Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Общественное мнение - понятие, на протяжении последних десятилетий практически полностью отсутствовавшее в политическом лексиконе советского общества. Сегодня вокруг него идут горячие споры: существовало ли общественное мнение в стране в эпоху Сталина и Брежнева? Существует ли оно сегодня? Одни на эти вопросы отвечают положительно, другие отрицательно. Однако правы и те, и другие, коль скоро в рамках европейской цивилизации данное понятие наделено не одним, а двумя различными смыслами: с одной стороны, это - политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти, представляет собой один из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой - это всего лишь со
Введение
Глава I. Сущность и содержание общественного мнения
История развития и изучения общественного мнения
Функции общественного мнения
Глава II. Влияние общественного мнения на принятие решений органами государственной власти
Изучение и анализ общественного мнения
Общественное мнение на примере предвыборных опросов 1993г.
Заключение
Список используемой литературы
В
конце 60-х годов ЦК КПСС и партийные
органы на местах начали привлекать социологов
к разработке «научных методов» анализа
писем трудящихся, создавались системы
обработки на ЭВМ информации о
письмах в газеты, в партийные
и государственные органы. Секретари
ЦК КПСС и местные партийные
К сожалению, всё «сказанное выше не имеет ничего общего с нормальной системой изучения общественного мнения. Она демонстрирует лишь её извращения в условиях тотально - идеологизированного и бюрократизированного советского государства, в котором сам объект – общественное мнение – если и существовал, то, как минимум игнорировался властями». Такое отношение существовало вплоть до начала горбачёвских реформ и установления принципа гласности общественно политической и экономической жизни общества.
Социология общественного мнения в 60-е до начала 80-х годов.
В
конце 50-х гг. с приходом к власти
Н. С. Хрущёва и общим «потеплением»
ситуация в стране возрождает интерес
к социологии и использованию
её методов. В 1958 г. была создана Советская
социологическая ассоциация, после
чего формируются различные
Спектр
социальных проблем, изучаемых с
использован6ием
В 1960 году при газете «Комсомольская, правда» начал работать Институт общественного мнения под руководством Б. А. Грушина. Этот институт, по существу, инициировал создание групп и лабораторий по опросам мнений во всей стране. В 1964 году при ЦК ВЛКСМ создаётся группа социологических исследований под руководством В. Г. Васильева, после чего были созданы аналогичные исследовательские структуры при более чем 40 областных, краевых, республиканских комитетах комсомола.
Изучение мнений, предпочтений активно проводится в рамках исследований в области социологии труда и свободного времени, социологии печати и др. Но, пожалуй, самое широкое распространение в этот период получают опросы разных групп о досуговых занятиях, предпочитаемых способов проведения свободного времени, жизненных планах. Результаты этих исследований сравнивались, анализировались устойчивость и надёжность данных, т.е. именно на этом эмпирическом материале в советской социологии формировалось, также впервые, особое направление – методологии социологических исследований
Между
тем оставалось своего рода нормой,
что опросы общественного мнения
преимущественно
Прорыв был сделан в 60-х гг. публикациями работ Б. Грушина, А Уделова, Ю Вооглайла и других, которые впервые в отечественной социологии сформулировали собственно научную парадигму предмета.
В процессе дискуссии
Субъектами
общественного мнения выступают
большие группы людей, объединенные
каким-либо общим признаком. Например,
проживание в одном городе, стране,
или занятие одним видом
Вообще
в опросах 60-х гг. советские социологи
много занимались методическими
и организационными проблемами. Анкетный
опрос и формализованное
1)
изучение формирование
2) разработка методологии,
В 1967 г. был начат проект «Таганрог», в котором выделялось две основные задачи исследования:
1)повышение
эффективности идеологической
2)
Расширение и
Проект Бориса Грушина «Общественное мнение».
В рамках этой таганрогского исследования Б. А. Грушин создал методологическую лабораторию исследователей общественного мнения. Был разработан тщательный инструментарий опросов граждан, контент - анализ прессы, наблюдение во время собраний, интервью с руководителями партийных и государственных органов и т. д.
Методологические
результаты этого проекта были большей
частью опубликованы под названием
«47 пятниц», т. к. семинар Б. Грушина
собирался по пятницам. В проекте
использовались четыре типа выборочного
дизайна (проекта выборки). Дизайн выборки
среди населения Таганрога как
пропорциональная квотная выборка.
