чем оно достигло нынешнего  положения. Такого положения, при котором  возможно без труда им управлять, такого, при котором высокие чины могут достигать своих целей. 

     Функции общественного мнения 

     Функции общественного мнения различаются  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь  от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного  мнения характерны следующие функции: экспрессивная, консультативная, директивная.

     1. Экспрессивная функция - самая  широкая по своему значению. Общественное  мнение всегда занимает определенную  позицию по отношению к любым  фактам и событиям в жизни  общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность  придает данному феномену характер  силы, стоящей над институтами  власти, оценивающей и контролирующей  деятельность институтов и лидеров  партий, государства. Таким образом,  объективным содержанием общественного  мнения государственные институты,  их лидеры ставятся в положение  контролируемых. Обладая только  одной моральной властью, общественное  мнение бывает весьма эффективным.  Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными  формами контроля со стороны  широких масс населения.

     2. Консультативная функция - общественное  мнение дает советы относительно  способов разрешения тех или  иных социальных, экономических,  политических, идеологических, межгосударственных  проблем. Это мнение, будет справедливым, если, конечно, институты власти  заинтересованы в таких советах.  Прислушиваясь к ним, политические  лидеры, группы, кланы вынуждены  корректировать решения, методы  управления.

     3. Директивная функция общественного  мнения проявляется в том, что  общественность выносит решения  по тем или иным проблемам  социальной жизни, имеющие императивный  характер, например волеизъявление  народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не  только дает мандат доверия  тому или иному лидеру, но и  высказывает свое мнение. Императивные  высказывания занимают в политике  весьма значительное место. В  зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью,  мнение может быть оценочным,  аналитическим, конструктивным и регулятивным.

     Оцененное мнение выражает отношение к тем  или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических  выводов, умозаключений. Аналитическое  и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого  и всестороннего анализа, для  чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной  работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного  общественного мнения состоит в  том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений  и оперирует целым сводом неписаных  законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно  реализует тот кодекс правил, который  закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать  в форме позитивных или негативных суждений.

     Изучение  общественного мнения социологическими методами позволяет уловить (при  объективном анализе) малейшие его  оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение  между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил. Применять методы социологического анализа можно и при изучении поступающих в различные государственные  и общественные организации писем  от населения. Анализ общественного  мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе. Социология, юридические и политические науки, экономические и этические теории не могут обойтись без такого анализа, пытаясь найти ответы на вопросы: "Чего хочет читатель, радиослушатель и т.д.?", "Что по тому или иному  поводу думает народ?" и т.п. Верный ответ на подобные вопросы помогает увязывать научную работу с жизнью, теорию с практикой, гарантирует  от ошибок в обобщениях, оценках. Серьезные  выводы возможны на основе точной, разносторонней, объективной и многократно проверенной  информации об общественном мнении.

     На  протяжении последних лет в России изучались проблемы формирования нравственного  и политического сознания, проявления его в виде общественного мнения. Был проведен ряд исследований в  Тульской, Калужской областях, в  Москве, в одном из малых городов  Красноярского края. В общей сложности  было опрошено свыше 2000 респондентов. Из них более 40% составляли рабочие  малых городов и поселков городского типа, а также крупных городов (Тула, Калуга) и мегаполиса (Москва). Около 40% опрошенных - служащие и инженерно-технические  работники, почти 10% - пенсионеры, остальные - учащиеся, студенты, домохозяйки, 55% опрошенных – мужчины.

     Как показал опрос, на изменение динамики общественного мнения и социальных ожиданий большое влияние оказывают  несколько взаимосвязанных факторов. К ним относится нарастающее разочарование в реформах, особенно в экономической и социальной сферах. Отсюда - усиление пессимизма и неуверенности в завтрашнем дне. В начале 1991 г. тревогу за свое будущее испытывали почти 40% опрошенных. В конце 1994 г. эти опасения разделяли уже почти 60%, а в конце 1996 г. - 80% респондентов. Сегодня число надеющихся на улучшение жизни в условиях перехода к рыночной экономике не составляет и 20% опрошенных. Лишь немногим более 20% респондентов считают, что экономическая ситуация начнет улучшаться через год, 10% высказывают мнение, что улучшение произойдет через три - пять лет, а наибольшая часть опрошенных (65%) уверена, что для радикального улучшения экономической ситуации потребуется не менее десяти лет. Более трети опрошенных считают, что положение в стране чревато социальными взрывами.

     Необходимо  обозначить еще одну сторону рассматриваемого феномена. По проблемам, волнующим все  население земного шара, может  формироваться мировое общественное мнение, являющееся мощным фактором общественно-политической жизни современного человечества. Например, существует четко сформированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, химической или биологической войны  и т.д.

     Сегодня надо говорить о формировании сознания широких масс, формой проявления которого и служит мировое общественное мнение, имеющее новую качественную определенность - демократический характер. Платформой этого движения, к которому примыкают  люди разных социальных слоев, разного  вероисповедания, цвета кожи, должно быть сохранение колыбели человечества - Земли. Число сторонников сохранения жизни на Земле велико. По данным Института Гэллапа, каждые восемь из десяти опрошенных - горячие сторонники этой идеи. Становление мирового общественного  мнения - необходимое условие коренных социальных преобразований, изменения  отношений между высокоразвитыми  и развивающимися странами. Это мнение носит социально-политический характер, так как именно такой характер имеют чаще всего сами мировые  проблемы, являющиеся предметом мирового общественного мнения.

Информация о работе Общественное мнение в принятии решений органами государственной власти