Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:44, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка, туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности, приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.
Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности, высокомерия и чванства, недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних заблуждениях молодых людей.
Система образования
еще плохо формирует высокие
духовные запросы и эстетические
вкусы, стойкий иммунитет к
Совершенствование
народного образования
Если придерживаться формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.
Основная группа
педагогов — женщины, Хотя давно
стало очевидным, что в воспитании
мальчиков, юношей (да и девочек) школа
испытывает острую нехватку «мужского
влияния». Хотя за последнее время
существенно повышена зарплата учителей,
средние размеры заработка у
работников народного образования
все еще намного ниже, чем у
рабочих и инженерно-
Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство из них в материально-бытовом отношении обеспечены значительно хуже других сельских специалистов. Учителя нередко отвлекаются от выполнения педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними заданий. В результате бюджет времени учителя оказывается крайне напряженным, и очень мало его остается на самообразование.
Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без должного «прицела». Не избавлены они от нравственного падения, перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.
Формирование
педагогических кадров связано со спецификой
их труда. Оно органически не приемлет
ущемления их прав и авторитета,
не терпит и отвергает барски высокомерное
отношение к ним. Упорядочение режима
труда и отдыха педагогов —
тоже необходимая предпосылка их
гражданского и профессионального
роста. Улучшения требуют жилищно-
И если в заключение
этой темы упомянуть некоторые проблемы
материально-технического и финансового
обеспечения, то можно утверждать, что
господство остаточного принципа свело
на нет всякие возможности сделать
действенный рывок в
Одна из функций
народного образования —
Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производительным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к труду, открываются возможности применения в трудовой деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость производительного труда. Вне такого осознания выполнение учащимися трудовых функций оказывается, по словам А. С. Макаренко, «педагогически нейтральным». Люди трудились и трудятся во все времена, но только тогда, когда труд приобретает новое общественное качество, он становится одним из мощных факторов формирования духовного богатства личности.
В условиях рыночных
отношений возрастает роль непосредственного
участия старшеклассников, учащихся
ПТУ, студентов в решении конкретных
научно-производственных задач. Опыт многих
школ свидетельствует, например, о плодотворных
результатах участия подростков
в опытно-экспериментальном
В последнее
время общественность совместно
с работниками народного
В этой связи хотелось бы напомнить некоторые факты из истории. Первые школьные кооперативы появились в России в 1910—1912 годах. Именно в 1912 году Всероссийская выставка рассказала о кооперативах из Киева и Могилева. Революция детскую кооперацию не отменила. В 1924 году, по данным Центросоюза, действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций, более 50 тыс. мальчишек и девчонок равнялись в своей работе на взрослых. В 1925 году в некоторых областях детские кооперативы объединяли по 10—11% школьников.
Цели тогдашней кооперации были в основном, что называется, «снабженческими»: обеспечить ребят учебной литературой, дешевыми тетрадями и ручками. Причем иногда удавалось снизить цену учебника сразу наполовину. Дети бедняков вообще получали их бесплатно. Мало того, в больших кооперативах продавали ребятам горячие завтраки, булки, чай, создавали буфеты и столовые. Стоит отметить, что сегодня отнюдь не все школы этим могут похвастаться.
В целом существующая
система образования, ее многообразные
звенья представляют собой весьма противоречивую
картину, в которой позитивные сдвиги
еще нередко перемежаются с негативными
или неопределенными
По-прежнему остро
стоит вопрос о концепции народного
образования, его дальнейшем функционировании.
Основной упор делается на содержание
образования, на активные способы ввода
ребенка в мир как единое целое.
Во главу угла ставятся не отдельные
школьные предметы, не количество часов
на те или иные дисциплины и даже
не объем информации, а поиск новых
способов организации образования,
при которых в сознании ребенка
установилось бы как можно больше
прямых, личностных связей с мировоззрением.
Именно в этом подлинное богатство,
целостность и единство личности,
залог ее истинной свободы. И напротив,
чтобы управлять человеком, манипулировать
им, необходимо расчленить это единство,
разорвать его и
Преодоление инерции
общественного сознания в оценке
образования, возникающих в нем
«перекосов» — дело непростое. Успех
здесь определяется прежде всего
сдвигами в социально-экономических
условиях общества. Но воспитательные
усилия школы могут дать значительный
опережающий эффект, если в пропаганде
профессий, их общественной значимости
социальный идеал органически увязывается
с интересами людей, социальных и
демографических групп
Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.
Вместе с уже
известным переосмыслением
Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:
- утрате привычных целей школьного образования;
- остром недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.
Но если бы кризис
сводился только к данному ряду проблем,
его преодоление было бы лишь делом
времени и успешности реформирования
российского общественного
- проблема оптимизации
взаимодействия личности и
- проблема преодоления
дезинтегрированности
- проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;
- проблема развития
проблемного мышления у
- проблема преодоления
несводимости результатов