Основу для неё исследователи
получили, проведя сплошную перепись
взрослых жителей Таганрога, принявших
участие в выборах в местные
советы весной 1967г. Но, обнаружив некоторые
расхождения, исследователи построили
другой дизайн выборки на основе систематического
отбора адресов респондентов из избирательных
списков. Помимо двух названных моделей
выборки, авторы использовали так же
направленные типологические выборки
по группам населения. В каждой группе
опрашивалось равное число респондентов
по заданной поло - возрастной квоте. Среди
некоторых профессиональных групп
проводился и сплошной опрос (журналисты,
лекторы общества «Знание» и т. п.).
Четвёртый метод сбора
Проект Владимира Шляпентоха: читатели газеты «Правда».
Столь же значительную роль сыграло исследование, проведённое под руководством В. Э. Шляпентоха. Если даже исследователь ставил перед собой достаточно узкую цель - изучения читающей аудитории газеты «Правда», то подход к данному вопросу в плане выборки был тщательно продуман. Соответственно были разработаны новые методы изучения общественного мнения, по средствам шести ступенчатой выборки. Так же уникальность этого исследования в том, что здесь впервые в отечественной практике изучения общественного мнения предпринята попытка разработки общенациональной территориальной вероятности выборки.
Дизайн
выборки базировался на данных Всесоюзной
переписи 1970 г. На первой ступени единицами
отбора были приняты области, края,
республики (не имеющие областного
деления). Так же за единицу отборы
были взяты такие города, как Москва
и Ленинград. «На второй ступени
отбирались районы областных центров,
города областного подчинения и административные
районы областей. На третьей – городские
и сельские населённые пункты этих
административных районов. На четвёртой
ступени в городах отбирались
территории, обслуживаемые жилищно-
Перед
опросом читателей «Правды», органа
ЦК КПСС, В Шляпентох встретил непонимание
со стороны редакции. «Партийные журналисты
полагали, что знают свою аудиторию
и опрос не нужен. Тогда Шляпентох
предложил редакторам отделов самим
заполнить анкету читателей, указать
в процентах ожидаемое
Опросы общественного мнения под контролем партии.
Все опросы в период 60-80-х гг. проводились экспедиционным способом с привлечением на местах интервьюеров (как правило, на общественных началах). Многими, особенно региональными центрами, широко использовалось групповое анкетирование по месту работы или учебы.
На этом этапе в советской социологии общественного мнения были на практике решены многие организационные и теоретические проблемы. По инициативе ЦК ВЛКСМ была создана первая всесоюзная сеть исследовательских центров, с помощью которой проведено несколько всесоюзных опросов молодежи. В институте конкретных социологических исследований на базе проекта «Таганрог» была отработана программа комплексного исследования с использованием неординарной модели выборки и совокупности методов сбора информации.
В
Ленинграде в филиале ИКСИ и в
ЛГУ, сформировался серьёзный
Общее
ужесточение идеологических требований
к социологии привело к резкому
ограничению количества исследований
в стране, к созданию системы партийного
контроля за всеми проводимыми
В ИКСИ все опросы общественного мнения были сосредоточены в отделе прикладных социологических исследований и проводились только по прямому указанию отделов ЦК КПСС. Данные опроса публиковались крайне ограниченно. В основном они использовались заказчиком. В течение 1973-1984гг. сектора этого отдела ежегодно проводили по 10-12 опросов. Специально изучались общественное мнение и настроения различных групп и слоёв населения: рабочей, студенческой, научно – технической молодёжи, интеллигенции, населения отдельных регионов и городов. В это же время достаточно активно велись опросы общественного мнения на местах. Так, в Грузии целый комплекс исследований провёл Центр изучения общественного мнения при ЦК КП Грузии.
Подъём общественного мнения на волне гласности и перестройки (конец 80-х – середина 90-х).
В начале 80-х годов, после июньского (1983) Пленума ЦК КПСС ситуация в социологии несколько либерализируется, снова появляется интерес к изучению общественного мнения. В Институте социологических исследований создается центр изучения общественного мнения. Опросы продолжают носить локальный характер. Налаживаются контакты с аналогичными центрами за рубежом. В проблематику опросов входят международные отношения. Серьёзным шагом на пути к гласности в опросах общественного мнения стало советско-французское исследование В. А. Мансурова в октябре 1987г. Впервые граждане СССР отвечали на вопросы об академике Сахарове, об отношении к войне в Афганистане, к антиалкогольной политике, высказывали суждения об изменениях, начавших в стране по инициативе М. С. Горбачева и получивших название «перестройка».
В
целом с конца 80-х гг. проведение
опросов общественного мнения совместно
с зарубежными
Информация о работе Общественное мнение в принятии решений органами государственной власти