Общественное мнение в принятии решений органами государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Общественное мнение - понятие, на протяжении последних десятилетий практически полностью отсутствовавшее в политическом лексиконе советского общества. Сегодня вокруг него идут горячие споры: существовало ли общественное мнение в стране в эпоху Сталина и Брежнева? Существует ли оно сегодня? Одни на эти вопросы отвечают положительно, другие отрицательно. Однако правы и те, и другие, коль скоро в рамках европейской цивилизации данное понятие наделено не одним, а двумя различными смыслами: с одной стороны, это - политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти, представляет собой один из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой - это всего лишь со

Содержание

Введение
Глава I. Сущность и содержание общественного мнения
История развития и изучения общественного мнения
Функции общественного мнения
Глава II. Влияние общественного мнения на принятие решений органами государственной власти
Изучение и анализ общественного мнения
Общественное мнение на примере предвыборных опросов 1993г.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - копия.docx

— 69.78 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" 

Кафедра социологии и социальной работы 
 
 

Курсовая  работа

     По  дисциплине: Социологические проблемы изучения общественного мнения

     На  тему: Общественное мнение в принятии решений органами государственной власти 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение

Глава I. Сущность и содержание общественного мнения

    1. История развития и изучения общественного мнения
    2. Функции общественного мнения

Глава II. Влияние общественного мнения на принятие решений органами государственной власти

    1. Изучение и анализ общественного мнения
    2. Общественное мнение на примере предвыборных опросов 1993г.

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение 

     Общественное  мнение - понятие, на протяжении последних  десятилетий практически полностью  отсутствовавшее в политическом лексиконе советского общества. Сегодня  вокруг него идут горячие споры: существовало ли общественное мнение в стране в  эпоху Сталина и Брежнева? Существует ли оно сегодня? Одни на эти вопросы  отвечают положительно, другие отрицательно. Однако правы и те, и другие, коль скоро в рамках европейской цивилизации  данное понятие наделено не одним, а  двумя различными смыслами: с одной  стороны, это - политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти, представляет собой один из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни  общества, а с другой - это всего  лишь совокупное суждение, разделяемое  различными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений  действительности.

     Общественное  мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Однако предметы его высказываний определяются рядом границ. В первую очередь  это - естественные границы образования  общественного мнения, которые оно  никогда не может преступить и  не преступает. Так, в качестве объекта  высказываний общественности выступают  лишь те события и явления действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются социальной значимостью  и актуальностью. Кроме того, проблемы, по которым высказывается общественное мнение, предполагают возможность расхождения  в оценках, то есть заключают в  себе больший или меньший момент дискуссионности.

     В современном обществе формирование общественного мнения играет очень  важную роль, для успешного существования, какой-либо организации, предприятия, фирмы. Так как впоследствии, при  проведении, какого-либо спецсобытия, нам потребуется поддержка определенных групп общественности, а точнее тех  групп, которые составляют целевую  аудиторию нашей организации. И  для того, чтобы мы нашли эту  поддержку, для решения той или  иной проблемы, нам необходимо, чтобы  общественность не мешала этой работе, а всячески помогала ее выполнять.

     Общественное  мнение складывается и функционирует  как в рамках общества в целом, так и в рамках действующих  в нем различных (групповых и  массовых) общностей - социальных, региональных, профессиональных, политических, культурных и других. В этом смысле можно  говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, например, рабочего класса, жителей  района, лиц одной профессии, аудитории  телепередачи и т.д.

      Актуальность  темы: на данном этапе развития Россия находится в неком висячем  положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической  стране, в России стало «развиваться»  свободное (вышедшее из-под влияния  партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. Формирование общественного мнения – это многогранный и многослойный процесс. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем  информационной ступени цивилизации. Изучение общественного мнения и  проведения исследований сегодня стоит  на первом плане.

      Цели  данной курсовой:

  1. Изучить историю развития и изучения общественного мнения
  2. Исследовать функции и методы общественного мнения
  3. Рассмотреть пример общественного мнения на основе предвыборных опросов 1993г.
 
 

 

Глава I. Сущность и содержание общественного мнения

История развития и изучения общественного  мнения 

     Для того чтобы говорить об общественном мнении, я считаю, нужно проследить его развитие с самих его истоков. Только тогда можно будет понять значимость и сущность такого социального явления в обществе, как общественное мнения.

     История развития общественного мнения в  России и СССР тесно связана с  реальными социальными и политическими  процессами, происходившими в стране. А выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследований в истории  мировой социологии связано, по крайней  мере, с тремя обстоятельствами.

     1.Развитие  капиталистического производства  выдвинуло проблему изучения  потребительского спроса и эффективности  рекламы в конкурентной борьбе  за потребителя.

     2.Развитие  демократических структур, политических  партий и политической борьбы, что привело к возникновению  исследований политических преференций,  электорального поведения населения  и эффективности политического  влияния с помощью пропаганды.

     3. Сильный импульс опросам общественного  мнения придало возникновение  средств массовой информации, особенно  телевиденья, что, вызвало потребность  в изучении интересов аудитории.  Так же не мало важным фактором, является рост уровня образования  и культуры населения, расширение  спектра его интересов, в частности, и политических.

     Изучение  общественного мнения в 1860–1930-е  гг.

     Строго  говоря, опросы общественного мнения как выражения позиций различных  групп населения по злободневным общественно-политическим и другим проблемам ни в дооктябрьский  период, ни тем более после установления советской власти в России не проводились. Но подходы к тому, что впоследствии становится предметом социологии общественного  мнения были заложены ещё тогда, прежде всего в разработке теории выборочных обследований и опросов.

