Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:44, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Превышение образовательного
уровня над требованиями рабочего места
играет позитивную роль в производстве,
создает резерв творческого потенциала
личности, квалификационного и
Формирование
потребительских стандартов населения.
Роль образования в экономике
шире производственных аспектов. Она
проявляется в потреблении
Привлечение экономических
ресурсов. Источники ресурсов различны:
от госбюджета до частных инвестиций.
По сути, они представляют заказчика
и неизбежно отражаются на содержании
и формах образования. Опора на госбюджет
рождает унификации, а ориентация
на деловые круги или спонсоров
усиливает автономию
Внутреннее распределение
экономических и иных ресурсов. Уполномоченные
на то структуры образования
Система образования
способна модифицировать экономические
стимулы и вносить такие
3 Функции образования в сфере культуры
Воспроизводство
социальных типов культуры. Образование
придает знанию технологичность, конструктивные
формы, благодаря которым становится
возможным его
Инновация в
сфере культуры осуществляется через
школу избирательно. Общественная система
образования транслирует лишь часть
инноваций, достигнутых в культуре.
Принимаются инновации из русла
доминантной культуры, не несущие
опасности для целостности
Формирование
и воспроизводство
4 Функции образования в социально-политической сфере
Формирование личности — один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.
Привитие образовательным
общностям приемлемых (разделяемых)
правовых и политических ценностей
и норм, способов участия в политической
жизни характерно для государственного
образования, но проявляется и в
сфере неформального
В национально-государственной
организации социума школа
В исследовательском
и практическом планах определение
функций образования служит выработке
универсальной системы
Проблемы социологии образования
Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно
становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.
Общество переходит
от сравнительно демократической системы
образования, доступной представителям
всех социальных групп, открытой для
контроля и воздействия со стороны
общества, к селективной, элитарной
модели, исходящей из идеи автономности
образования как в
В 1997/98 учебном году планировалось принять 82 тыс. студентов по платной форме обучения и около 60 тыс. — в негосударственные высшие учебные заведения, что составляет 26% от плана в государственные вузы (542,6 тыс.), или 40% от дневных форм обучения (361,1 тыс.). И если учесть, что доля «новых русских» и примкнувшим к ним относительно богатых людей не превышает 10%, то становится очевидным, что высшее образование развивается в интересах только отдельных социальных групп.
Аналогичные процессы
происходят в средней школе, хотя
там имеются свои специфические
особенности. Ситуация сейчас такова,
что, сломав старую систему среднего
образования и не создав новую, общество
попало в очень затруднительное
положение. Отказ от деятельности детских
общественных организаций, нищенское
положение учителя привели к
тому, что образование потеряло почти
все ориентиры, не обретя новых. В
этих условиях подрастающее поколение
лишено устойчивых нравственных идеалов
и ничего не получило взамен. Этот процесс
усугубляется попытками коммерциализации
школы, что отнюдь не всегда сопровождается
повышением качества обучения. Об этом
свидетельствуют серьезные
В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие пороки, уже не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеки от необходимого уровня.
Профессиональное
образование — важный этап в гражданском
становлении личности, в ее гармоническом
развитии. непонимание объективно необходимой
связи развитости и профессионализма
порождает не только схоластические
споры относительно «противоречия»
того и другого, но и серьезные
ошибки в практике работы с молодежью,
когда овладение
Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.
Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.
Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.
На сознание
и поведение молодых людей
большое влияние оказывает
Однако стиль работы директора (ректора), педагогических и ученых советов, классных руководителей, наставников далеко не всегда содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.