     Конец XIX начало XX столетий можно назвать предысторией развития опросов мнение в России. Первые опросы были проведены по инициативе земств – местных органов самоуправления, созданных в 1864г., а также некоторых губернских газет, заинтересованных в изучении интересов читательской   аудитории. Под эгидой земских властей произошло становление российской    статистической науки. Труды земского статиста. А Чупрова и по сей день остаются компонентом теории выборочно метода в мировой литературе.

     Также одним из ведущих направлений  функционирования была просветительская деятельность. Создаются народные школы, библиотеки, возникает достаточно массовая аудитория читателей газет, иллюстрированных журналов, изданий дешёвых «книг  для народа». Эти институты постоянно  расширяют поле деятельности, постоянно  опираясь на многочисленные эмпирические исследования. Реформы 1860 – 1670 гг., открыв путь капиталистическому развитию России, стимулировали потребность в  чтении. Большинство тогдашних читателей  ждало от литературы публицистичности, дидактичности, образцов для подражания и критики существующих порядков.

     Изучение  читающей публики в те годы проводилось  людьми, занятыми цензурой, книгоиздательством, библиотечным делом, редакциями газет  и т. п. Основными методами исследования были анализ документов (объём книгопродажи и тиражей изданий, читательских формуляров в библиотеках), опросы читателей  библиотек, почтовые прессовые опросы читателей газет и журналов. В  конце XIX в. Вятское губернское земство, выпускавшую для крестьян «Вятскую газету», провело опрос читателей. Оказалось, что отношение крестьян к газете во многом определяется идеологическими конфликтами в этой среде. Часто и сама газета является источником таких конфликтов. В газете публиковались материалы, посвящённые сельскохозяйственным и ремесленным новациям. Старшее поколение деревни отрицательно относилось к таким публикациям, а молодые чаще становились на защиту новаций. В этом опросе приняло участие почти 1500 крестьян. Судя по результатам, каждый четвёртый в той или иной степени являлся читателем или слушателем «Вятской газеты». Самыми активными читателями были молодые жители села, а также ремесленники и отставные солдаты.

     Одновременно  с рассмотренным выше опросом  земские статисты Вятской губернии провели опрос работников сельских библиотек, которые характеризовали  своих читателей, их интересы, а также  отвечали на вопросы о роли сельских библиотек. Результаты показали, что  «народная библиотека» рассчитана на определённого читателя, усвоившего грамоту и начальные представления  о мироустройстве. Аудитория народных библиотек в основном состояла из учащихся земских школ и недавних её выпускников. В основном это были мальчики и юноши. Женщины в сельской читательской среде были скорее исключением. По результатам упомянутых выше исследований прослеживается, как чтение довольно быстро переходит в конце XIX века из ряда исключений в ряд часто встречающегося явления.

     Среди исследований других тематических направлений, которые земские статисты широко развернули в начале прошлого века, отметим изучение вопросов социальной гигиена, условий труда и быта, бюджетов семей  рабочих и служащих. В двадцатые годы интерес исследователей сосредоточился на крупномасштабных монографических  статистических исследованиях. Изучения оценок мнений, предпочтений в этот период находился на втором плане  или вовсе не проводился. Среди  работ, выполненных в те годы, выделяется монография Ф. Железнова, где подробно описывается быт крестьян Воронежской  губернии. В 20 – 30 годы разворачиваются  исследования по проблемам народонаселения. Они базировались на переписи населения 1920 и 1926 гг. Особенно выделяется работа коллектива под руководством Е. Кабо. Теперь мы видим, что опросы всё же осуществлялись некоторыми центральными, провинциальными и американскими  газетами.

       «Изучение настроений трудящихся».

     Начиная с 30-х годов, проблематика исследований с помощью опросов, резко сужается, а к середине 30–х опросы вовсе  прекращаются. Они прекращаются в  том смысле, что полностью исчезают со страниц печати, но используются в той форме, которой необходимо правящей власти, т. е. Начиная с 30-х годов, проблематика исследований с помощью опросов, резко сужается, а к середине 30–х опросы вовсе прекращаются При партийных комитетах всех уровней решением ЦК ВКП (б) создаются отделы партийной информации. Используя самые разные источники, эти отделы регулярно готовили обобщающие записки о настроении в среде рабочих, на селе, в среде студенчества, молодежи вообще, интеллигенции, в армии, в партийных ячейках и самих органов НКВД-КГБ.

     Во  времена Ленина, информационные отделы парткомитетов собирали и доносили объективную информацию о политических настроениях по широкому кругу проблем  производственной и бытовой жизни  всех слоёв населения. По мере ужесточения  политико-идеологического режима службы информации, по существу, смыкались  по своим функциям со службами НКВД и ГБ. Они превращались в органы «партийной разведки» и политического  сыска. Их главная задача теперь состояла не в изучении общественного мнения, желаний и потребностей населения  страны. Информационные отделы занимались доносительством об антипартийных  и антисоветских настроений, с  одной стороны, и созданием впечатления  о том, что широкие массы с  энтузиазмом принимают очередные  партийные решения, с другой. К  брежневскому периоду эта система  достигла совершенства и слилась  с прессой и радио, т. е. органами пропаганды. Тем самым власти пытались создать образ процветающей страны с преобладающей демократической системой управления.

Информация о работе Общественное мнение в принятии решений органами государственной власти